Кальвин, «Наставление в Христианской вере»

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • П Сергей
    Ветеран

    • 15 September 2016
    • 1195

    #1

    Кальвин, «Наставление в Христианской вере»


    Все из Главы I (Книга 2) "Наставление в Христианской вере".

    что-то философское:
    «И вот, нам не остаётся ничего, кроме как горько сетовать, оценив своё жалкое состояние, и, сетуя, вздыхать об утраченном достоинстве...»
    «эта мысль (о цели жизни) толкает его на размышления о будущей жизни и вызывает желание служить Богу...»

    -----


    «Итак, поскольку то был не мелкий проступок, а тяжкое преступление, строго наказанное Богом, нам следует рассмотреть,
    что за грех совершил Адам в своём падении ведь он навлёк огонь мщения на весь человеческий род.»

    «Тем более, что он и женщина не просто были отступниками, но оскорбили и обесчестили Бога,
    поверив клевете Сатаны, который обвинял Его во лжи, коварстве и скупости.»

    Да особенно в скупости.

    «В Адаме мы умерли, то тем самым указывает, что мы запятнаны грязью его греха;
    ибо проклятие не достигло бы нас, если бы на нас не распространялась вина
    Вина все-таки у него первична...

    «И поэтому слова св. Павла, что все суть по природе чада гнева (Эф 2:3),
    следует понимать в том смысле, что все прокляты во чреве матери

    «Вполне ясно сказано, что многие были оправданы через послушание Христа, оставаясь грешниками через непослушание Адама
    Как правильно заметил некий человек, последнее есть образец правовых воззрений, против которых и затевалась вся реформация... Оправдание формальное.

    Невозможность борьбы со страстной (это лучше, чем проклятой) своей природой.
    Этот пессимизм проистекает из-за непонимания первородного греха, что он «связан» с гномической волей. Страсти возникают в человеческой душе с согласия человека сознательного или малосознательного. Конечно, когда человек в утробе матери он малоразумен, но все равно он как-то соглашается на «недоброе» (по несовершенству души личность склонна к этому) и, таким образом, от неосужденных страстей переходит к осужденным. И грех уже становится невольным подчиняя себе гномическую волю, человек рождается несвободным. Со временем страсти нарастают - несвобода увеличивается, наша природа искажается. Во Христе с помощью благодати Св. Духа через веру мы вновь обретаем свободу от страстей, Господь обновляет нашу природу, а не остаемся грешниками через непослушание Адама. Пелагиане не видели источник зла, связанный с природной волей естества человека, утверждая, что человек грешит вольно. Бл. Августин глубже смотрел на источник зла и говорил об изначальной невольности греха и глубокой связи его с естеством. Кальвин, хотя формально считался сторонником бл. Августина, но...

    «Я же, напротив, утверждаю, что по заключённой в нас природной склонности следовать лжи и обману мы...»
    Т.е Кальвин, банально, наш личностный порок вписывал в природу. И все его сентенции про «нашу природу» надо понимать с этой точки зрения. Получается, что мы не исправляемся (не оправдываемся) верою и остаемся вольными (!!!) грешниками и после обращения к Богу...

    И еще, «освящение - сверх природы (п.7 в конце), т.е. освящение не меняет осуждённую природу, т.е. не исцеляет её...»
    Т.е. по Кальвину благодать Бога не в силах победить наши страсти, даже если мы подчинимся ей.

    ..."огонь мщения" оскорбленного и "обесчестенного" Бога, "прокляты в чреве матери" - это трудно согласовать с реальностью.

    Во-первых, Бог поругаем не бывает (по поводу "обесчестенного").
    Во-вторых, Кальвин, как все еретики, первым делом ошибается в ипостасных свойствах Бога (преп. Феофан Полтавский). Бог равно всех любит, а не наводит на всех постоянно гнев. «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5-45). А если и наводит гнев на людей, к примеру на Содом и Гоморру, то чтобы соблюсти правду Божию: все жители этих городов имели тесное общениес сатаной и его ангелами (см. свщ. мч. Иренея Лионского). Хотя и мы были до Крещения "чада гнева" Его по множеству грехов, но после Крещения сделались богоугодными сынами, и даже «по природе» начали обновляться.
    Бог не источник зла. Хотя Кальвин в конце этой главы и провозглашает это, но приведённые выше цитаты опровергают его. Это гностическая мерзость думать так, что опять приводит к Сатанаилу. Когда "освобождение от материи" (смерть) единственный способ борьбы с грехом. Те, кто убивает людей - делает добро.
    В др. месте: "Сходным образом невозможно согласиться с утверждением некоторых, что Бог попускает зло <в собственном смысле слова>, но не насылает его, ибо это утверждение лишено оснований."

