II.Пренебрежение интеллектуальностью или демагогическая подмена высокого богословия идеологией
Хорошо известно то, что современный российский протестантизм по сути не имеет собственного богословия. Разумеется, это нонсенс, но фактом остается очевидное пренебрежение им. Протестантские деноминации либо используют западные теологические наработки, в лучшем случае наскоро адаптированные к российским реалиям, либо демагогически декларируют, что им оно не нужно, в принципе, так как они сориентированы исключительно на практическое служение, ведомы Святым Духом и собственным видением сложившейся ситуации.
Чего стоит утверждение Исполнительного директора Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА) С.В. Санникова, прозвучавшее в его интервью газете «Протестант» в июле 2008 года (№ 126):
«Для нас не так важна стройная система взглядов и доктрин, как искренность в чувствах. Более всего нас вдохновляет и радует общение друг с другом в Духе, а не то, какую красивую мысль мы отыскали или какую стройную систему смогли выстроить».
И это говорит руководитель организации, претендующей на руководство или координацию протестантским образованием в масштабах пост-советского пространства!
В некоторых протестантских деноминациях России само слово «богослов» издевательски-пренебрежительно произносится как «Бог ослов».
Господа а что тут такого? Ведь если на проповеди часто можно услышать эти две, взаимно противоречивые фразы:
вы спасены и это навсегда
и вторая часть фразы:
но если вы согрешите, вы потеряете ваше спасение.
Тот, кто произносит, либо не думает что говорит либо держит слушателей за ослов. И если советские старички еще могут такое пропустить, то нынешняя молодежь, которая вузы одолела, уже не вдохновляется такими речами.
А если слушатель относится к тем, кто в советское время закончил вуз а уверовал потом, то здесь тем более урон престижу такого горе-богослова.
Ведь вузы приучают к системному мышлению.
А в речи лектора механически совмещен кальвинизм (спасены навсегда)
и арминианство (потеряете ваше спасение).
А ведь эти две системы несовместимы в принципе.
Распространенным явлением в поместных протестантских церквах стало искусственно и искусно подогреваемое неприятие, а то и презрение к «шибко грамотным» и, разумеется, «оторвавшимся» от общин выпускникам богословских учебных заведений. Это происходит на общем фоне довольно-таки интенсивной работы отдельных богословских учебных заведений, питомцы которых заранее знают о том, что церкви их «не примут».
Из этого следует необходимость внести в организационные документы российского баптизма еще одну строчку:
все руководство и пастора должны состоять исключительно из лиц, Имеющих дипломы о высшем образовании.
Таким образом, мы российские протестанты теряем свой теологический ресурс. Заметим, весьма и весьма скромный! А ведь без мощного, стройного, высоко духовного богословия нам никогда не создать таких же церквей и деноминаций, никогда не стяжать уважения других конфессий и даже светского общества.
Именно вследствие пренебрежения богословием современная протестантская миссия в России оказалась если уж не совсем провальной, то явно не триумфальной, не взирая на восторженный «барабанный бой» и бодрые миссионерские отчеты 90-х годов.
Проповедь Евангелия фактически была подменена идеологической пропагандой, пропагандой исключительно этического христианства, то есть пиетизма (учения о личном благочестии, личной освященности и т.п.).
Идеологизация, несомненно, заужает христианство.
Уточняет и защищает от ересей.
Пропаганда же личного благочестия на первый план выдвигает человека, стяжавшего святость во Христе Иисусе, отодвигая Бога - хитро, изощренно и лицемерно на периферию человеческого сознания.
Но Господь не может и не будет маргиналом! Он центр мироздания, сотворенного Им же!
Понятно, что идеология гораздо упрощеннее богословия, она ничто иное, чем проявление вульгарного массового сознания, которое «интеллектуально ниже логики».
Только если противопоставляется богословию а не вытекает из нее.
