космические суеверия
Американское космическое агентство НАСА признало, что некоторые американские астронавты отправлялись в космос в состоянии алкогольного опьянения.
Внутренний доклад агенства ссылается на комиссию независимых экспертов под руководством известного военного медика полковника ВВС Ричарда Бахманна, которая выявили случаи употребления космонавтами алкоголя прямо перед полетом.
Ричард Бахман рассказал журналистам, что один из американских астронавтов в нетрезвом состоянии был допущен к полету на МКС на российском космическом корабле «Союз».
Другого астронавта в таком же состоянии допустили к полету на американской шаттле. Состоялись эти полеты или нет, Бахман не сообщил, сославшись на компетенцию в этом вопросе НАСА.
Теперь НАСА начинает собственное расследование и намерено ужесточить медицинский контроль экипажей перед стартом. Согласно правилам полетов, которые известны каждому американскому астронавту, запрещено употреблять алкоголь позже, чем за 12 часов до предполагаемого старта. При этом негласной "нормой" является бутылка вина за 12 часов до отправки в космос. Отныне этой маленькой радости американские астронавты лишатся.
Георгий Гречко отметил, что требования отечественной космической медицины в отношении алкоголя весьма суровы:
«Ведь и у нас однажды вечером выпил космонавт с друзьями, утром опоздал на несколько минут на тренировку. От него пахло алкоголем, его не только с тренировки сняли, его из экипажа выгнали и поставили на его место другого. Он так и не полетел... ради какой-то рюмки».
Да и вряд ли кто-то из космонавтов после сурового отбора рискнет остаться на земле ради дозы спиртного: «Даже если он выпил почему-то, он не полетит в космос, потому что дублер рядом трезвый. Значит, полетит трезвый дублер. Кто же захочет за двенадцать часов до полета опять встать в какую-то очередь?»
Традиции, связанные с употреблением алкоголя за какое-то время до полета, существуют не только в НАСА, но и у нас.
В основном отдуваться приходится дублерам. Первый раз - за 12 дней до старта, когда основной и дублирующий экипажи прибывают на Байконур. Пока основной экипаж облачается в скафандры, дублирующие их космонавты проводят тренировку в космическом корабле. А когда дублеры освобождают корабль для работы основного экипажа, их ведут в специальную комнату, где вторые номера обязаны пропустить по 100 граммов чистого технического спирта. Основному экипажу, который через несколько дней ждут колоссальные перегрузки и невесомость, позволяют только глоток шампанского - после утверждения их госкомиссией в составе основного экипажа.
За полчаса до старта дублеры пьют символические 50 грамм «за удачу».
Существует эта традиция с 1992 года, и нарушалась она всего дважды - причем оба раза совпали с неприятностями. С тех пор космонавты предпочитают ее придерживаться.
При этом весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую можно выпить уже на земле, после удачного полёта. Но до старта автографов никто не дает - есть шанс быть снятым с программы вплоть до последнего дня перед запуском.
Космонавты и специалисты, готовящие космический корабль к старту на Земле, - люди весьма суеверные.
Например, старт какого-либо корабля могут назвать «крайним», «итоговым», каким угодно, но не последним. Также космонавты никогда не прощаются с провожающими - от греха подальше.
Большинство суеверий и примет приписывают Сергею Королеву. Например, у знаменитого Главного конструктора был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он всё равно нажимал на кнопку, потому что Королёв считал, что у того человека «лёгкая рука». Он же лично следил за тем, чтобы на стартовой площадке во время запуска не показывался один из конструкторов, во время дежурства которого случилась какая-то неприятность.
