Если кого заинтересует, ссылка будет внизу на PDF и на интернет-магазины, где продается этот труд лютеранского теолога.
Глава [VII]. Ипостась Отца и определение трех Ипостасей
Глава [VII]. Ипостась Отца и определение трех Ипостасей
Каждая Ипостась имеет собственные внутренние (ad intra) свойства, которыми она отличается от других Ипостасей, так что Отцу свойственно порождать, Сыну быть рожденным, а Духу исходить от обоих. Августин в Книге о церковных догматах [De Ecclesiasticus Dogmatibus, 1] говорит: Мы веруем во единого Бога Отца, Сына и Святого Духа: В Отца что Он имеет Сына; в Сына что Он имеет Отца; и в Святого Духа что Он исходит как Бог от Отца и Сына.
Сейчас мы применим указанные положения к конкретным Ипостасям.
Отец: (1) является первою Ипостасью Божества; (2) Он не рожден и не исходящ, но это именно Он предвечно породил Сына как Свой собственный образ; (3) С Сыном и Святым Духом Он созидает, поддерживает и сохраняет Свое творение, управляя всем видимым и невидимым, всеми ангелами и людьми; (4) Он посылает Своего Сына как Искупителя, и Святого Духа как Освятителя. (1) Вечный Отец является первою всемогущею и вечною Ипостасью, исполненною мудрости, праведности, благости, истины и чистоты. (2) Он не был рожден от другой Ипостаси, равно как Он не исходит от другой Ипостаси, но скорее Сын был рожден предвечно как истинный и совершенный образ Отца, и от Отца и Сына исходит Святой Дух. (3) И вечный всемогущий Отец вместе со Своим вечным Сыном и с вечным Святым Духом, благоволил создать всех тварей на небе и на земле, всех ангелов и людей. И Он вместе с Сыном и Святым Духом сохраняет и поддерживает всех живых тварей и правит ими. (4) Сей вечный всемогущий Отец также по Своей неизъяснимой любви послал Сына, чтобы Он был Искупителем, а также Он и Его Сын послали Святого Духа, чтобы Он был Освятителем. Сын: (1) является второю Ипостасью Божества; (2) Он не сотворен, но был предвечно рожден от Отца, будучи образом Отца и сиянием Его славы; (3) Через Него и во Святом Духе Отец сотворил, поддерживает и сохраняет все видимое и невидимое, небеса и землю, ангелов и людей, и правит ими; (4) Через Него первое евангельское обетование было дано нашим прародителям в раю. И по этому обетованию, Он был послан Отцом в мир как Искупитель мира, дабы сей Сын святым и непостижимым образом мог соединить Свою человеческую природу и Свою Божественную природу в единую Ипостась в вечном завете. Он был зачат от Духа Святого, рожден от Девы Марии, совершенный Бог и совершенный Человек, без греха, единый Христос, для того чтобы провозгласить Евангелие, принесенное из вечного недра Отца. И в соответствии с этим Евангелием Он стал жертвою за грехи всего мира, был распят, умер, погребен, сошел в ад, провозглашен Сыном Божиим воскресением из мертвых в третий день к праведности всякого верующего. И Он, пленив плен, победоносно вознесся превыше всех небес, восседая одесную Бога Отца как совершенный Бог и совершенный Человек, единый Христос, правя всем и поддерживая все на небе и на земле, посылая Своего Святого Духа как видимым образом в день Пятидесятницы на Апостолов, так и невидимым образом через Слово и Таинства в сердца верующих, утешая Свою Церковь, правя ею и защищая ее; и Он придет снова в последний день как Судия живых и мертвых. (1) Вечный Сын является второю всемогущею вечною Ипостасью, исполненною мудрости, праведности, благости, истины и чистоты. (2) Он предвечно порожден Отцом и является истинным и совершенным образом Отца. (3) И нам было также открыто, что сей Сын есть Слово вечного Отца, посредством Которого вечный Отец сотворил, искупил и освящает человечество. (4) И Он был послан от века для провозглашения обетования о благодати и явления нам сей чудной сокровенной тайны и божественной премудрости. Эта Ипостась Сына приняла на Себя человеческую природу во чреве Девы Марии, была зачата от Духа Святого, рождена от Девы Марии для того, чтобы проповедовать Евангелие бедным, подтверждать Благовестие знамениями и чудесами и стать жертвою за грехи мира, дабы Он [Сын] мог стать Посредником, Примирителем и Спасителем рода человеческого. Через Него и ради Него вечный Отец дарует прощение грехов, праведность и жизнь вечную, и через Него Отец будет всегда поддерживать служение. Через Него созидается вечная Церковь и состоящее в познании вечного Отца утешение проповедуется верующим сердцам посредством Евангелия. Таким образом, вместе с Евангелием Сын дарует утешение и посылает Святого Духа в сердца верующих, дабы они могли иметь жизнь и радость в Боге и взывать к Нему надлежащим образом. Святой Дух: (1) является третьей Ипостасью Божества; (2) Он не создан, не сотворен и не рожден, но извечно исходит от Отца и Сына; (3) В Нем Отец через Сына сотворил все видимое и невидимое, всех ангелов и людей. В Нем Он сохраняет и поддерживает все Свое творение, управляя им. Он был видимым образом послан Отцом через Сына на Апостолов в День Пятидесятницы, и Он также был послан невидимым образом Отцом через Сына в сердца всех верующих, дабы освящать их посредством Слова и Таинств. (1) Вечный Святой Дух является третьей всемогущею вечною Ипостасью Божества, исполненною мудрости, праведности, истины и чистоты. (2) Эта Ипостась извечно исходит от Отца и Сына и является по существу любовью и радостью в Боге. (3) В Нем Отец через Сына созидает и сохраняет все, правя всем. (4) Он производит благочестивую веру и радость в сердцах верующих посредством дарованного нам Слова Божия. Он же побуждает нас к молитве и всяческим добродетелям (Гал.4:6; 2Кор.3:18).
