Одной из самых загадочных фигур Нового Завета является Иаков, брат Господень, Иаков Праведный.
Иаков - единственный апостол, о чьей мученической кончине имеется историческое подтверждение( «Иуд.древности» Книга 20,глава 9,1; Евсевий Кесарийский «Церковная история» 2; 23, 3)
После казни Иисуса Иаков стал главой всей общины Его последователей и занимал эту должность 30 лет до самой своей гибели . Указывалось, что никто, ни при каких обстоятельствах не имеет права проповедовать Иисуса, не имея на то письма от Иакова.
Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. 2:1). Сам Евсевий в I:12 своей Церк. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в 7:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Бл. Иероним пишет, что Иаков был посвящён апостолами в епископы Иерусалима сразу после «страстей Господних»
Согласно древнему церковному преданию, братья Иисуса дети Иосифа Обручника от первого его брака. Из четырех братьев , упоминаемых в Евангелии (Мф 13:55; Мк 6:3), Иаков был, несомненно, старшим и выделялся из них особенною праведностью. Он сопутствовал Иосифу и Марии Деве с младенцем Иисусом в бегстве их в Египет от преследования Ирода. По свидетельству Егезиппа (у Евсевия, Церк. Ист. II:23), Св. Иаков был назорей от чрева матери своей: «не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане».
Именно в силу особенной преданности Иакова и братьев его Закону, они во все время земной жизни Иисуса Христа оставались неверующими. В период проповедования Иисуса Его семья не могла ни понять Его, ни сочувствовать Ему и желала приостановить Его деятельность (Мат. 12,46-50; Мар. 3,21.31-35; Иоан. 7,3-9). Иоанн говорит прямо: "ибо и братья Его не веровали в Него" (Иоан. 7,5). Таким образом, в период земного проповедования Иисуса Иаков относился к Его противникам.
Лишь в начале книги Деяний апостолов (Деян I:14) имеется первое упоминание о братьях в числе верующих вместе с 11 апостолами и Девой Марией. Такой переход Иакова от неверия к вере совершился, благодаря Воскресению Иисуса Христа и явлению Его Иакову (1 Кор 9:5, XV:5).
Обращение Иакова повлекло за собою и обращение других братьев.
Иаков с сочувствием относился к иудеям, соблюдавшим иудейский Закон, убедительно настаивал на том, чтобы не оскорбляли их убеждений и даже убедил Павла продемонстрировать свою верность Закону, побудив его принять на себя расходы некоторых иудеев, давших обет назорейства.
Иаков, брат Господень, как в жизни и деятельности своей, так и в своих воззрениях, представляет собою пример истинного иудео-христианина ; в его личности мы имеем лучший пример объединения Ветхого и Нового Заветов на жизненно-практической почве. Относясь с великим уважением к Закону Моисееву в его целом и соблюдая его обрядовые предписания, даже советуя Апостолу Павлу исполнить обряд очищения (Деян 21:18-26) ради умиротворения членов Иерусалимской церкви, Иаков, однако, на апостольском соборе первый возвышает голос свой об освобождении уверовавших из язычников от ига Моисеева Закона (Деян 15:13-21).
Не разрывая национально-исторической связи с иудейством, как вековым наследием отцов, св. Иаков, однако, допускает исполнение ветхозаветных обычаев и обрядов . Нравственная жизнь христианина, по учению св. Иакова, нормируется царственным законом Свободы (Иак I:25, II:12); все совершенствование и оправдание христианина совершается только через союз со Христом в живой и деятельной вере (Иак II:14-26), и лишь деятельную христианскую любовь он признает общею обязанностью каждого (Иак I:27).
Само назорейство св. Иакова, будучи по форме иудейским, по духу являлось христианским: его не без основания можно считать прототипом христианского аскетизма (и монашества). Пользуясь великим уважением всех верующих и неверующих, он безвыходно прожил в Иерусалиме до самой мученической своей кончины (может быть, около 64 года по Р. X.),
Раннехристианские предания и традиция последовательны в том, что Иаков умер мученической смертью. Описание обстоятельств его гибели различаются между собой, но утверждение о том, что он умер мучеником, остается неизменным.
