Статья об апофатизме в протестантизме

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • denis25
    Ветеран

    • 08 May 2018
    • 1281

    #1

    Статья об апофатизме в протестантизме

    На киберленинке обнаружил интересную статью:

    Прохоров, К. Апофатизм и катафатизм в протестантизме / К. Прохоров. // Богословские размышления : Евро-Азиатский журнал богословия. - 2006. - № 6. - С. 46-57.

    Аннотация:
    Автор в своей работе показывает существенные преимущества апофатического метода богопознания над катафатическим в христианском богословии. Протестантизм, часто (и нередко заслуженно) обвиняемый в излишнем рационализме, по сути, остался равнодушен к данной проблематике. Настоящее небольшое исследование призвано показать, что протестанты имеют даже больше оснований (в сравнении с католиками и православными) включать апофатизм в свою общую гносеологическую концепцию. Намеренно в вопросах веры лишив себя опоры на материальное начало, последователи Реформации, в своём большинстве, поклоняются Богу невидимому и неизобразимому. Кроме того, в статье уделяется особое внимание апофатическому подходу к Вечере Господней; отечественным баптистам предлагается заново переосмыслить это священнодействие и открыто именовать его таинством.

    Ссылка:


    Скорее всего участники форума ее уже читали, т.к. год 2006-й. Но мне было интересно открыть для себя апофатическое богословие в протестантизме. Я думал, что это - прерогатива православия только.

    Какое ваше мнение о статье?
  • willkop
    Ветеран

    • 30 June 2008
    • 3969

    #2
    Сообщение от denis25
    Какое ваше мнение о статье?
    По моему скромному мнению и не желая обидеть никого в комментах, чье мнение отличается от моего, но все же рассматривая этот вопрос с другой точки зрения, в то же время не опротестовывая ничью позицию и стараясь быть объективным, а также принимая во внимание все без исключения аргументы других участников обсуждения искренне полагаю, что я целиком и полностью ... забыл, что хотел сказать....

    Комментарий

    • Lia
      Время работает на нас! )

      • 22 April 2010
      • 49053

      #3
      Сообщение от denis25
      Автор в своей работе показывает существенные преимущества апофатического метода богопознания над катафатическим в христианском богословии.
      Скорее всего участники форума ее уже читали, т.к. год 2006-й. Но мне было интересно открыть для себя апофатическое богословие в протестантизме. Я думал, что это - прерогатива православия только.

      Какое ваше мнение о статье?
      - на счёт протестантизма не знаю, не интересовалась, но в православии есть множество трудов св. отцов, отличающихся именно апофатическим мышлением, например Григория Богослова.
      с чего автор статьи взял, что один метод преобладает над другим - не понятно.
      оба метода скорее дополняют друг друга, и расширяют границы познания того, что выше человеческого разума.
      мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


      Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


      Комментарий

      • denis25
        Ветеран

        • 08 May 2018
        • 1281

        #4
        Сообщение от Juliya 77
        в православии есть множество трудов св. отцов, отличающихся именно апофатическим мышлением, например Григория Богослова.
        Надо будет изучить вопрос. Вот, нашел статью на киберленинке:


        Аннотация:

        Святитель Григорий Назианзин - крупнейшая фигура в истории христианского богословия. В статье анализируется содержание его апофатического богословия. Автор делает это путем сравнения творчества свт. Григория с творчеством отца отрицательного богословия Дионисия Ареопагита. Риторико-полемический контекст рассуждений свт. Григория определяет простоту и ясность его языка. В противоположность Евномию он считает, что даже всякая относительная истина в этой временной жизни недомыслима и темна. Еще с большим основанием это относится к абсолютной истине. По свт. Григорию Назианзину, Бог не есть тело. В частности, Он не является аристотелевским пятым телом и никаким иным (ангельским) телом. Господь беспределен и непостижим. Он является неизменяемым, бессмертным, непрерывным и неприступным Светом. Бог по существу не может быть именуемым. Именуемы только Его энергии. У свт. Григория Богослова впервые в истории православия мы видим одновременную разработку трех его существеннейших моментов: во-первых, апофатического богословия; во-вторых, упорядоченного учения об именах Божиих; в-третьих, христианского гимнословия. Динисий Ареопагит сливает эти три момента воедино. В этом контексте творчество свт. Григория Богослова можно считать самым ярким феноменом, предшествующим апофатическому учению Ареопагита.


        Юлия, а Вы что, интересуетесь теологией как научной дисциплиной? Вам тоже заняться больше нечем (шутка) ? Я вчера вечером сидел, убивая время юзал интернет, нашел, что почитать, чтобы не скучно было И вот, любопытная публикация.

