Отец Феогност (Пушков). Мидраш и христианское толкование Писания: непоправимые ошибки

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #1

    Отец Феогност (Пушков). Мидраш и христианское толкование Писания: непоправимые ошибки



    Он рассматривает в своей лекции пророчества, не как предсказания, которые должны сбываться.
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #2
    Статья архимандрита Феогноста (Пушкова):

    Несбывшиеся пророчества - Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».

    Комментарий

    • Денис Нагомиров
      Ветеран

      • 01 February 2013
      • 9120

      #3
      А это дополнительно: Амос 9:14,15 о восстановление Северного Израиля не исполнилось. Но чтобы это правильно понять, предлагаю послушать лекцию и прочитать статью по ссылке.

      Комментарий

      • Денис Нагомиров
        Ветеран

        • 01 February 2013
        • 9120

        #4
        Я состою в переписке с одним иудеем, я его ознакомил с мнением отца Феогноста. Он мне ответил: "Странный тезис. Евангелисты с вами вряд ли согласятся - там все время настаивают что все должно быть исполнено".

        А на счет неисполненного пророчества Амоса про Северный Израиль, он мне ответил: "Я не смотрел комментарии, но (на мой поверхностный взгляд) разве перед этим не сказано о восстановлении династии Давида? Соответственно - так же это еще не исполнилось - так и 10 колен еще не возвращены".

        Комментарий

        • Searhey
          Ветеран

          • 30 November 2002
          • 4505

          #5
          Денис, приветствую!

          А Вы сами как относитесь к предложенному о. Феогностом подходу (что некоторые ветхозаветные цитаты "притянуты" к евангельским событиям по принципу мидраша, то есть соответствуют друг другу не прямо, а применительно)?
          О смыслах книги Откровение Иоанна Богослова

          Комментарий

          • Денис Нагомиров
            Ветеран

            • 01 February 2013
            • 9120

            #6
            Сообщение от Searhey
            Денис, приветствую!

            А Вы сами как относитесь к предложенному о. Феогностом подходу (что некоторые ветхозаветные цитаты "притянуты" к евангельским событиям по принципу мидраша, то есть соответствуют друг другу не прямо, а применительно)?
            Я не знаю. Но вот например еврей Дмитрий Резник, вроде бы участник этого форума, верующий в Иисуса, как то написал в комментариях к видеозаписи одного раввина, что тот неправильно понял, как Павел использует текст пророка Осии, что этот раввин должен бы знать, как мидраш использует цитаты, вырванные из контекста. Павел вовсе не представляет текст Танаха как пророчество, которое сбылось в его время. Он берет принцип - что Бог может сделать Своим народ, который Его народом не является, и применяет этот принцип к своей ситуации, когда сам Павел чудесно обратился к христианской вере. А тот раввин приписывает Павлу то, чего тот не говорит, и потом громит эту выдуманную позицию. Это по слову Дмитрия Резника. Что касается лекций отца Феогноста, к ним нужно быть очень осторожным.

            Комментарий

            • Searhey
              Ветеран

              • 30 November 2002
              • 4505

              #7
              Уверен, что категоричной ошибкой является как раз отношение к новозаветным свидетельствам как к неким отвлеченным смысловым подобиям, когда прямое исполнение мессианских пророчеств представляется всего лишь "ситуационной похожестью", к которой авторы новозаветных текстов обратились по сути "для красного словца" (по принципу мидраша).
              Конечно, ветхозаветные пророки возвещали не только отдаленное будущее, но и ближайшие события, и то, что имело смысл "здесь и сейчас".
              И замечание о том, что пророк по сути есть "изрекатель", тоже верно. Само слово пророк происходит от понятия "прорекать", то есть "высказывать".

              Но далее верно рассуждать можно только с позиции, что пророки Ветхого Завета говорили не от себя, а от Св. Духа.
              Поэтому и свидетельства ветхозаветного откровения не человеческие, а Божьи.

              И Новозаветное Откровение тоже не человеческое, а Божье. Соответственно, если апостол и евангелист Матфей, например, утверждает, что Рождество Спасителя есть исполнение пророчества Исаии - этим Сам Дух Святой свидетельствует о том, что под словом "альма" в Ис.7:14 была обозначена не просто "молодая женщина", но "дева".
              И что это пророчество прорисовало и знаменовало не некоего обычного младенца, а именно Рождество Спасителя.
              А далее все верно - эти смыслы на долгое время оставались прикровенными. Но не потому, что этого смысла в словах Исаии не было - а потому, что некому было эти смыслы понять.
              А далее наступили новозаветные времена, и Св. Дух был дарован Церкви Христовой, и направил апостолов и евангелистов свидетельствовать миру в том числе и о том, что оставалось до времени сокровенным.
              Кому как не Св. Духу знать подлинные смыслы того, что было обозначено в изреченных по Его Воле ветхозаветных пророчествах?

              Другими словами, рассуждать над новозаветными и ветхозаветными текстами могут все, в том числе и современные иудеи.
              Но свидетельствовать о тех истинных смыслах, которые были "заложены" в ветхозаветные пророчества и раскрылись в Новозаветном Откровении, могут только христиане, движимые Св. Духом (на что они и были посланы в мир).

              Другой вопрос, что с такой позиции дискуссия с иудеями невозможна, они не принимают такого свидетельства.
              Но и превращать христианское свидетельство в силе Св. Духа в некие отвлеченные рассуждения над ветхозаветными текстами на уровне обычных человеческих умозаключений, ни в коем случае нельзя.
              Последний раз редактировалось Searhey; 01 November 2021, 04:07 AM.
              О смыслах книги Откровение Иоанна Богослова

              Комментарий

              • Денис Нагомиров
                Ветеран

                • 01 February 2013
                • 9120

                #8
                Сообщение от Searhey
                А далее все верно - эти смыслы на долгое время оставались прикровенными. Но не потому, что этого смысла в словах Исаии не было - а потому, что некому было эти смыслы понять.
                В католической библеистике 20 века, даже выработали такое понятие, как sensus plenior, «приращение смысла», это более глубокий смысл текста, который входит в намерения Бога, но который человек (автор текста) не выразил ясно.

                Комментарий

                Обработка...