Подробное сообщение о гибели Иакова полностью сохранилось у Евсевия ("История Церкви" 2,23).
"Руководство Церковью перешло к брату Господа Иакову...
За его необычную добродетельность его называли Справедливым..
.. некоторые ... не верили ни в Воскресение, ни в Того, Кто воздаст каждому по делам его; уверовавшие же в это уверовали благодаря Иакову. И вследствие того, что многие из правителей тоже уверовали,
возникло среди иудеев, книжников и фарисеев смятение, потому что, говорили они, есть опасность, что все люди будут ждать Иисуса Христа...
...книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и воззвали к нему: "О ты, Справедливый, к которому мы все должны прислушиваться ибо народ уходит с пути истинного скажи нам, где дорога Иисуса?Праведный! Мы умоляем тебя, урезонь народ насчет Иисуса не ступать на ложный путь, потому что весь народ и все мы верим тебе;...народ в заблуждении об Иисусе распятом..".
И ответил он громким голосом: "Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных". ...и они исполнили сказанное у Исайи: "Давайте устраним Справедливого, потому что он причиняет нам неприятности; и потому они будут вкушать плоды дел своих".
И они поднялись наверх и сбросили Справедливого вниз..и он погиб смертью мученика. И они похоронили его тут же около Храма...»
Это описание многие исследователи считают легендой.
Не исключается также,что Иаков все же считал себя скорее приверженцем одной из сект иудаизма, нежели проповедником новой религии. По мнению ряда исследователей НЗ, Иаков оставался иудеем, хотя и ставшим последователем Иисуса, но не изменившим также и своему исконному вероисповеданию.
Даже после того, как Иаков стал христианином, он сохранял абсолютную верность ортодоксальному иудейскому закону настолько, что иудеи считали его своим.
Как вы считаете, верил ли Иаков в своего брата Иисуса Христа только как в Мессию Израиля, или также как в Бога?
Будучи иудеем , Иаков должен был верить, что Бог вечен, что Он не изменяется, не рождается и не умирает и не может "стать плотью" . Мог ли он как «иудео-христианин», сочетать эту веру с верой в божественность Христа ?
Иаков - единственный апостол, о чьей мученической кончине имеется историческое подтверждение( «Иуд.древности» Книга 20,глава 9,1; Евсевий Кесарийский «Церковная история» 2; 23, 3)
После казни Иисуса Иаков стал главой всей общины Его последователей и занимал эту должность 30 лет до самой своей гибели . Указывалось, что никто, ни при каких обстоятельствах не имеет права проповедовать Иисуса, не имея на то письма от Иакова.
Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. 2:1). Сам Евсевий в I:12 своей Церк. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в 7:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Бл. Иероним пишет, что Иаков был посвящён апостолами в епископы Иерусалима сразу после «страстей Господних»
Согласно древнему церковному преданию, братья Иисуса дети Иосифа Обручника от первого его брака. Из четырех братьев , упоминаемых в Евангелии (Мф 13:55; Мк 6:3), Иаков был, несомненно, старшим и выделялся из них особенною праведностью. Он сопутствовал Иосифу и Марии Деве с младенцем Иисусом в бегстве их в Египет от преследования Ирода. По свидетельству Егезиппа (у Евсевия, Церк. Ист. II:23), Св. Иаков был назорей от чрева матери своей: «не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане».
Именно в силу особенной преданности Иакова и братьев его Закону, они во все время земной жизни Иисуса Христа оставались неверующими. В период проповедования Иисуса Его семья не могла ни понять Его, ни сочувствовать Ему и желала приостановить Его деятельность (Мат. 12,46-50; Мар. 3,21.31-35; Иоан. 7,3-9). Иоанн говорит прямо: "ибо и братья Его не веровали в Него" (Иоан. 7,5). Таким образом, в период земного проповедования Иисуса Иаков относился к Его противникам.
Лишь в начале книги Деяний апостолов (Деян I:14) имеется первое упоминание о братьях в числе верующих вместе с 11 апостолами и Девой Марией. Такой переход Иакова от неверия к вере совершился, благодаря Воскресению Иисуса Христа и явлению Его Иакову (1 Кор 9:5, XV:5).
