Первым распространять инфекционные болезни начал Сатана. История эта относится еще ко времени "до Моисея" или по крайней мере к более раннему, чем распространение Пятикнижия Моисеева.
В земле Уц, в северной части Аравии, жил весьма богатый скотовладелец Иов (евр. "удрученный, гонимый"). Он считался величайшим праведником своего времени. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана. Господь не поверил навету Сатаны и сказал ему следующее: "Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" [Иов 2:3-6]. На том они и порешили. "И отошел Сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" [Иов 2:7].
Болезнь лишила Иова права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его, Дина (дочь Иакова), презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но эти и другие несчастья не сломили Иова, он не потерял веру в Бога. Сатана же потерпел поражение; Бог исцелил Иова от болезни и обогатил его вдвое против прежнего.
Однако что же понималось под проказой у Иова? Вопрос можно поставить и по-иному. Какое средство использовал Сатана для первого акта биологического террора? Для получения ответа на него мы обратимся к исследованию известного в начале ХХ столетия врача-талмудиста А.Пясецкого (1902). По его данным, в древнееврейском тексте Ветхого Завета болезнь Иова называется "шхин-ро" - "скверное воспаление" и характеризуется следующим симптомами: Иов испытывает сильнейший зуд во всем теле, стреляющие боли в костях, не дающие ему спать по ночам и вынуждающие его метаться в постели, сильные боли в области почек; кроме того, Иов жалуется на желтуху, на сильное исхудание, на биение "жил", на сморщивание и расплывчатость кожи. Даже по этому скромному описанию видно, что не может быть и речи о той болезни, которую мы сегодня называем проказой. Пясецкий тоже затруднился с определением современного ему названия болезни.
Обратимся теперь к описанию болезни, приведенному в третьей книге Моисея ([Лев. 13:1-54]). В древнееврейском тексте книги она обозначается словом "цорраасс" (двукорневое слово, равное "цоро"+"роо", каждое из которых значит "зло", то есть оно выражает собой высшую степень зла, а не название самой болезни). В греческом же тексте, подготовленном во времена Птолемея Филадельфийского, оно переведено как "лепра"; переводчики с греческого на другие языки переводили его словом "проказа".
Симптоматология "цорраасс" вызывала недоумение у врачей, наблюдавших проказу в конце XIX столетия. Однако они сходились в том, что "цорраасс" заразен, передается в четырех поколениях и абсолютно смертелен, если только Господь не пожелает другого.
Первый случай применения Господом этой высшей степени эпидемического зла (и второй акт биотеррора), описанный в Библии, был направлен на Моисея, поначалу не пожелавшего взять на себя бремя освобождения израильского народа из египетского плена. В русском переводе Книги Исхода эти события описываются следующим образом: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" [Исх. 4:6-7]. Но не ко всем израильтянам Господь был столь милостив. Например, от "цорраасс" умер царь Азария (809-758 до Р.Х.; за то, что возгордился и посягал на священство). Он даже был похоронен на отдельном кладбище [2 Пар. 26:19].
Основываясь на исследовании Пясецкого, мы можем утверждать, что "цорраасс" включал в себя следующие симптомы: белую проказу - появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; чесотку, распространяющуюся с необыкновенной быстротой по всему телу; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться; образование чешуек на коже и их обильное шелушение; пятна различного цвета, имеющие тенденцию к углублению в кожу и к распространению по коже; "дикое мясо" - запущенные раны и язвы.
Сопоставляя клиническую картину "шхин-ро" и "цорраасс", нетрудно заметить, что в них речь идет об одной и той же болезни. Описание Иова - это жалобы больного; описание Моисея - это то, что врачи обычно записывают в историю болезни в разделе "объективно". Но удивительно здесь другое - оба описания, рассмотренные вместе, соответствуют терминальной стадии ВИЧ-инфекции.
Однако когда же в Египте появилась такая "проказа"? По Книге Исхода, египетская царевна Термутис (дочь Рамзеса II) собиралась купаться в Ниле, а не только гуляла по берегу [Исх. 2:5]. Предание сообщает, что царевна страдала проказой и хотела избавиться от нее, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к младенцу Моисею оказалось ей достаточно, чтобы исцелиться.
У фараона была и другая дочь - прокаженная, которую, по определению врачей, могла спасти только слюна человекоподобного речного существа. Термутис употребила для сестры слюну Моисея и тем исцелила ее. Этим и объясняется успех Моисея при дворе фараона (см. комментарии Г.Генкеля к переводу книги Иосифа Флавия "Иудейские древности", 1900).
Для нас же важен сам факт того, что еще за 80 лет до Исхода евреев из Египта болезнь, имеющая названия "шхин-ро" и "цорраасс", уже была настолько распространена среди населения страны, что добралась и до дворцов. Это явление во многом предопределило последующие события.