    Христос не в силе изменить по сущности нашу Природу, Он ее только обновляет.
    У Кальвина: "Отсюда следует, что всё самое благородное и высоко ценимое в нашей душе не только поражено и унижено,
    но, сколько бы мы ни превозносились, полностью извращено, так что возникает потребность не только в лечении, но и в обретении новой природы."

    ---------


    "Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобно значащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы по благодати Христовой доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям..."
    (Послание Восточных Патриархов о православной вере)

    Обычный "образчик" Кальвинизма (наугад взятая Глава IV): Чтобы лучше понять его, обратимся к злодейству, которое сделали Иову халдеи: они убили пастухов и захватили все его стада. Итак, мы уже видим виновников этого злодеяния. Ведь когда мы видим перед собою преступников, совершивших убийство и грабёж, мы не колеблемся обвинить и осудить их. Однако из истории Иова явствует, что всё это исходило от дьявола, мы знаем, что действовал он. Но, с другой стороны, Иов сознаёт, что это дело Бога, восклицая, что Бог лишил его добра, которое у него отняли халдеи (Иов 1: 14 сл.). Как же мы можем утверждать, что одно и то же дело сделали Бог, дьявол и люди, когда мы не оправдываем дьявола, хотя он и представляется здесь сотрудничающим с Богом, и не признаём, что Бог творит зло?...

    Вот, так... Кальвин где-то писал, что свобода человека состоит в различение добра и зла.
    На этом фронте как раз у него самые большие трудности... «оправдываем диавола, признаем, что Бог творит зло» - беспредел полный. Или как написали Восточные Патриархи: «все слито».

    С ув. Сергей.
    Последний раз редактировалось П Сергей; 24 May 2019, 10:00 PM.
  • Ибрагим Аббас
    Ветеран

    • 11 March 2019
    • 1255

    #2
    «Тем более, что он и женщина не просто были отступниками, но оскорбили и обесчестили Бога,
    поверив клевете Сатаны, который обвинял Его во лжи, коварстве и скупости.»
    Сатана «всеми соплями» до сих пор напыженно мечтает как «бесчестит Бога». И это 21 век...

    К Богу вообще понятие «честь» приложимо? Он (просто) Свят, вот и всё.
    (Какая смешная попытка богохульства).
    Душа есть сила самоприятия. Дух есть сила [самособытия]. Вера есть приятие Истины.

    Комментарий

    • JDunS
      Ветеран

      • 09 April 2019
      • 2389

      #3
      Сообщение от П Сергей
      Все из Главы I (Книга 2) "Наставление в Христианской вере".

      что-то философское:.....
      Единственный вывод из поста - вы не понимаете Кальвина потому что не знаете Писания.
      Последний раз редактировалось ilya481; 25 May 2019, 12:28 AM. Причина: сокращение исходного текста

      Комментарий

      • Просто чел
        Отключен

        • 09 March 2017
        • 2077

        #4
        Сообщение от JDunS
        Единственный вывод из поста - вы не понимаете Кальвина потому что не знаете Писания.
        Как же его следует понимать, если он в Женеве инквизицию устроил и столько людей погубил... Христианин?

        Комментарий

        • ilya481
          спасённый грешник
          Ко-Админ Форума

          • 14 August 2008
          • 7373

          #5
          Просто переношу эту тему в раздел, более соответствующий её содержанию.
          Из "православия" в "протестантизм".
          Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

          Комментарий

          • ilya481
            спасённый грешник
            Ко-Админ Форума

            • 14 August 2008
            • 7373

            #6
            Сообщение от Просто чел
            Как же его следует понимать, если он в Женеве инквизицию устроил и столько людей погубил... Христианин?
            Да, представьте себе, христианин!
            Если мы теологические и основополагающие работы таких авторов, как Кальвин, будем смешивать с фактами их жизни на основании выдернутых из контекста обсуждений эмоциональных комментариев о их жизни, то тогда лучше и не начинать.
            А если идти дальше в подобных рассуждениях, то нужно выбросить на помойку всех древних авторов и ограничиться лишь современными авторами второй половины 20- го столетия и более новых.
            Они ведь физически вроде никого не истребляли.