Генеральный конструктор всегда переносил дату старта, если она приходилась на понедельник. Из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты на самом «верху». Когда 10 октября 1960 г. все-таки выкатили ракету-носитель «Молния» на старт в понедельник, она взорвалась. Следующая попытка запустить космический корабль в понедельник была предпринята 11 ноября 1961 года и закончилась таким же печальным исходом. Cпутник-разведчик «Зенит» на орбиту так и не попал - взорвалась ракета-носитель. Еще одна неудачная попытка была предпринята 20 апреля 1964 года. Ракетчики с завидным упорством пытались запустить хоть что-нибудь в понедельник, но на четыре успешных старта пришлось 11 «понедельничных» аварий. И с 1965 года понедельник в советской космонавтике стал считаться чуть ли не официальным «не стартовым» днем. С суевериями Королева, непостижимым образом подтвердившимися на практике, спорить никто уже не собирается. Кстати, сам Генеральный конструктор так никогда и не смог объяснить, почему ему изначально не приглянулся именно понедельник.
"Несчастливой датой на Байконуре считается 24 октября. В этот день вообще не проводят никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек, а 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек. Но с момента обретения Казахстаном независимости старт ни разу не откладывался по этой причине - видимо, к этому суеверию на «Байконуре» относятся менее трепетно.
С цифрой 13 никаких особенных суеверий у российских космонавтов и ракетчиков не связано, хоть это число и мало кому нравится. Зато в НАСА 13-е число очень не любят - были уже неприятные инциденты. Так, знаменитый лунный "Аполлон-13" отправился к спутнику земли 11 апреля, а 13 числа на борту корабля произошел взрыв.
На космодроме Плесецк перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня» - говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды, когда забыли написать заветное слово, ракета взорвалась во время старта.
На Байконуре вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни», а утром каждый прилежно расписывается на двери гостиничного номера. Как говорят, они покрыты автографами снизу доверху. Закрашивать или мыть двери категорически запрещено. Неподалеку от стартовой площадки автобус с космонавтами останавливается, они выходят из него и усердно орошают правое заднее колесо - именно так сделал перед своим полетом Юрий Гагарин. Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок. А вместе с экипажем в космос обычно отправляется игрушка, которая играет не только роль талисмана, но и помогает космонавтам уловить момент, когда наступает состояние невесомости.
Сложные ритуалы с удовольствием исполняют и космонавты из других стран, которые взлетают с российских космодромов.
А после первого старта российско-американского экипажа на Международную космическую станцию в 2000 году американцы внесли и свою лепту. Тогда жена командира экспедиции Уильяма Шепарда Бет закурила особую сигару - так родственники членов экипажей давно уже делают после запуска «шаттлов». А сам Шепард, бывший военный подводник, попросил, чтобы, провожая на старт, начальство пожелало космонавтам «сильного ветра и быстрого корабля», что соответствует нашему напутствию «семь футов под килем». После благополучного старта и возвращения русско-американской экспедиции горячие головы немедленно решили вплести американские обычаи в российский ритуал.
Немало суеверий существует и у самих американских астронавтов. Космическая программа NASA вообще насыщена ритуалами, амулетами, счастливыми числами и другими средствами защиты от плохой кармы - не только от катастрофы, но и от технических и погодных проблем.
Согласно обычаю, который уходит корнями в первую миссию шаттла 1981 года, экипаж не покидает раздевалки до тех пор, пока командир не проиграет в карточной игре. Они играют в покер до тех пор, пока у командира не окажутся на руках слабейшие карты.
Некоторые менеджеры настаивают на необходимости надевать определенную одежду. В эру "Апполона" менеджер программы Lunar Orbiter Ли Шерер всегда носил одну и ту же спортивную куртку. Когда программа закончилась, Шерер разорвал куртку на лоскуты и раздал их коллегам.
Чуть более странная церемония произошла до запуска ракетных миссий "Титан" в 1960-х годах. Члены коллектива, готовившего старт, встречались вечером накануне запуска, и самый молодой зарывал в песок нож, кладя его в направлении маршрута полета.
Не менее важное место занимает и нумерология. Космические миссии шаттлов получали номера STS-1, STS-2 и так далее (STS - это Space Transportation System, транспортная космическая система). Затем NASA превратило последовательную систему идентификации в неудобную комбинацию чисел и букв, которая включала даже отчетный год, и таким образом избежало числа 13.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
Американское космическое агентство НАСА признало, что некоторые американские астронавты отправлялись в космос в состоянии алкогольного опьянения.