Идеологизированность объекта даже самой «благочестивой» пропаганды порождает устойчивое неприятие личной оригинальности, преданность деноминационной унификации, исторический нигилизм, самодовольство и недовольство, вынесенное вовне, боевую нацеленность на образ врага.
Такой идеологизированности также присущи
«механическая преданность конвенциальным ценностям;
слепая покорность власти (деноминационной Прим. авт.) в сочетании со слепой ненавистью ко всем инакомыслящим и чужакам;
отсутствие самоотчетности;
мышление жесткими стереотипами;
наклонность к суеверию;
отчасти моралистическое, отчасти циническое поношение человеческой природы».
Т.н. «простой человек», чья непомерно завышенная оценка столь присуща российскому протестантизму, «изначально психологически адекватен заданиям идеологической политики», включая церковно-миссионерскую.
Увы, но подлинная миссия народам, предусмотренная Евангелием (вспомните Великое Поручение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, изложенное в Матф. 28:19,20!), подменена нынче низкопробной и по сути идеологической пропагандой, рассчитанной на самые непритязательные умы.
Изучая многочисленные миссионерские методы, которые применяются протестантами в России, начиная с горбачевской перестройки, вникая в семинарские учебники по миссиологии, всякого рода миссионерские разработки и видения, я находил в них потрясающее сходство с идеями, изложенными Адольфом Гитлером в его «нетленке» под названием «Майн Кампф»:
«Вся пропаганда должна быть популярной, и ее умственный уровень должен быть приспособлен к наиболее ограниченному интеллектуальному уровню, встречающемуся среди тех, кому она адресуется. Следовательно, чем шире круг лиц, которыми эта пропаганда должна быть воспринята, тем ниже должен быть ее интеллектуальный уровень Чем скромнее интеллектуальная нагрузка, тем вернее берутся в расчет чувства масс и тем эффективнее пропаганда». Итак, «перед массой водружаются ее же собственные вожделения, преподносимые ей в идеализированном и облагороженном виде в качестве маяков нового мироустройства»
И все же Россия остается, в основном, глухой к протестантской миссии. Она устала от идеологической трескотни за 70 с лишним лет советской власти! Она видит в протестантских миссионерах до боли знакомый образ пропагандистов и агитаторов, пользующихся на сей раз христианской фразеологией.
Так правильно, пастор баптистов выступает в светском пиджачке-повседневке, который никак не выделяет его статусно как человека служащего Богу. Только те, кто знают что он пастор, и могут воспринять его как пастора. А для впервые зашедшего это выступающий с кафедры тип в пиджачке. Поэтому нужна отдельная одежда, которая надевается только служителем и только перед служением а после служения снимается. Ведь даже в Библии у левитов были отдельные священнические облачения. А у баптистских пасторов, у которых все по Библии, священнического облачения нет. При том, что Христос не отменил священнического облачения.
Мы не должны уподобляться выпускникам университетов марксизма-ленинизма, равно как и офеням сетевого маркетинга.
Нам следует уподобляться Христу, изучая, прежде всего, опыт Его земного служения, осваивая многовековой миссионерский опыт Церкви, включая в условиях отечественных. Практика миссии в современной России будет абсолютно безуспешной, если мы станем по-прежнему упорно пренебрегать инкультурацией и не замечать, в принципе, высокой русской культуры. Именно классическая русская культура является нашим мощным миссионерским ресурсом в условиях глобализации, стандартизации, изощренных вызовов пошлости, агрессивности и бездуховности.
III.Западные партнеры российских протестантов:
сознательная и злонамеренная поддержка маргинальности
В последние годы российскими протестантами вполне справедливо высказываются нелицеприятные суждения о тех или иных проявлениях партнерства с западными единоверцами, которые зачастую недооценивают (и это в лучшем случае!) русскую культуру, беззастенчиво навязывая вестернизированные стандарты мышления и поведения, эрзац-богословие, а также эрзац-миссию.