Отец: (1) является первою Ипостасью Божества; (2) Он не рожден и не исходящ, но это именно Он предвечно породил Сына как Свой собственный образ; (3) С Сыном и Святым Духом Он созидает, поддерживает и сохраняет Свое творение, управляя всем видимым и невидимым, всеми ангелами и людьми; (4) Он посылает Своего Сына как Искупителя, и Святого Духа как Освятителя. (1) Вечный Отец является первою всемогущею и вечною Ипостасью, исполненною мудрости, праведности, благости, истины и чистоты. (2) Он не был рожден от другой Ипостаси, равно как Он не исходит от другой Ипостаси, но скорее Сын был рожден предвечно как истинный и совершенный образ Отца, и от Отца и Сына исходит Святой Дух. (3) И вечный всемогущий Отец вместе со Своим вечным Сыном и с вечным Святым Духом, благоволил создать всех тварей на небе и на земле, всех ангелов и людей. И Он вместе с Сыном и Святым Духом сохраняет и поддерживает всех живых тварей и правит ими. (4) Сей вечный всемогущий Отец также по Своей неизъяснимой любви послал Сына, чтобы Он был Искупителем, а также Он и Его Сын послали Святого Духа, чтобы Он был Освятителем. Сын: (1) является второю Ипостасью Божества; (2) Он не сотворен, но был предвечно рожден от Отца, будучи образом Отца и сиянием Его славы; (3) Через Него и во Святом Духе Отец сотворил, поддерживает и сохраняет все видимое и невидимое, небеса и землю, ангелов и людей, и правит ими; (4) Через Него первое евангельское обетование было дано нашим прародителям в раю. И по этому обетованию, Он был послан Отцом в мир как Искупитель мира, дабы сей Сын святым и непостижимым образом мог соединить Свою человеческую природу и Свою Божественную природу в единую Ипостась в вечном завете. Он был зачат от Духа Святого, рожден от Девы Марии, совершенный Бог и совершенный Человек, без греха, единый Христос, для того чтобы провозгласить Евангелие, принесенное из вечного недра Отца. И в соответствии с этим Евангелием Он стал жертвою за грехи всего мира, был распят, умер, погребен, сошел в ад, провозглашен Сыном Божиим воскресением из мертвых в третий день к праведности всякого верующего. И Он, пленив плен, победоносно вознесся превыше всех небес, восседая одесную Бога Отца как совершенный Бог и совершенный Человек, единый Христос, правя всем и поддерживая все на небе и на земле, посылая Своего Святого Духа как видимым образом в день Пятидесятницы на Апостолов, так и невидимым образом через Слово и Таинства в сердца верующих, утешая Свою Церковь, правя ею и защищая ее; и Он придет снова в последний день как Судия живых и мертвых. (1) Вечный Сын является второю всемогущею вечною Ипостасью, исполненною мудрости, праведности, благости, истины и чистоты. (2) Он предвечно порожден Отцом и является истинным и совершенным образом Отца. (3) И нам было также открыто, что сей Сын есть Слово вечного Отца, посредством Которого вечный Отец сотворил, искупил и освящает человечество. (4) И Он был послан от века для провозглашения обетования о благодати и явления нам сей чудной сокровенной тайны и божественной премудрости. Эта Ипостась Сына приняла на Себя человеческую природу во чреве Девы Марии, была зачата от Духа Святого, рождена от Девы Марии для того, чтобы проповедовать Евангелие бедным, подтверждать Благовестие знамениями и чудесами и стать жертвою за грехи мира, дабы Он [Сын] мог стать Посредником, Примирителем и Спасителем рода человеческого. Через Него и ради Него вечный Отец дарует прощение грехов, праведность и жизнь вечную, и через Него Отец будет всегда поддерживать служение. Через Него созидается вечная Церковь и состоящее в познании вечного Отца утешение проповедуется верующим сердцам посредством Евангелия. Таким образом, вместе с Евангелием Сын дарует утешение и посылает Святого Духа в сердца верующих, дабы они могли иметь жизнь и радость в Боге и взывать к Нему надлежащим образом. Святой Дух: (1) является третьей Ипостасью Божества; (2) Он не создан, не сотворен и не рожден, но извечно исходит от Отца и Сына; (3) В Нем Отец через Сына сотворил все видимое и невидимое, всех ангелов и людей. В Нем Он сохраняет и поддерживает все Свое творение, управляя им. Он был видимым образом послан Отцом через Сына на Апостолов в День Пятидесятницы, и Он также был послан невидимым образом Отцом через Сына в сердца всех верующих, дабы освящать их посредством Слова и Таинств. (1) Вечный Святой Дух является третьей всемогущею вечною Ипостасью Божества, исполненною мудрости, праведности, истины и чистоты. (2) Эта Ипостась извечно исходит от Отца и Сына и является по существу любовью и радостью в Боге. (3) В Нем Отец через Сына созидает и сохраняет все, правя всем. (4) Он производит благочестивую веру и радость в сердцах верующих посредством дарованного нам Слова Божия. Он же побуждает нас к молитве и всяческим добродетелям (Гал.4:6; 2Кор.3:18).
Комментарий