Внутренний доклад агенства ссылается на комиссию независимых экспертов под руководством известного военного медика полковника ВВС Ричарда Бахманна, которая выявили случаи употребления космонавтами алкоголя прямо перед полетом.
Ричард Бахман рассказал журналистам, что один из американских астронавтов в нетрезвом состоянии был допущен к полету на МКС на российском космическом корабле «Союз».
Другого астронавта в таком же состоянии допустили к полету на американской шаттле. Состоялись эти полеты или нет, Бахман не сообщил, сославшись на компетенцию в этом вопросе НАСА.
Теперь НАСА начинает собственное расследование и намерено ужесточить медицинский контроль экипажей перед стартом. Согласно правилам полетов, которые известны каждому американскому астронавту, запрещено употреблять алкоголь позже, чем за 12 часов до предполагаемого старта. При этом негласной "нормой" является бутылка вина за 12 часов до отправки в космос. Отныне этой маленькой радости американские астронавты лишатся.
Георгий Гречко отметил, что требования отечественной космической медицины в отношении алкоголя весьма суровы:
«Ведь и у нас однажды вечером выпил космонавт с друзьями, утром опоздал на несколько минут на тренировку. От него пахло алкоголем, его не только с тренировки сняли, его из экипажа выгнали и поставили на его место другого. Он так и не полетел... ради какой-то рюмки».
Да и вряд ли кто-то из космонавтов после сурового отбора рискнет остаться на земле ради дозы спиртного: «Даже если он выпил почему-то, он не полетит в космос, потому что дублер рядом трезвый. Значит, полетит трезвый дублер. Кто же захочет за двенадцать часов до полета опять встать в какую-то очередь?»
Традиции, связанные с употреблением алкоголя за какое-то время до полета, существуют не только в НАСА, но и у нас.
В основном отдуваться приходится дублерам. Первый раз - за 12 дней до старта, когда основной и дублирующий экипажи прибывают на Байконур. Пока основной экипаж облачается в скафандры, дублирующие их космонавты проводят тренировку в космическом корабле. А когда дублеры освобождают корабль для работы основного экипажа, их ведут в специальную комнату, где вторые номера обязаны пропустить по 100 граммов чистого технического спирта. Основному экипажу, который через несколько дней ждут колоссальные перегрузки и невесомость, позволяют только глоток шампанского - после утверждения их госкомиссией в составе основного экипажа.
За полчаса до старта дублеры пьют символические 50 грамм «за удачу».
Существует эта традиция с 1992 года, и нарушалась она всего дважды - причем оба раза совпали с неприятностями. С тех пор космонавты предпочитают ее придерживаться.
При этом весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую можно выпить уже на земле, после удачного полёта. Но до старта автографов никто не дает - есть шанс быть снятым с программы вплоть до последнего дня перед запуском.
Космонавты и специалисты, готовящие космический корабль к старту на Земле, - люди весьма суеверные.
Например, старт какого-либо корабля могут назвать «крайним», «итоговым», каким угодно, но не последним. Также космонавты никогда не прощаются с провожающими - от греха подальше.
Большинство суеверий и примет приписывают Сергею Королеву. Например, у знаменитого Главного конструктора был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он всё равно нажимал на кнопку, потому что Королёв считал, что у того человека «лёгкая рука». Он же лично следил за тем, чтобы на стартовой площадке во время запуска не показывался один из конструкторов, во время дежурства которого случилась какая-то неприятность.