        Вспомнил этот анекдот в контексте написанного:

        В церковь на приём к попу приходит молодая девушка, такая вся божия одуванчик: в платочке, в тёмной юбке до пола, с пачкой религиозных книг прод мышкой и спрашивает:- Батюшка, меня очень интересует Ваше мнение: что думает наша святая православная церковь по поводу дискуссии о сущности святой троицы между Фомой Аквинским и Ансельмом Кентерберийский на 4-м Лаодикийском соборе? ....
        Спасибо за подсказку на работы Григория Богослова. Буду изучать.
        Последний раз редактировалось denis25; 04 November 2020, 12:58 AM.

        Комментарий

        • AHTOXA22
          Felix culpa

          • 02 February 2007
          • 2645

          #5
          оу, киберленинка в треде
          Сообщение от denis25
          Какое ваше мнение о статье?
          Есть большая разница между апофатическим богословием Дионисия Ареопагита и апофатизмом Реформации на котором как раз и строился протестантизм. апофатизм у Лютера лишь плечо для критики схоластического интеллектуализма Римской Церкви, хранительницей в то время на Западе христианской традиции. а цель критики, как показало время со всей своей очевидностью, подорвать властный авторитет папской Церкви.
          He существует непосредственного знания Бога; даже божественное откровение - это откровение опосредованное Бог, как Бог Откровения, есть именно сокрытый Бог. Чтобы открыть Самого Себя, Он полностью сокрыл Себя на Кресте и в Страстях (Ц)
          То, что отчасти является постижимым, познаваемым и выразимым; полнота же есть всем творениям непостижима, непознаваема и невыразима... Потому полнота называется ничто... Творение, как творение, не может ни узнать ее, ни постичь, ни назвать, ни помыслить (Ц)
          апофатизм протестантов глубоко нигилистичный. там где раньше был Бог (хотя бы как объективный авторитет метафизических аксиом) теперь пустота, дыра размером с Бога и заполнялась она на протяжении всего времени нипойми чем. может баптизм посаженый в души русских людей и политый кровью мучеников за Христа в 20 в. и отличается от западного баптизма, то в интеллектуальной протестантской среде нет никаких иллюзий. в бездну теологического апофатизма Реформации, посветил например Кант. и предельно честно нам рассказал, что "Сокрытый Бог" всего лишь этический принцип категорического императива, носителем которого является сам человек, как субъект априорного суждения чистого практического разума, которое как нравственное требование довлеет сам себе и не нуждается ни в Боге ни в религии, зато оказывается регулирующей ценностью общечеловеческого опыта. продолжателями вглядывания в бездну были: Фихте, Шеллинг, Гегель и Шопенгауэр - который и довершает формирование этического (антропоцентристского) атеизма.
          От дуновения Божия происходит лед

          Комментарий

          • denis25
            Ветеран

            • 08 May 2018
            • 1281

            #6
            Сообщение от AHTOXA22
            Есть большая разница между апофатическим богословием Дионисия Ареопагита и апофатизмом Реформации на котором как раз и строился протестантизм. апофатизм у Лютера лишь плечо для критики схоластического интеллектуализма Римской Церкви, хранительницей в то время на Западе христианской традиции. а цель критики, как показало время со всей своей очевидностью, подорвать властный авторитет папской Церкви.
            Спасибо. Интересно было прочесть.

            Комментарий

            • Lia
              Время работает на нас! )

              • 22 April 2010
              • 49053

              #7
              Сообщение от denis25


              Юлия, а Вы что, интересуетесь теологией как научной дисциплиной? Вам тоже заняться больше нечем (шутка) ?
              - нет, у меня другая область научного интереса..
              но приходится анализировать данные где пересекаются разные дисциплины.

              а в теологии у нас Антон хорошо разбирается, рекомендую его к качестве дискурсанта на подобную тематику
              мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


              Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


              Комментарий

              • AHTOXA22
                Felix culpa

                • 02 February 2007
                • 2645

                #8
                спасибо, а я в свою очередь порекомендовал бы Юлю в качестве собеседника. беседа будет не менее интеллектуальной, полна тонкой иронии, правильных вопросов и никогда не скучной. тем более с приятным человеком всегда приятно поговорить
                От дуновения Божия происходит лед

                Комментарий

                • Lia
                  Время работает на нас! )

                  • 22 April 2010
                  • 49053

                  #9
                  Сообщение от AHTOXA22
                  а я в свою очередь порекомендовал бы Юлю ...беседа будет полна ...правильных вопросов
                  - не виноватая я. нас так учили..)
                  предварительные допросы ( ойййй.. вопросы) - должны быть правильными.(с)
                  мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                  Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                  Комментарий

                  Обработка...