Некоторые деноминации в нашей стране прочно подсажены на заокеанскую финансовую иглу и соответственно переживают «ломку», когда из-за проявленной ими строптивости «дядя Сэм» лишает их денежной «дозы».
Нельзя исключить, что, опекая те или иные конгрегации, западные протестанты намеренно или невольно создают внутри России «пятую колонну», то есть занимаются деятельностью, несовместимой с христианским служением.
Создается впечатление, что большинству западных партнеров российских протестантских церквей, важно сделать их маргинальными манкуртами.
Это впечатление подтверждается изречениями западных протестантских деятелей довольно-таки высокого статуса.
Так, в интервью газете «Протестант», опубликованном в июле 2008 года (№ 126),
Генеральный секретарь Всемирного баптистского альянса Невилл Каллам заявил:
«Мы исповедуем цельное понимание спасения чтобы и душа, и дух, и тело были посвящены Христу».
Странно, но, рассуждая о цельности понимания спасения, веры и т.п. г-н Каллам исключает интеллект. В то время, как известно, что вера есть устремление к Богу всей сущности человека, его духовного, душевного, эмоционального, физического и интеллектуального ресурсов, созданных Господом. В вере явлена полная посвященность Богу. Из нее нельзя изымать ни одного компонента!
Так правильно замечено. Ведь интеллигенция никогда не замыкается на одной какой-то теме. Ее интересы значительно шире. А ну как они займутся вопросами выработки социальной концепции или начнут в глобальную международную политику вникать и принимать сторону, как католики или православные. Нет, дяде Сэму это опасно, вдруг подопечные патриотизмом заразятся и выберут Россию и ее интересы а не дядю Сэма.
Ибо тогда вера будет не полноценной! Пренебрежение даром интеллекта создает опасность идее и практике осознанной веры, которая является одним из краеугольных камней протестантизма в России!
Пропаганда пренебрежительного отношения к интеллекту, осуществляемая в российских протестантских церквах, несомненно, способствует распространению метастазов маргинализации.
Эта пропаганда в течение многих лет открыто или завуалировано осуществляется даже в протестантских учебных заведениях, особенно в тех из них, которые пока находятся под западным контролем.
Тем временем на самом Западе есть замечательные протестантские теологические школы (колледжи, университеты, семинарии, академии) с исключительно продуктивными духовно-интеллектуальными программами, сориентированные на сочетание богословской подготовки с подготовкой практической пастырско-душепопечительской и миссионерской.
Но, некоторые известные зарубежные деятели протестантского образования, например д-р Марк Эллиотт (США) предлагает «сократить продолжительность обучения на Западе» для студентов из бывшего СССР, а также стимулировать их «обучаться по более коротким (магистерским), а не продолжительным (докторским) программам».
Более того, д-р М. Эллиотт рекомендует предварительно обучать их в странах «третьего мира», прежде, чем приобщать к европейскому и северо-американскому богословскому образованию.
Говоря об использовании в российских протестантских учебных заведениях передовых методик и технологий обучения, а также труда высоко квалифицированных преподавателей, М. Эллиотт замечает, что «в обозримом будущем эти условия будут недостижимыми».
Таким образом, протестантский Запад пытается навязать протестантам в России идеи демократизации интеллекта и эрзац-образования.
Значит надо создавать свое образование. А значит не просто собирать пожертвования, но собирать целевые пожертвования. И тогда, прихожане пожертвовавшие на образование для студентов из своей общины, уже не будут звать их богОсловами. И не поймут почему кафедру занимают люди, не имеющие диплом христианского университета. Будут спрашивать: а зачем тогда были сборы на образование?
К чему на практике приведет реализация этих идей в нашей стране?
Она будет означать опасный прыжок в полузнание, который не только не уменьшит податливости и легковерия масс, но и расшатает здравый смысл, присущий простому человеку. Среднестатистический верующий протестантского исповедания подвергнется угрозе окончательной духовной деградации.
Для начала, надо бы с текстом Исповедания Веры определиться.