            Причём совершенно не важно при этом кто они: пелагианцы, сторонники Августина или более поздние кальвинисты или арминиане.
            Ибо все они жили в другое время и понятно, что "ангелов во плоти" среди них не было.
            Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

            Комментарий

            • JDunS
              Ветеран

              • 09 April 2019
              • 2389

              #7
              Сообщение от Просто чел
              Как же его следует понимать, если он в Женеве инквизицию устроил и столько людей погубил... Христианин?
              Вы почитайте историю и разберитесь, что там было, в той далекой Женеве. А потом побеседуем. Здесь ведь не лекторий общества «Знание»

              Комментарий

              • Просто чел
                Отключен

                • 09 March 2017
                • 2077

                #8
                Сообщение от JDunS
                Вы почитайте историю и разберитесь, что там было, в той далекой Женеве. А потом побеседуем. Здесь ведь не лекторий общества «Знание»
                В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета, с которым у Кальвина были личные старые счеты. Сервет провел в тюрьме четыре месяца, его практически не кормили, условия гигиены были ужасны. Ему приносили все книги которые он хотел, перо и бумагу, Сервет писал статьи и передавал их на волю. Такова была иезуитская стратегия Кальвина: он хотел воспользоваться пометками на полях книг, которые сделал Сервет, чтобы понимать ход мыслей противника и на этом строить своё обвинение. Кальвин навещал Сервета в тюрьме. Под занавес этой трагедии Кальвин и ждущий неминуемой казни Сервет провели публичный религиозный диспут. Но ни в каких известных источниках свидетельств этой схватки двух умов нет. Приговор был прочтен перед так называемым Малым городским советом. В Большой совет входило тогда 200 депутатов, а в Малый - лишь приближенные Кальвина. Сервет вел себя как обычно: вызывающе. После сожжения Сервета заживо на медленном огне приближенные Кальвина стали распространять вести о неслыханном христианском "гуманизме" Кальвина, сердобольно предлагавшего заменить сожжение казнью мечом (Википедия).
                Последний раз редактировалось Просто чел; 25 May 2019, 01:56 AM.

                Комментарий

                • JDunS
                  Ветеран

                  • 09 April 2019
                  • 2389

                  #9
                  Сообщение от Просто чел
                  В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета, с которым у Кальвина были личные старые счеты. Сервет провел в тюрьме четыре месяца, его практически не кормили, условия гигиены были ужасны. Ему приносили все книги которые он хотел, перо и бумагу, Сервет писал статьи и передавал их на волю. Такова была иезуитская стратегия Кальвина: он хотел воспользоваться пометками на полях книг, которые сделал Сервет, чтобы понимать ход мыслей противника и на этом строить своё обвинение. Кальвин навещал Сервета в тюрьме. Под занавес этой трагедии Кальвин и ждущий неминуемой казни Сервет провели публичный религиозный диспут. Но ни в каких известных источниках свидетельств этой схватки двух умов нет. Приговор был прочтен перед так называемым Малым городским советом. В Большой совет входило тогда 200 депутатов, а в Малый - лишь приближенные Кальвина. Сервет вел себя как обычно: вызывающе. После сожжения Сервета заживо на медленном огне приближенные Кальвина стали распространять вести о неслыханном христианском "гуманизме" Кальвина, сердобольно предлагавшего заменить сожжение казнью мечом (Википедия).
                  Вы что-то перепутали - Кальвина никто святым не объявлял. В отличие от какого нибудь Александра Невского и ему подобных.

                  Комментарий

                  • Денис Нагомиров
                    Ветеран

                    • 01 February 2013
                    • 9120

                    #10
                    Сообщение от ilya481
                    Да, представьте себе, христианин!
                    Если мы теологические и основополагающие работы таких авторов, как Кальвин, будем смешивать с фактами их жизни на основании выдернутых из контекста обсуждений эмоциональных комментариев о их жизни, то тогда лучше и не начинать.
                    А если идти дальше в подобных рассуждениях, то нужно выбросить на помойку всех древних авторов и ограничиться лишь современными авторами второй половины 20- го столетия и более новых.
                    Они ведь физически вроде никого не истребляли.

