Анба Бишой. Коптские монастыри Вади-Натрун в Египте

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #1

    Анба Бишой. Коптские монастыри Вади-Натрун в Египте

  • denis25
    Ветеран

    • 08 May 2018
    • 1281

    #2
    Спасибо. Интересное видео. Может когда-нибудь удастся съездить в эти края.

    Комментарий

    • Денис Нагомиров
      Ветеран

      • 01 February 2013
      • 9120

      #3
      Сообщение от denis25
      Спасибо. Интересное видео. Может когда-нибудь удастся съездить в эти края.
      Примечание: анба - это авва.

      Комментарий

      • denis25
        Ветеран

        • 08 May 2018
        • 1281

        #4
        Сообщение от Денис Нагомиров
        Примечание: анба - это авва.
        Да да.

        Есть интересная книга. Планирую прочесть:

        Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. - М., 2003.

        В этой книге, если судить по содержанию, про христианство в Египте и про монашество и коптских святых.

        - - - Добавлено - - -

        Еще хорошая книга про монашество вдоль Нила, с которой начал знакомство с египетским христианством:

        Люсьен Реньё. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века.

        Это монография. Исследование - как пустынники в Египте жили, чем питались, что читали, распорядок дня и т.д.

        Комментарий

        • Юханна
          Дориносима чинми.

          • 02 March 2018
          • 4325

          #5
          Сообщение от denis25
          Люсьен Реньё. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века.
          Мож. лучше Добротолюбие. Том I ?

          - - - Добавлено - - -

          Или Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов ?

          - - - Добавлено - - -

          Или Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов - преподобный Палладий Еленопольский - читать, скачать ?

          - - - Добавлено - - -

          Или Луг духовный - блаженный Иоанн Мосх - читать, скачать ?
          ​Веди себя хорошо,Бугимен придет за тобой...

          Прекрасен был на вид,и весьма приятен на вкус плод,умертвивший меня...

          Комментарий

          • denis25
            Ветеран

            • 08 May 2018
            • 1281

            #6
            В книге Реньё о первом христианском монашестве в Египте отмечу, что подвижники в пустынях Скит (Вади-Натрун), Келии и Нитрия не увлекались чтением книг и богословскими интеллектуальными рассуждениями, стремясь познавать Бога с помощью аскетической практики. Описывался случай, как даже чурались церковных служителей.

            Недавно читал книгу об одном продвинутом буддийском практике - монахе тайской лесной традиции из ЮВА, который, став настоятелем монастыря, первое, что сделал - сжег все книги в библиотеке, дабы монахи меньше измышляли, а больше занимались практикой. И вспомнил этот эпизод из книги Реньё.

            Не зря говорят: многознание уму не научает.

            - - - Добавлено - - -

            Хорошая подборка. Сайт Азбука.ру удобен в использовании. Там всё это добро можно скачать в pdf и fb2. Так скачиваю, печатаю на принтере, переплетаю, а затем читаю на диване.

            Комментарий

            • Юханна
              Дориносима чинми.

              • 02 March 2018
              • 4325

              #7
              Сообщение от denis25
              Хорошая подборка. Сайт Азбука.ру удобен в использовании. Там всё это добро можно скачать в pdf и fb2. Так скачиваю, печатаю на принтере, переплетаю, а затем читаю на диване.
              Это первоисточник.
              И для Реньё и даже для "Отечника" Игнатия Брянчанинова.
              Это потрясающе! Это мои любимые книги. Будете потрясены...
              ​Веди себя хорошо,Бугимен придет за тобой...

              Прекрасен был на вид,и весьма приятен на вкус плод,умертвивший меня...

              Комментарий

              • denis25
                Ветеран

                • 08 May 2018
                • 1281

                #8
                Сообщение от Юханна
                Это потрясающе! Это мои любимые книги. Будете потрясены...
                Верю. Прочту.

                Комментарий

                • Денис Нагомиров
                  Ветеран

                  • 01 February 2013
                  • 9120

                  #9
                  Сообщение от denis25
                  В книге Реньё о первом христианском монашестве в Египте отмечу, что подвижники в пустынях Скит (Вади-Натрун), Келии и Нитрия не увлекались чтением книг и богословскими интеллектуальными рассуждениями, стремясь познавать Бога с помощью аскетической практики. Описывался случай, как даже чурались церковных служителей.
                  В документалке наоборот показывается библиотека, и говорится, что настоятелями коптских монастырей, являются епископы.

                  - - - Добавлено - - -

                  Сообщение от denis25
                  Верю. Прочту.
                  Книги, которые советует Юханна, там о духовной жизни, а вам наверное интересно почитать исследования, монографии. В этой христианской традиции, отмечены такие великие богословы, как: Афанасий Великий, Кирилл Александрийский. Папа Шенуда Третий, написал книгу: "Природа Христа".