В земле Уц, в северной части Аравии, жил весьма богатый скотовладелец Иов (евр. "удрученный, гонимый"). Он считался величайшим праведником своего времени. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана. Господь не поверил навету Сатаны и сказал ему следующее: "Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" [Иов 2:3-6]. На том они и порешили. "И отошел Сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" [Иов 2:7].
Болезнь лишила Иова права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его, Дина (дочь Иакова), презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но эти и другие несчастья не сломили Иова, он не потерял веру в Бога. Сатана же потерпел поражение; Бог исцелил Иова от болезни и обогатил его вдвое против прежнего.
Однако что же понималось под проказой у Иова? Вопрос можно поставить и по-иному. Какое средство использовал Сатана для первого акта биологического террора? Для получения ответа на него мы обратимся к исследованию известного в начале ХХ столетия врача-талмудиста А.Пясецкого (1902). По его данным, в древнееврейском тексте Ветхого Завета болезнь Иова называется "шхин-ро" - "скверное воспаление" и характеризуется следующим симптомами: Иов испытывает сильнейший зуд во всем теле, стреляющие боли в костях, не дающие ему спать по ночам и вынуждающие его метаться в постели, сильные боли в области почек; кроме того, Иов жалуется на желтуху, на сильное исхудание, на биение "жил", на сморщивание и расплывчатость кожи. Даже по этому скромному описанию видно, что не может быть и речи о той болезни, которую мы сегодня называем проказой. Пясецкий тоже затруднился с определением современного ему названия болезни.
Обратимся теперь к описанию болезни, приведенному в третьей книге Моисея ([Лев. 13:1-54]). В древнееврейском тексте книги она обозначается словом "цорраасс" (двукорневое слово, равное "цоро"+"роо", каждое из которых значит "зло", то есть оно выражает собой высшую степень зла, а не название самой болезни). В греческом же тексте, подготовленном во времена Птолемея Филадельфийского, оно переведено как "лепра"; переводчики с греческого на другие языки переводили его словом "проказа".
Симптоматология "цорраасс" вызывала недоумение у врачей, наблюдавших проказу в конце XIX столетия. Однако они сходились в том, что "цорраасс" заразен, передается в четырех поколениях и абсолютно смертелен, если только Господь не пожелает другого.
Первый случай применения Господом этой высшей степени эпидемического зла (и второй акт биотеррора), описанный в Библии, был направлен на Моисея, поначалу не пожелавшего взять на себя бремя освобождения израильского народа из египетского плена. В русском переводе Книги Исхода эти события описываются следующим образом: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" [Исх. 4:6-7]. Но не ко всем израильтянам Господь был столь милостив. Например, от "цорраасс" умер царь Азария (809-758 до Р.Х.; за то, что возгордился и посягал на священство). Он даже был похоронен на отдельном кладбище [2 Пар. 26:19].
Основываясь на исследовании Пясецкого, мы можем утверждать, что "цорраасс" включал в себя следующие симптомы: белую проказу - появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; чесотку, распространяющуюся с необыкновенной быстротой по всему телу; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться; образование чешуек на коже и их обильное шелушение; пятна различного цвета, имеющие тенденцию к углублению в кожу и к распространению по коже; "дикое мясо" - запущенные раны и язвы.
Сопоставляя клиническую картину "шхин-ро" и "цорраасс", нетрудно заметить, что в них речь идет об одной и той же болезни. Описание Иова - это жалобы больного; описание Моисея - это то, что врачи обычно записывают в историю болезни в разделе "объективно". Но удивительно здесь другое - оба описания, рассмотренные вместе, соответствуют терминальной стадии ВИЧ-инфекции.
Однако когда же в Египте появилась такая "проказа"? По Книге Исхода, египетская царевна Термутис (дочь Рамзеса II) собиралась купаться в Ниле, а не только гуляла по берегу [Исх. 2:5]. Предание сообщает, что царевна страдала проказой и хотела избавиться от нее, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к младенцу Моисею оказалось ей достаточно, чтобы исцелиться.
У фараона была и другая дочь - прокаженная, которую, по определению врачей, могла спасти только слюна человекоподобного речного существа. Термутис употребила для сестры слюну Моисея и тем исцелила ее. Этим и объясняется успех Моисея при дворе фараона (см. комментарии Г.Генкеля к переводу книги Иосифа Флавия "Иудейские древности", 1900).
Для нас же важен сам факт того, что еще за 80 лет до Исхода евреев из Египта болезнь, имеющая названия "шхин-ро" и "цорраасс", уже была настолько распространена среди населения страны, что добралась и до дворцов. Это явление во многом предопределило последующие события.
Комментарий