Четвертая часть статьи уважаемого профессора в комментариях не нуждается
Хорошо известно то, что современный российский протестантизм по сути не имеет собственного богословия. Разумеется, это нонсенс, но фактом остается очевидное пренебрежение им. Протестантские деноминации либо используют западные теологические наработки, в лучшем случае наскоро адаптированные к российским реалиям, либо демагогически декларируют, что им оно не нужно, в принципе, так как они сориентированы исключительно на практическое служение, ведомы Святым Духом и собственным видением сложившейся ситуации.
Чего стоит утверждение Исполнительного директора Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА) С.В. Санникова, прозвучавшее в его интервью газете «Протестант» в июле 2008 года (№ 126):
«Для нас не так важна стройная система взглядов и доктрин, как искренность в чувствах. Более всего нас вдохновляет и радует общение друг с другом в Духе, а не то, какую красивую мысль мы отыскали или какую стройную систему смогли выстроить».
И это говорит руководитель организации, претендующей на руководство или координацию протестантским образованием в масштабах пост-советского пространства!
В некоторых протестантских деноминациях России само слово «богослов» издевательски-пренебрежительно произносится как «Бог ослов».
Господа а что тут такого? Ведь если на проповеди часто можно услышать эти две, взаимно противоречивые фразы:
вы спасены и это навсегда
и вторая часть фразы:
но если вы согрешите, вы потеряете ваше спасение.
Тот, кто произносит, либо не думает что говорит либо держит слушателей за ослов. И если советские старички еще могут такое пропустить, то нынешняя молодежь, которая вузы одолела, уже не вдохновляется такими речами.
А если слушатель относится к тем, кто в советское время закончил вуз а уверовал потом, то здесь тем более урон престижу такого горе-богослова.
Ведь вузы приучают к системному мышлению.
А в речи лектора механически совмещен кальвинизм (спасены навсегда)
и арминианство (потеряете ваше спасение).
А ведь эти две системы несовместимы в принципе.
Распространенным явлением в поместных протестантских церквах стало искусственно и искусно подогреваемое неприятие, а то и презрение к «шибко грамотным» и, разумеется, «оторвавшимся» от общин выпускникам богословских учебных заведений. Это происходит на общем фоне довольно-таки интенсивной работы отдельных богословских учебных заведений, питомцы которых заранее знают о том, что церкви их «не примут».
Из этого следует необходимость внести в организационные документы российского баптизма еще одну строчку:
все руководство и пастора должны состоять исключительно из лиц, Имеющих дипломы о высшем образовании.
Таким образом, мы российские протестанты теряем свой теологический ресурс. Заметим, весьма и весьма скромный! А ведь без мощного, стройного, высоко духовного богословия нам никогда не создать таких же церквей и деноминаций, никогда не стяжать уважения других конфессий и даже светского общества.
Именно вследствие пренебрежения богословием современная протестантская миссия в России оказалась если уж не совсем провальной, то явно не триумфальной, не взирая на восторженный «барабанный бой» и бодрые миссионерские отчеты 90-х годов.
Проповедь Евангелия фактически была подменена идеологической пропагандой, пропагандой исключительно этического христианства, то есть пиетизма (учения о личном благочестии, личной освященности и т.п.).
Идеологизация, несомненно, заужает христианство.
Уточняет и защищает от ересей.
Пропаганда же личного благочестия на первый план выдвигает человека, стяжавшего святость во Христе Иисусе, отодвигая Бога - хитро, изощренно и лицемерно на периферию человеческого сознания.
Но Господь не может и не будет маргиналом! Он центр мироздания, сотворенного Им же!
Понятно, что идеология гораздо упрощеннее богословия, она ничто иное, чем проявление вульгарного массового сознания, которое «интеллектуально ниже логики».
Только если противопоставляется богословию а не вытекает из нее.
Идеологизированность объекта даже самой «благочестивой» пропаганды порождает устойчивое неприятие личной оригинальности, преданность деноминационной унификации, исторический нигилизм, самодовольство и недовольство, вынесенное вовне, боевую нацеленность на образ врага.