                  - - - Добавлено - - -

                  Сообщение от denis25
                  ....
                  В Синайском монастыре святой Екатерины, богатая библиотека - Библиотека Синайского монастыря Св. Екатерины

                  Комментарий

                  • Юханна
                    Дориносима чинми.

                    • 02 March 2018
                    • 4325

                    #10
                    Сообщение от Денис Нагомиров
                    Книги, которые советует Юханна, там о духовной жизни
                    Не только,там масса просто интересных житейских историй,быт,человеческие взаимоотношения,
                    Природа,ландшафты,даже политика и многое другое...
                    ​Веди себя хорошо,Бугимен придет за тобой...

                    Прекрасен был на вид,и весьма приятен на вкус плод,умертвивший меня...

                    Комментарий

                    • Денис Нагомиров
                      Ветеран

                      • 01 February 2013
                      • 9120

                      #11
                      Сообщение от denis25
                      ....
                      Вот книга папы Шенуды Третьего: "Природа Христа" - The Nature of Christ, book by H. H. Pope Shenouda III | St-Takla.org

                      Английский текст каждой главы, можно вбивать в яндекс-переводчик. Не знаю, полностью ли там размещен его труд, или только частично.

                      Комментарий

                      • Юханна
                        Дориносима чинми.

                        • 02 March 2018
                        • 4325

                        #12
                        Сообщение от Денис Нагомиров
                        ...
                        Ну это,ведь просто супер! Шекспир отдыхает:

                        Преподобный Макарий поселился недалеко от одного селения. Некая девица, жившая там, потеряла свое девство и забеременела. Имени отца ребенка она никому не называла, и через какое-то время открылось, что она беременна. Свой позор она приписала Макарию.
                        Преподобный Макарий был известен жителям этого селения. Однако девица обвинила именно его, сказав, что монах этот, живущий отдельно от всех, является виновником ее падения. Преподобного с позором притащили в село, избили, повесили ему на шею какую-то веревку с битыми глиняными черепками для позора и водили его с побоями и пинками по этому селению. Насытившись своей злобой, они потребовали от него, чтобы он кормил и содержал эту женщину, которую он якобы сделал матерью.

                        Макарий ни слова не произнес в свое оправдание. Он терпел до конца, не выгораживая себя, ничего не возражая. Он трудился своими руками, доставляя пропитание этой женщине.
                        Наконец подошло ей время родить, и роды оказались трудными. Женщина, измучившись болями, находясь на грани жизни и смерти, была сокрушена страданиями и, наконец, исповедовалась прилюдно. Она покаялась в том, что оклеветала невинного человека, и назвала имя того, кто являлся настоящим отцом ребенка. После этого по милости Божией она разрешилась от бремени, а люди пошли к Макарию просить у него прощения.
                        Преподобный увидел издалека множество людей. Он понял, что тайное стало явным, что его невинность обнаружилась. Но теперь его ожидало другое искушение: его ждали извинения, какие-то приношения, подарки, которые должны были загладить вину жестоких крестьян. Его теперь ждала человеческая слава. А это иногда страшнее, чем укоры или явные гонения. Медные трубы ожидают всегда в конце, после огня и воды. И Макарий убежал из своей хижины, скрылся
                        ​Веди себя хорошо,Бугимен придет за тобой...

                        Прекрасен был на вид,и весьма приятен на вкус плод,умертвивший меня...

                        Комментарий

                        • Денис Нагомиров
                          Ветеран

                          • 01 February 2013
                          • 9120

                          #13
                          Сообщение от Юханна
                          Ну это,ведь просто супер! Шекспир отдыхает:

                          Преподобный Макарий поселился недалеко от одного селения. Некая девица, жившая там, потеряла свое девство и забеременела. Имени отца ребенка она никому не называла, и через какое-то время открылось, что она беременна. Свой позор она приписала Макарию.
                          Преподобный Макарий был известен жителям этого селения. Однако девица обвинила именно его, сказав, что монах этот, живущий отдельно от всех, является виновником ее падения. Преподобного с позором притащили в село, избили, повесили ему на шею какую-то веревку с битыми глиняными черепками для позора и водили его с побоями и пинками по этому селению. Насытившись своей злобой, они потребовали от него, чтобы он кормил и содержал эту женщину, которую он якобы сделал матерью.