Генеральный конструктор всегда переносил дату старта, если она приходилась на понедельник. Из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты на самом «верху». Когда 10 октября 1960 г. все-таки выкатили ракету-носитель «Молния» на старт в понедельник, она взорвалась. Следующая попытка запустить космический корабль в понедельник была предпринята 11 ноября 1961 года и закончилась таким же печальным исходом. Cпутник-разведчик «Зенит» на орбиту так и не попал - взорвалась ракета-носитель. Еще одна неудачная попытка была предпринята 20 апреля 1964 года. Ракетчики с завидным упорством пытались запустить хоть что-нибудь в понедельник, но на четыре успешных старта пришлось 11 «понедельничных» аварий. И с 1965 года понедельник в советской космонавтике стал считаться чуть ли не официальным «не стартовым» днем. С суевериями Королева, непостижимым образом подтвердившимися на практике, спорить никто уже не собирается. Кстати, сам Генеральный конструктор так никогда и не смог объяснить, почему ему изначально не приглянулся именно понедельник.
"Несчастливой датой на Байконуре считается 24 октября. В этот день вообще не проводят никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек, а 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек. Но с момента обретения Казахстаном независимости старт ни разу не откладывался по этой причине - видимо, к этому суеверию на «Байконуре» относятся менее трепетно.
С цифрой 13 никаких особенных суеверий у российских космонавтов и ракетчиков не связано, хоть это число и мало кому нравится. Зато в НАСА 13-е число очень не любят - были уже неприятные инциденты. Так, знаменитый лунный "Аполлон-13" отправился к спутнику земли 11 апреля, а 13 числа на борту корабля произошел взрыв.
На космодроме Плесецк перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня» - говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды, когда забыли написать заветное слово, ракета взорвалась во время старта.
На Байконуре вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни», а утром каждый прилежно расписывается на двери гостиничного номера. Как говорят, они покрыты автографами снизу доверху. Закрашивать или мыть двери категорически запрещено. Неподалеку от стартовой площадки автобус с космонавтами останавливается, они выходят из него и усердно орошают правое заднее колесо - именно так сделал перед своим полетом Юрий Гагарин. Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок. А вместе с экипажем в космос обычно отправляется игрушка, которая играет не только роль талисмана, но и помогает космонавтам уловить момент, когда наступает состояние невесомости.
Сложные ритуалы с удовольствием исполняют и космонавты из других стран, которые взлетают с российских космодромов.
А после первого старта российско-американского экипажа на Международную космическую станцию в 2000 году американцы внесли и свою лепту. Тогда жена командира экспедиции Уильяма Шепарда Бет закурила особую сигару - так родственники членов экипажей давно уже делают после запуска «шаттлов». А сам Шепард, бывший военный подводник, попросил, чтобы, провожая на старт, начальство пожелало космонавтам «сильного ветра и быстрого корабля», что соответствует нашему напутствию «семь футов под килем». После благополучного старта и возвращения русско-американской экспедиции горячие головы немедленно решили вплести американские обычаи в российский ритуал.
Немало суеверий существует и у самих американских астронавтов. Космическая программа NASA вообще насыщена ритуалами, амулетами, счастливыми числами и другими средствами защиты от плохой кармы - не только от катастрофы, но и от технических и погодных проблем.
Согласно обычаю, который уходит корнями в первую миссию шаттла 1981 года, экипаж не покидает раздевалки до тех пор, пока командир не проиграет в карточной игре. Они играют в покер до тех пор, пока у командира не окажутся на руках слабейшие карты.
Некоторые менеджеры настаивают на необходимости надевать определенную одежду. В эру "Апполона" менеджер программы Lunar Orbiter Ли Шерер всегда носил одну и ту же спортивную куртку. Когда программа закончилась, Шерер разорвал куртку на лоскуты и раздал их коллегам.
Чуть более странная церемония произошла до запуска ракетных миссий "Титан" в 1960-х годах. Члены коллектива, готовившего старт, встречались вечером накануне запуска, и самый молодой зарывал в песок нож, кладя его в направлении маршрута полета.
Не менее важное место занимает и нумерология. Космические миссии шаттлов получали номера STS-1, STS-2 и так далее (STS - это Space Transportation System, транспортная космическая система). Затем NASA превратило последовательную систему идентификации в неудобную комбинацию чисел и букв, которая включала даже отчетный год, и таким образом избежало числа 13.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников