Вопрос: но вы забыли упомянуть канон 1 (речь идет о каноне Тридентского собора - примечание Д.Н.), который ясно утверждает, что мы не оправдываемся нашими делами. "Если кто-нибудь говорит, что человек может быть оправдан перед Богом своими собственными делами, совершенными его собственными природными силами или через учение закона, без божественной благодати через Иисуса Христа, пусть он будет предан анафеме."
Ответ: Этот канон создает первоначальное впечатление, что Рим отрицает оправдание делами точно так же, как это делает Библия (и евангелисты). На самом деле это не так! Канон просто говорит, что человек не может быть оправдан, выполняя дела Закона своими собственными естественными силами. Однако тот же канон указывает, что человек может "получить божественную благодать через Иисуса Христа" для совершения дел, необходимых для оправдания. Другими словами, Рим учит, что Бог помогает человеку совершать добрые дела и, следовательно, полностью соблюдать Закон. Только тогда человек сможет попасть на небеса. Совет Трента развивает эту идею в главе 16:
"Ибо, в то время как Сам Иисус Христос постоянно вливает свою добродетель в упомянутых оправданных, - как голова в члены, а виноградная лоза в ветви, - и эта добродетель всегда предшествует, сопровождает и следует за их добрыми делами, которые без нее никоим образом не могли бы быть приятными и достойными перед Богом, - мы должны верить, что ничто другое не является недостаточным для оправданных, чтобы помешать им считаться, что те самые дела, которые были совершены в Боге, полностью выполнили божественный закон в соответствии с состоянием этой жизни и действительно заслужили вечную жизнь, которая будет получена также в свое (должное) время, если, однако, они уйдут в благодати..."
Справедливости ради, мы должны признать, что большое внимание уделяется Иисусу Христу и благодати Божьей. Добрые дела не происходят из естественных способностей человека, но могут быть совершены только через Иисуса Христа. Однако верно и то, что эти дела не перестают быть добрыми делами христианина; личные дела дают ему право на небеса.
Итак, что же требуется для того, чтобы человек был оправдан в конце, то есть считался полностью удовлетворенным божественным законом и, следовательно, заслуживал вечной жизни? Трент отвечает: ИХ ДОБРЫЕ ДЕЛА! Их добрые дела полностью удовлетворяют божественному закону. Их дела заслуживают вечной жизни.
Католическое богословие настаивает на том, что добрые дела христианина действительно являются его добрыми заслугами, и этими делами он сохраняет и увеличивает первоначальную праведность, полученную в крещении, чтобы в конечном итоге достичь вечной жизни (каноны 24 и 32). Без сомнения, официальные документы Римско-католической церкви учат оправданию делами.
В отличие от этого, Библия заявляет:
Теперь для того, кто работает, заработная плата считается не благодатью, а долгом. Но тому, кто не работает, но верит в Того, кто оправдывает нечестивых, его вера считается праведностью, точно так же, как Давид также описывает блаженство человека, которому Бог вменяет (считает, приписывает на свой счет) праведность помимо дел (Римлянам 4:4-6).
Библия утверждает, что тот, кто "не работает", но "верит", оправдан перед Богом. Оправдание - это не награда за наши дела. Оправдание-это бесплатный дар благодати, которого мы не заслуживаем. Дела, которые совершает христианин - а каждый истинно верующий совершает добрые дела, - не являются основой их принятия перед Богом. Кровь и праведность Иисуса - единственная основа для оправдания верующего. "Более того, будучи теперь оправданы Его кровью, мы будем спасены от гнева через Него... послушанием одного человека многие станут праведными" (Римлянам 5:9, 19).
Примечание: Читая каноны Трента об оправдании, имейте в виду, что протестантское учение постоянно карикатурно, как будто мы считаем, что для спасения нет ничего большего, чем отпущение грехов. Ничто не может быть дальше от истины. Мы верим, что возрождение и освящение являются неотъемлемыми аспектами спасения. Так, например, в отношении канона 11 мы не исключаем благодати и любви, излитых в наши сердца Святым Духом. С другой стороны, мы не верим, что наше положение перед Богом основано на нашей врожденной праведности, а только на праведности Христа, вменяемой (приписываемой) нам верой и Его заместительной жертвой за наши грехи.
The Catholic Church Teaches Salvation by Works | Monergism
Ответ: Этот канон создает первоначальное впечатление, что Рим отрицает оправдание делами точно так же, как это делает Библия (и евангелисты). На самом деле это не так! Канон просто говорит, что человек не может быть оправдан, выполняя дела Закона своими собственными естественными силами. Однако тот же канон указывает, что человек может "получить божественную благодать через Иисуса Христа" для совершения дел, необходимых для оправдания. Другими словами, Рим учит, что Бог помогает человеку совершать добрые дела и, следовательно, полностью соблюдать Закон. Только тогда человек сможет попасть на небеса. Совет Трента развивает эту идею в главе 16:
"Ибо, в то время как Сам Иисус Христос постоянно вливает свою добродетель в упомянутых оправданных, - как голова в члены, а виноградная лоза в ветви, - и эта добродетель всегда предшествует, сопровождает и следует за их добрыми делами, которые без нее никоим образом не могли бы быть приятными и достойными перед Богом, - мы должны верить, что ничто другое не является недостаточным для оправданных, чтобы помешать им считаться, что те самые дела, которые были совершены в Боге, полностью выполнили божественный закон в соответствии с состоянием этой жизни и действительно заслужили вечную жизнь, которая будет получена также в свое (должное) время, если, однако, они уйдут в благодати..."
Справедливости ради, мы должны признать, что большое внимание уделяется Иисусу Христу и благодати Божьей. Добрые дела не происходят из естественных способностей человека, но могут быть совершены только через Иисуса Христа. Однако верно и то, что эти дела не перестают быть добрыми делами христианина; личные дела дают ему право на небеса.
Итак, что же требуется для того, чтобы человек был оправдан в конце, то есть считался полностью удовлетворенным божественным законом и, следовательно, заслуживал вечной жизни? Трент отвечает: ИХ ДОБРЫЕ ДЕЛА! Их добрые дела полностью удовлетворяют божественному закону. Их дела заслуживают вечной жизни.
Католическое богословие настаивает на том, что добрые дела христианина действительно являются его добрыми заслугами, и этими делами он сохраняет и увеличивает первоначальную праведность, полученную в крещении, чтобы в конечном итоге достичь вечной жизни (каноны 24 и 32). Без сомнения, официальные документы Римско-католической церкви учат оправданию делами.
В отличие от этого, Библия заявляет:
Теперь для того, кто работает, заработная плата считается не благодатью, а долгом. Но тому, кто не работает, но верит в Того, кто оправдывает нечестивых, его вера считается праведностью, точно так же, как Давид также описывает блаженство человека, которому Бог вменяет (считает, приписывает на свой счет) праведность помимо дел (Римлянам 4:4-6).
Библия утверждает, что тот, кто "не работает", но "верит", оправдан перед Богом. Оправдание - это не награда за наши дела. Оправдание-это бесплатный дар благодати, которого мы не заслуживаем. Дела, которые совершает христианин - а каждый истинно верующий совершает добрые дела, - не являются основой их принятия перед Богом. Кровь и праведность Иисуса - единственная основа для оправдания верующего. "Более того, будучи теперь оправданы Его кровью, мы будем спасены от гнева через Него... послушанием одного человека многие станут праведными" (Римлянам 5:9, 19).
Примечание: Читая каноны Трента об оправдании, имейте в виду, что протестантское учение постоянно карикатурно, как будто мы считаем, что для спасения нет ничего большего, чем отпущение грехов. Ничто не может быть дальше от истины. Мы верим, что возрождение и освящение являются неотъемлемыми аспектами спасения. Так, например, в отношении канона 11 мы не исключаем благодати и любви, излитых в наши сердца Святым Духом. С другой стороны, мы не верим, что наше положение перед Богом основано на нашей врожденной праведности, а только на праведности Христа, вменяемой (приписываемой) нам верой и Его заместительной жертвой за наши грехи.
The Catholic Church Teaches Salvation by Works | Monergism
Комментарий