Иисус Христос провозгласил: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:43-45).
Хотя в ВЗ НИГДЕ не сказано о "ненависти " к врагам, Иисус,призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу: А я говорю вам: не противься злому. И если кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... (Мф 5:39-40).
В заповеди о любви к врагам Христос в виде примеров, уточняет формы проявления вражды.Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться и при помощи любви сделать из врага друга.
Но , зачем нужно любить врагов вместо того, чтобы бороться с ними и ограждать себя от них? - этот вопрос на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времен
Сам Иисус , отвечая на него, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут Сынами Отца Небесного, достойными Бога, подобными Ему в мыслях, делах. А Бог любит всех людей на свете.
повелевает солнцу" восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:45). За обижающих нужно молиться. При помощи молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам. Так учит Христос.
Согласно Его учению, тот, кто обижает, совершает грех; если же кто противится обижающему (физически), тот совершает такой же грех, как и он. Др. словами, побеждай врага великодушием и непротивлением злу.
Логически из Заповеди о непротивлении неизбежно вытекает запрет: нельзя ни под каким предлогом делать зла: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого. И вот тут-то люди принимают церковное учение, которое заменяет всевозможными ухищрениями в толковании чётко сформулированный призыв Христа, допуская необходимость существования карательных органов, участия в военных действиях и т.д. Эти "исключения" обьясняют тем, что непротивление злу вовсе не значит, что вовсе не нужно наказывать всякое зло; защищать невинных и наказывать злых есть "священная обязаннность начальства"; начальника Павел именует "Божьим слугой, отмстителем "в наказание делающему злое" (Рим 13:4). Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам.Так учит церковь, признавая что Заповедь Христа играет роль нравственного ИДЕАЛА, не достижимого в масштабах государства, поскольку её выполнение неизбежно привело бы к разрушению. С чем невозможно не согласиться!
Рассмотрим теперь, насколько применима Заповедь о непротивлении как нравственное требование к отдельному человеку с точки зрения "аргумента защиты слабого", т.е. права жертвы на эффективную защиту от любых посягательств насильника. Этот аргумент "невинной жертвы" можно расценить как отражение неизбежного полного теоретич. и практич. фиаско христ-го морализма, т.к. человек, оказавшись в ситуации жертвы , просто не сможет сочетать следование категорическому запрету на противление насилием и стремление соблюсти Заповедь с сохранением нравственной (как и психической) адекватности. Невозможно практически хранить верность отвлечённой нормативности нравственного закона, или презумпцию гипотетической возможности исправления злодея, пренебрегая при этом правом жертвы на защиту!
Т.о. при попытке перенести Заповедь в реальную плоскость действия, возникают сомнения в её истинной моральной ценности. Гораздо чаще на практике реализуется не вариант пробуждения совести и раскаяние, а сценарий, по которому преступник, не встретив отпора, становится всё более опасным как для лотдельного человека, так и для окружающих. Попытка рассматривать подставление другой щеки как универсальный практический нравственный идеал привела бы мир к разрушению.
Церковь утверждает, что учение Христа Божественно, но исполнение его невозможно по слабости людей и только "благодать" может содействовать его исполнению. Поэтому Заповедь следует считать идеалом, нравственным ориентиром человека. Тем не менее, идеал даёт бесспорную мотивацию для требуемого на практике поведения.
Как можно признавать учение Священным, не считая его исполнимым?
Ваше отношение к заповеди о непротивлении и любви к врагам?
Хотя в ВЗ НИГДЕ не сказано о "ненависти " к врагам, Иисус,призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу: А я говорю вам: не противься злому. И если кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... (Мф 5:39-40).
В заповеди о любви к врагам Христос в виде примеров, уточняет формы проявления вражды.Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться и при помощи любви сделать из врага друга.
Но , зачем нужно любить врагов вместо того, чтобы бороться с ними и ограждать себя от них? - этот вопрос на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времен
Сам Иисус , отвечая на него, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут Сынами Отца Небесного, достойными Бога, подобными Ему в мыслях, делах. А Бог любит всех людей на свете.
повелевает солнцу" восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:45). За обижающих нужно молиться. При помощи молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам. Так учит Христос.
Согласно Его учению, тот, кто обижает, совершает грех; если же кто противится обижающему (физически), тот совершает такой же грех, как и он. Др. словами, побеждай врага великодушием и непротивлением злу.
Логически из Заповеди о непротивлении неизбежно вытекает запрет: нельзя ни под каким предлогом делать зла: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого. И вот тут-то люди принимают церковное учение, которое заменяет всевозможными ухищрениями в толковании чётко сформулированный призыв Христа, допуская необходимость существования карательных органов, участия в военных действиях и т.д. Эти "исключения" обьясняют тем, что непротивление злу вовсе не значит, что вовсе не нужно наказывать всякое зло; защищать невинных и наказывать злых есть "священная обязаннность начальства"; начальника Павел именует "Божьим слугой, отмстителем "в наказание делающему злое" (Рим 13:4). Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам.Так учит церковь, признавая что Заповедь Христа играет роль нравственного ИДЕАЛА, не достижимого в масштабах государства, поскольку её выполнение неизбежно привело бы к разрушению. С чем невозможно не согласиться!
Рассмотрим теперь, насколько применима Заповедь о непротивлении как нравственное требование к отдельному человеку с точки зрения "аргумента защиты слабого", т.е. права жертвы на эффективную защиту от любых посягательств насильника. Этот аргумент "невинной жертвы" можно расценить как отражение неизбежного полного теоретич. и практич. фиаско христ-го морализма, т.к. человек, оказавшись в ситуации жертвы , просто не сможет сочетать следование категорическому запрету на противление насилием и стремление соблюсти Заповедь с сохранением нравственной (как и психической) адекватности. Невозможно практически хранить верность отвлечённой нормативности нравственного закона, или презумпцию гипотетической возможности исправления злодея, пренебрегая при этом правом жертвы на защиту!
Т.о. при попытке перенести Заповедь в реальную плоскость действия, возникают сомнения в её истинной моральной ценности. Гораздо чаще на практике реализуется не вариант пробуждения совести и раскаяние, а сценарий, по которому преступник, не встретив отпора, становится всё более опасным как для лотдельного человека, так и для окружающих. Попытка рассматривать подставление другой щеки как универсальный практический нравственный идеал привела бы мир к разрушению.
Церковь утверждает, что учение Христа Божественно, но исполнение его невозможно по слабости людей и только "благодать" может содействовать его исполнению. Поэтому Заповедь следует считать идеалом, нравственным ориентиром человека. Тем не менее, идеал даёт бесспорную мотивацию для требуемого на практике поведения.
Как можно признавать учение Священным, не считая его исполнимым?
Ваше отношение к заповеди о непротивлении и любви к врагам?
Комментарий