                    Причём совершенно не важно при этом кто они: пелагианцы, сторонники Августина или более поздние кальвинисты или арминиане.
                    Ибо все они жили в другое время и понятно, что "ангелов во плоти" среди них не было.
                    Восточные Отцы, писали о недопустимости физического истребления еретиков, об этом например писал Иоанн Златоуст, Феодор Студит и другие отцы. У Исаака Сирина, милующему сердцу жалко врагов истины (то есть еретиков). В России, Игнатий Брянчанинов писал, что ересь побеждается кротким увещеванием и любовью к самому человеку. Если взять доникейский период, там все христианские авторы были против какого-либо насилия, Лактанций писал, что христианин даже судьей не может быть, потому что нет разницы, убиваешь ли ты мечом, или выносишь смертный приговор. Если взять отношение Византийской Империи к еретикам, то замечается вот такая деталь, что например того-же Ария никто не казнил, его просто отправили в ссылку, Нестория никто не казнил, а просто отправили в ссылку, их даже в темницу не заключали. На Руси, процесс над жидовствующими наверное всем известен, но мало наверное кто знает, что Киевский митрополит Фотий (грек) над другими, более ранними еретиками - стригольниками, писал псковским властям, чтобы их ни в коем случае не казнили смертной казнью, но предавали иному наказанию, вплоть до заключения и псковичи слушались Киевского митрополита.

                    Комментарий

                    • JDunS
                      Ветеран

                      • 09 April 2019
                      • 2389

                      #11
                      Сообщение от Денис Нагомиров
                      Восточные Отцы, писали о недопустимости физического истребления еретиков, об этом например писал Иоанн Златоуст, Феодор Студит и другие отцы. У Исаака Сирина, милующему сердцу жалко врагов истины (то есть еретиков). В России, Игнатий Брянчанинов писал, что ересь побеждается кротким увещеванием и любовью к самому человеку. Если взять доникейский период, там все христианские авторы были против какого-либо насилия, Лактанций писал, что христианин даже судьей не может быть, потому что нет разницы, убиваешь ли ты мечом, или выносишь смертный приговор. Если взять отношение Византийской Империи к еретикам, то замечается вот такая деталь, что например того-же Ария никто не казнил, его просто отправили в ссылку, Нестория никто не казнил, а просто отправили в ссылку, их даже в темницу не заключали. На Руси, процесс над жидовствующими наверное всем известен, но мало наверное кто знает, что Киевский митрополит Фотий (грек) над другими, более ранними еретиками - стригольниками, писал псковским властям, чтобы их ни в коем случае не казнили смертной казнью, но предавали иному наказанию, вплоть до заключения.
                      Тем не менее, первые костры зажглись в Византии : «Смертная казнь язычников и еретиков в Византии: stop_rpc

                      Комментарий

                      • Просто чел
                        Отключен

                        • 09 March 2017
                        • 2077

                        #12
                        Сообщение от JDunS
                        Вы что-то перепутали - Кальвина никто святым не объявлял. В отличие от какого нибудь Александра Невского и ему подобных.
                        Прекрасно. Именно поэтому я настоятельно предостерегаю людей читать и вникать в писания УБИЙЦ. Это стиль мысли УБИЙЦ и несовместим с христианством.

                        Комментарий

                        • Денис Нагомиров
                          Ветеран

                          • 01 February 2013
                          • 9120

                          #13
                          Сообщение от JDunS
                          Тем не менее, первые костры зажглись в Византии : «Смертная казнь язычников и еретиков в Византии: stop_rpc
                          Это были законы дохристианские, которые входили в Римское право, например казнь через распятие. До христианизации Империи, их применяли по отношению к христианам. Если взять для примера Кодекс Феодосия, это собрание законов Римской Империи. К IV веку указы (или конституции) римских императоров, в течение первых двух столетий принципата не имевшие большого влияния на правоотношения, ставшие значимым источником права. Ну и я читал, что в Византийской Империи, в основном эти законы не применялись. Ну и для православного христианина важно что пишут Святые Отцы.

                          Комментарий

                          • JDunS
                            Ветеран

                            • 09 April 2019
                            • 2389

                            #14
                            Сообщение от Просто чел
                            Прекрасно. Именно поэтому я настоятельно предостерегаю людей читать и вникать в писания УБИЙЦ. Это стиль мысли УБИЙЦ и несовместим с христианством.
                            Это ваши эмоции, не более того. К обсуждаемым вопросам отношения не имеют

                            Комментарий

                            • Денис Нагомиров
                              Ветеран

                              • 01 February 2013
                              • 9120

                              #15
                              Сообщение от JDunS
                              ....
                              А еще в Византийской Империи имело решающее значение - покаяние для еретика. Но я не помню, чтобы кого-то из ересиархов там казнили смертной казнью когда Империя была христианской и в ней проходили Вселенские Соборы. И в отношении обратной стороны, в отношении ортодоксов, например того-же Афанасия Великого отправляли в ссылку, Иоанна Златоуста отправляли в ссылку. Даже чуть позже, еретики-монофелиты не казнили Максима Исповедника смертной казнью, а подвергли жестокому бичеванию, отрезали ему язык и отрубили правую руку.

                              Комментарий

                              Обработка...