Такой идеологизированности также присущи
«механическая преданность конвенциальным ценностям;
слепая покорность власти (деноминационной Прим. авт.) в сочетании со слепой ненавистью ко всем инакомыслящим и чужакам;
отсутствие самоотчетности;
мышление жесткими стереотипами;
наклонность к суеверию;
отчасти моралистическое, отчасти циническое поношение человеческой природы».
Т.н. «простой человек», чья непомерно завышенная оценка столь присуща российскому протестантизму, «изначально психологически адекватен заданиям идеологической политики», включая церковно-миссионерскую.
Увы, но подлинная миссия народам, предусмотренная Евангелием (вспомните Великое Поручение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, изложенное в Матф. 28:19,20!), подменена нынче низкопробной и по сути идеологической пропагандой, рассчитанной на самые непритязательные умы.
Изучая многочисленные миссионерские методы, которые применяются протестантами в России, начиная с горбачевской перестройки, вникая в семинарские учебники по миссиологии, всякого рода миссионерские разработки и видения, я находил в них потрясающее сходство с идеями, изложенными Адольфом Гитлером в его «нетленке» под названием «Майн Кампф»:
«Вся пропаганда должна быть популярной, и ее умственный уровень должен быть приспособлен к наиболее ограниченному интеллектуальному уровню, встречающемуся среди тех, кому она адресуется. Следовательно, чем шире круг лиц, которыми эта пропаганда должна быть воспринята, тем ниже должен быть ее интеллектуальный уровень Чем скромнее интеллектуальная нагрузка, тем вернее берутся в расчет чувства масс и тем эффективнее пропаганда». Итак, «перед массой водружаются ее же собственные вожделения, преподносимые ей в идеализированном и облагороженном виде в качестве маяков нового мироустройства»
И все же Россия остается, в основном, глухой к протестантской миссии. Она устала от идеологической трескотни за 70 с лишним лет советской власти! Она видит в протестантских миссионерах до боли знакомый образ пропагандистов и агитаторов, пользующихся на сей раз христианской фразеологией.
Так правильно, пастор баптистов выступает в светском пиджачке-повседневке, который никак не выделяет его статусно как человека служащего Богу. Только те, кто знают что он пастор, и могут воспринять его как пастора. А для впервые зашедшего это выступающий с кафедры тип в пиджачке. Поэтому нужна отдельная одежда, которая надевается только служителем и только перед служением а после служения снимается. Ведь даже в Библии у левитов были отдельные священнические облачения. А у баптистских пасторов, у которых все по Библии, священнического облачения нет. При том, что Христос не отменил священнического облачения.
Мы не должны уподобляться выпускникам университетов марксизма-ленинизма, равно как и офеням сетевого маркетинга.
Нам следует уподобляться Христу, изучая, прежде всего, опыт Его земного служения, осваивая многовековой миссионерский опыт Церкви, включая в условиях отечественных. Практика миссии в современной России будет абсолютно безуспешной, если мы станем по-прежнему упорно пренебрегать инкультурацией и не замечать, в принципе, высокой русской культуры. Именно классическая русская культура является нашим мощным миссионерским ресурсом в условиях глобализации, стандартизации, изощренных вызовов пошлости, агрессивности и бездуховности.
III.Западные партнеры российских протестантов:
сознательная и злонамеренная поддержка маргинальности
В последние годы российскими протестантами вполне справедливо высказываются нелицеприятные суждения о тех или иных проявлениях партнерства с западными единоверцами, которые зачастую недооценивают (и это в лучшем случае!) русскую культуру, беззастенчиво навязывая вестернизированные стандарты мышления и поведения, эрзац-богословие, а также эрзац-миссию.
Некоторые деноминации в нашей стране прочно подсажены на заокеанскую финансовую иглу и соответственно переживают «ломку», когда из-за проявленной ими строптивости «дядя Сэм» лишает их денежной «дозы».
