И хочется, и колется, и мамка не велит!
В последние месяцы уходящего 2011 года мы наблюдаем прелюбопытнейшую картину метаний лидеров РС ЕХБ между махровым консерватизмом и религиозным плюрализмом. Умолчу об «отчетливом рубаке» Ю. Сипко, ныне славном своей бескомплексной отвязностью, как прежде кондовой верностью далеко не лучшим традициям «отцов» вкупе с весьма сомнительным «новаторством». Ясно, что став экс-председателем баптистского братства Юрий Кириллович пыжится доказать и прежде всего самому себе! что он не «хромая утка», а ловкий кукловод, манипулирующий не только баптистами, но и всеми протестантами России. Впрочем, чем бы дитя ни тешилось лишь бы не вешалось! Сегодня разговор о нешуточных терзаниях его преемника - претендующего на «здравый консерватизм» Алексея Смирнова. Оные ярко проявились в интервью нынешнего Председателя РС ЕХБ Зое Бардиной, опубликованном на официальном союзном сайте Христианин это не сектант - Централизованная религиозная организация "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов" Показателен заголовок публикации - «Христианин это не сектант». Звучит он, кстати, не столько утвердительно, сколько виновато-оправдательно. Это не удивляет, ибо речь в интервью идет о впечатлениях Алексея Васильевича от участия в 116-й конференции Немецкого Евангельского Альянса, проходившей 3-7 августа 2011 года в Бад-Бланкенбурге. Данное мероприятие имело ярко выраженный экуменический характер, а посему г-н Смирнов колеблется между собственными предубеждениями и реальностью: «Это лучше, чем я думал. Раньше моё представление было такое, что это - экуменизм, размывание позиций, обычно это - серьезные расхождения в богословии, проблемы. Но такая форма общения показывает, что здесь собрались христиане, любящие Бога, боящиеся Его, люди, желающие поклоняться Ему. Общение тут было открытое и свободное». Алексей Васильевич не может скрыть своего удивления: «Если бы не объявляли, что есть представители разных протестантских конфессий, можно было бы этого и не заметить». Далее, беседуя с Зоей Бардиной, Председатель РС ЕХБ делает чрезвычайно показательные заявления, касающиеся на сей раз Российского Евангельского Альянса: Вопрос: Можно ли в России поднять Альянс на высокий уровень? Ведь это не структура, а движение молитвы, евангелизации. Ответ: Это зависит от тех задач, которые ставит перед собой руководство Российского Альянса. На российской почве нельзя продублировать немецкий Альянс, здесь другая культура. В России такое общение воспримется, как экуменизм. Другое дело - встречи на уровне руководства, которые ни во что не вовлекают церкви. Я не думаю, что все члены церквей, входящих в РС ЕХБ, будут открыты для таких собраний. Россия консервативна в своих взглядах, понятиях, тщательно оберегает свои традиции, что обусловлено разными причинами. Поэтому в таком масштабе, как немецкий Альянс, общение вряд ли получится, но саму идею можно провести, как общение, оказание доброго влияния друг на друга, просто как христианский диалог, христианский форум общения. Опаньки! По твердокаменной логике мсье Смирнова, экуменические встречи прерогатива деноминационного руководства, но - ни в коем случае не поместных церквей! Ибо церкви, якобы, все как одна, консервативны и скованы традиционностью! В этом контексте бесспорно то, что в экуменических встречах желательно самого общего («диалогового») характера должно участвовать исключительно «продвинутое» руководство, а не «темное», зашоренное большинство. Отвечая на следующий вопрос Зои Бардиной, Алексей Васильевич продолжает свою незатейливую мысль: Вопрос: Созрело ли евангельское сообщество России для такого Альянса? Ответ: Думаю, что нет. На это может быть готовы нового веянья христиане, возможно, харизматические церкви. Евангельские христиане-баптисты будут самой малочисленной частью евангельского сообщества на таких мероприятиях. Это не будет войной, а просто нежеланием участвовать в таких мероприятиях. Просто собрание ради собрания это не что-то эксклюзивное и новое. Нужно убедить верующих, привыкших к тому, что мы исповедуем самое правильное учение, в необходимости и таких собраний, которые исповедуют разные богословские взгляды. В России существуют встречи на уровне различных представителей протестантских конфессий. И то возникают сложности, когда появляются идеи, выходящие за рамки интересов каждого. Нужно обсуждать, как выстроить отношения, чтобы они не оказывали негативного влияния на поместные церкви. Надо же так не уважать вверенную «самим Сипко» паству! Она-де менее прогрессивна, чем харизматы! Она-де уверена в собственной деноминационной исключительности (что касается последнего момента, то именно лидеры РС ЕХБ, а вовсе не «рядовые» верующие, чаще грешат манией деноминационного величия Прим. Авт.)