Обращение Иакова повлекло за собою и обращение других братьев.
Иаков с сочувствием относился к иудеям, соблюдавшим иудейский Закон, убедительно настаивал на том, чтобы не оскорбляли их убеждений и даже убедил Павла продемонстрировать свою верность Закону, побудив его принять на себя расходы некоторых иудеев, давших обет назорейства.
Иаков, брат Господень, как в жизни и деятельности своей, так и в своих воззрениях, представляет собою пример истинного иудео-христианина ; в его личности мы имеем лучший пример объединения Ветхого и Нового Заветов на жизненно-практической почве. Относясь с великим уважением к Закону Моисееву в его целом и соблюдая его обрядовые предписания, даже советуя Апостолу Павлу исполнить обряд очищения (Деян 21:18-26) ради умиротворения членов Иерусалимской церкви, Иаков, однако, на апостольском соборе первый возвышает голос свой об освобождении уверовавших из язычников от ига Моисеева Закона (Деян 15:13-21).
Не разрывая национально-исторической связи с иудейством, как вековым наследием отцов, св. Иаков, однако, допускает исполнение ветхозаветных обычаев и обрядов . Нравственная жизнь христианина, по учению св. Иакова, нормируется царственным законом Свободы (Иак I:25, II:12); все совершенствование и оправдание христианина совершается только через союз со Христом в живой и деятельной вере (Иак II:14-26), и лишь деятельную христианскую любовь он признает общею обязанностью каждого (Иак I:27).
Само назорейство св. Иакова, будучи по форме иудейским, по духу являлось христианским: его не без основания можно считать прототипом христианского аскетизма (и монашества). Пользуясь великим уважением всех верующих и неверующих, он безвыходно прожил в Иерусалиме до самой мученической своей кончины (может быть, около 64 года по Р. X.),
Раннехристианские предания и традиция последовательны в том, что Иаков умер мученической смертью. Описание обстоятельств его гибели различаются между собой, но утверждение о том, что он умер мучеником, остается неизменным.
Подробное сообщение о гибели Иакова полностью сохранилось у Евсевия ("История Церкви" 2,23).
"Руководство Церковью перешло к брату Господа Иакову...
За его необычную добродетельность его называли Справедливым..
.. некоторые ... не верили ни в Воскресение, ни в Того, Кто воздаст каждому по делам его; уверовавшие же в это уверовали благодаря Иакову. И вследствие того, что многие из правителей тоже уверовали,
возникло среди иудеев, книжников и фарисеев смятение, потому что, говорили они, есть опасность, что все люди будут ждать Иисуса Христа...
...книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и воззвали к нему: "О ты, Справедливый, к которому мы все должны прислушиваться ибо народ уходит с пути истинного скажи нам, где дорога Иисуса?Праведный! Мы умоляем тебя, урезонь народ насчет Иисуса не ступать на ложный путь, потому что весь народ и все мы верим тебе;...народ в заблуждении об Иисусе распятом..".
И ответил он громким голосом: "Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных". ...и они исполнили сказанное у Исайи: "Давайте устраним Справедливого, потому что он причиняет нам неприятности; и потому они будут вкушать плоды дел своих".
И они поднялись наверх и сбросили Справедливого вниз..и он погиб смертью мученика. И они похоронили его тут же около Храма...»
Это описание многие исследователи считают легендой.
Не исключается также,что Иаков все же считал себя скорее приверженцем одной из сект иудаизма, нежели проповедником новой религии. По мнению ряда исследователей НЗ, Иаков оставался иудеем, хотя и ставшим последователем Иисуса, но не изменившим также и своему исконному вероисповеданию.
Даже после того, как Иаков стал христианином, он сохранял абсолютную верность ортодоксальному иудейскому закону настолько, что иудеи считали его своим.
Как вы считаете, верил ли Иаков в своего брата Иисуса Христа только как в Мессию Израиля, или также как в Бога?
Будучи иудеем , Иаков должен был верить, что Бог вечен, что Он не изменяется, не рождается и не умирает и не может "стать плотью" . Мог ли он как «иудео-христианин», сочетать эту веру с верой в божественность Христа ?
Комментарий