Нельзя исключить, что, опекая те или иные конгрегации, западные протестанты намеренно или невольно создают внутри России «пятую колонну», то есть занимаются деятельностью, несовместимой с христианским служением.
Создается впечатление, что большинству западных партнеров российских протестантских церквей, важно сделать их маргинальными манкуртами.
Это впечатление подтверждается изречениями западных протестантских деятелей довольно-таки высокого статуса.
Так, в интервью газете «Протестант», опубликованном в июле 2008 года (№ 126),
Генеральный секретарь Всемирного баптистского альянса Невилл Каллам заявил:
«Мы исповедуем цельное понимание спасения чтобы и душа, и дух, и тело были посвящены Христу».
Странно, но, рассуждая о цельности понимания спасения, веры и т.п. г-н Каллам исключает интеллект. В то время, как известно, что вера есть устремление к Богу всей сущности человека, его духовного, душевного, эмоционального, физического и интеллектуального ресурсов, созданных Господом. В вере явлена полная посвященность Богу. Из нее нельзя изымать ни одного компонента!
Так правильно замечено. Ведь интеллигенция никогда не замыкается на одной какой-то теме. Ее интересы значительно шире. А ну как они займутся вопросами выработки социальной концепции или начнут в глобальную международную политику вникать и принимать сторону, как католики или православные. Нет, дяде Сэму это опасно, вдруг подопечные патриотизмом заразятся и выберут Россию и ее интересы а не дядю Сэма.
Ибо тогда вера будет не полноценной! Пренебрежение даром интеллекта создает опасность идее и практике осознанной веры, которая является одним из краеугольных камней протестантизма в России!
Пропаганда пренебрежительного отношения к интеллекту, осуществляемая в российских протестантских церквах, несомненно, способствует распространению метастазов маргинализации.
Эта пропаганда в течение многих лет открыто или завуалировано осуществляется даже в протестантских учебных заведениях, особенно в тех из них, которые пока находятся под западным контролем.
Тем временем на самом Западе есть замечательные протестантские теологические школы (колледжи, университеты, семинарии, академии) с исключительно продуктивными духовно-интеллектуальными программами, сориентированные на сочетание богословской подготовки с подготовкой практической пастырско-душепопечительской и миссионерской.
Но, некоторые известные зарубежные деятели протестантского образования, например д-р Марк Эллиотт (США) предлагает «сократить продолжительность обучения на Западе» для студентов из бывшего СССР, а также стимулировать их «обучаться по более коротким (магистерским), а не продолжительным (докторским) программам».
Более того, д-р М. Эллиотт рекомендует предварительно обучать их в странах «третьего мира», прежде, чем приобщать к европейскому и северо-американскому богословскому образованию.
Говоря об использовании в российских протестантских учебных заведениях передовых методик и технологий обучения, а также труда высоко квалифицированных преподавателей, М. Эллиотт замечает, что «в обозримом будущем эти условия будут недостижимыми».
Таким образом, протестантский Запад пытается навязать протестантам в России идеи демократизации интеллекта и эрзац-образования.
Значит надо создавать свое образование. А значит не просто собирать пожертвования, но собирать целевые пожертвования. И тогда, прихожане пожертвовавшие на образование для студентов из своей общины, уже не будут звать их богОсловами. И не поймут почему кафедру занимают люди, не имеющие диплом христианского университета. Будут спрашивать: а зачем тогда были сборы на образование?
К чему на практике приведет реализация этих идей в нашей стране?
Она будет означать опасный прыжок в полузнание, который не только не уменьшит податливости и легковерия масс, но и расшатает здравый смысл, присущий простому человеку. Среднестатистический верующий протестантского исповедания подвергнется угрозе окончательной духовной деградации.
Для начала, надо бы с текстом Исповедания Веры определиться.
Четвертая часть статьи уважаемого профессора в комментариях не нуждается
Комментарий