! Но пастор Смирнов нарочито подчеркивает дистанцию, которая, по его мнению, должна быть между «рядовыми» и их «представителями» в лице священноначалия. Он не скрывает того, что среди «вождей» отечественного протестантизма есть разногласия, ибо они руководствуются исключительно собственными интересами. Алексей Васильевич Смирнов задекларировал в интервью выжидательно-отстраненную позицию относительно развития экуменических отношений как в европейском, так и в российском масштабе: Вопрос: Вы бы поехали на конференцию Европейского Альянса? Ответ: Увидеть, как люди в других странах пытаются строить отношения на основании, которое они называют: «Христос и Писание», возможно, имеет смысл. Но насколько мы можем применить это у себя в России, я представляю с трудом. Позиция А. Смирнова напоминает знаменитую реплику мужика Андрона из советского фильма «Тени исчезают в полдень»: «Сомневаюсь я». Зато потом следует искрометный триумф диалектического мировоззрения Председателя РС ЕХБ: Вопрос: Альянс ратует за единство в служении Богу и людям. Что такое для вас «единство»? Ответ: Я бы рассматривал этот вопрос в двух плоскостях. Одна глобальная, где есть христианство как таковое, где глава Христос, где смысл христианства - это подражание Христу и исполнение Его воли, проповедь Евангелия и святая жизнь. На этом уровне нет препятствий и преград. Вторая - это реально существующая конфессия, где есть провозглашение своих богословских библейских взглядов в практическом применении. Каждая конфессия имеет свое практическое богословие. Пока мы существуем, мы исповедуем библейское учение, как мы его понимаем в практической жизни. Поэтому смешение богословских взглядов приобретает совсем другую окраску. Вряд ли когда-нибудь все конфессии объединятся. Скорее всего, объединение наступит, когда будет великая скорбь, когда христианство будет определяться не по конфессиональной принадлежности, а по принадлежности ко Христу и верности Ему. Но это уже вопрос не ко мне. Итак, г-н Смирнов, ничтоже сумняшеся, подводит нас к банальному выводу: есть то, что вроде бы должно быть, а есть то, что есть на самом деле. По его мысли, торжества христианского единства мы вряд ли дождемся: разве что во времена великой скорби! Казалось бы, Председатель РС ЕХБ сделал умеренно-консервативный, а по сути - антиэкуменический вираж. Но дальше он снова рассыпается в комплиментах перед акциями вполне экуменичного Евангельского Альянса: «конференции - это часть Альянса, которые ободряют, вдохновляют. Я поддерживаю основные положения Альянса - диаконию, защиту верующих, распространение Евангелия. Мы должны жить свято, доверять Богу и делать добро людям». Однако на фоне собственной же благочестиво-дипломатической трескотни Смирнов вдруг уныло констатирует: «Вызывает чувство огорчения, что нам в России приходится доказывать, что мы, евангельские христиане-баптисты, являемся верующими в Иисуса Христа, даже в христианском сообществе, не говоря уже о власти». Это признание свидетельствует о невнятной, вяло-противоречивой духовной позиции вожаков российского баптизма, которые неумело балансируют между сектантством и экуменизмом. Как долго они удержат этот баланс? Скорее всего, недолго. Ибо приправленная солью народная мудрость гласит, что нельзя «и рыбку съесть, и в девочках остаться». Разумеется, актуальна и ее более мягкая версия, утверждающая, что невозможно «капитал приобрести и невинность соблюсти». Впрочем, устное народное творчество вряд ли интересует оторванных от народа «братьев-руководящих», в глубине души жаждущих выглядеть респектабельными в глазах мировой христианской общественности и - куда уж тут деться! власть имущих в мире сем. Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР). |
Комментарий