                          Макарий ни слова не произнес в свое оправдание. Он терпел до конца, не выгораживая себя, ничего не возражая. Он трудился своими руками, доставляя пропитание этой женщине.
                          Наконец подошло ей время родить, и роды оказались трудными. Женщина, измучившись болями, находясь на грани жизни и смерти, была сокрушена страданиями и, наконец, исповедовалась прилюдно. Она покаялась в том, что оклеветала невинного человека, и назвала имя того, кто являлся настоящим отцом ребенка. После этого по милости Божией она разрешилась от бремени, а люди пошли к Макарию просить у него прощения.
                          Преподобный увидел издалека множество людей. Он понял, что тайное стало явным, что его невинность обнаружилась. Но теперь его ожидало другое искушение: его ждали извинения, какие-то приношения, подарки, которые должны были загладить вину жестоких крестьян. Его теперь ждала человеческая слава. А это иногда страшнее, чем укоры или явные гонения. Медные трубы ожидают всегда в конце, после огня и воды. И Макарий убежал из своей хижины, скрылся
                          Вот тоже интересное и в тему - по коптским фрагментам Лавсаика - Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам «Лавсаика») - купить книгу - Фадеев Василий

                          Комментарий

                          • denis25
                            Ветеран

                            • 08 May 2018
                            • 1281

                            #14
                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            В документалке наоборот показывается библиотека, и говорится, что настоятелями коптских монастырей, являются епископы.
                            Да, видел. Так понял, что коптские монахи - люди книжные. Сейчас открыл снова книгу Реньё. Да, все-таки читали. Но в основном библейские книги, и мало. Может быть это связано было и с дороговизной книг.

                            Книги.Совершенно определенно можно сказать, что в IV веке книги не загромождали келью отшельника. Они были очень дороги благодаря материалу, из которого делались, папируса или пергамена, а также и из‑за кропотливого труда по переписыванию текста. Некоторые монахи сами были писцами и могли составить себе небольшую библиотеку или скопировать книгу для других[567]. Одному из таких библиофилов авва Серапион, увидев у него нишу, забитую книгами, сказал: «Ты отобрал имущество вдов и сирот и сложил его на окне»[568]. Иначе говоря: вместо того чтобы давать милостыню неимущим, ты купил столько книг Не этот ли Серапион отдал бедным все, что имел, включая и небольшое Евангелие? «Я продал книгу, сказал он, где сказано: Продай имение твое и раздай деньги нищим» (Мф. 19, 21)[569]. У Феодора Фермийского были три хорошие книги, которые он охотно давал читать братии, но по совету аввы Макария Феодор их продал, а деньги раздал бедным[570]. Но авва Феодор имел помимо этого и другие книги, которые у него забрали грабители[571]. В Келлиях один монах дни и ночи напролет предавался чтению. Но в один прекрасный день он продал все книги, что имел, и ушел дальше в пустыню вероятнее всего, в Скит. Авве Исааку, встретившему этого брата, он сказал: «Уже двадцать лет, отче, как слушаю я слова Писания, но ныне хочу наконец приняться за дело, ибо я услышал их»[572]. Эта апофтегма позволяет нам понять, что книги отшельников это главным образом книги библейские. Единственный раз мы находим упоминание о другом сочинении трактате против ариан святого Афанасия. Авва Сисой велел своему ученику читать его в присутствии этих еретиков[573]. Текст Священного Писания был тесно связан с богослужением, и по этой причине требовалось значительное количество книг. В Скиту авва Исайя всегда носил свою книгу на еженедельные собрания братии[574]. Возможно, он был чтецом.


                            Вероятно, самые первые Отцыпустынники вовсе не имели книг или, как Исайя, имели только одну. Как‑то раз один скитский монах проник в келью аввы Пафнутия, чтобы спрятать у него свою книгу[575]. Ревностные отшельники, такие как авва Виссарион, никогда не позволяли себе собирать книги[576]. Но по мере удаления от первоначальных героических времен монахи начинают накапливать книги в своих кельях[577], и один старец сказал с грустью по этому поводу таю «Святые Пророки писали книги, затем пришли Отцы наши, кто следовал им на деле. Те, кто пришел после, учили эти книги наизусть. Затем пришло нынешнее поколение, которое их переписывает и складывает без пользы у окна»[578]. Но этот анонимный моралист был, без сомнения, чересчур суров, ибо авва Аммой рассказывает нам о монахах, которые покинули свои кельи, «оставив полки, полные пергаменных книг, и не закрыв за собой дверей»[579], показывая тем самым их нестяжательство. Его ученик Исайя повелел монаху, покидавшему келью, оставить все, что там было[580].
                            Чтение.
                            Было ли в долгом дне отшельника место для чтения? У монаховпахомиан для чтения были отведены определенные часы, но нет никаких свидетельств, подтверждающих, что то же самое было и у пустынников. Впрочем, мы находим одну апофтегму, которая дает точное расписание занятий монаха в Келлиях: он работал все утро до полудня, затем, с 12 до 15 часов, читал и расщеплял пальмовые ветви[647]. В армянском переводе этой апофтегмы указано, что три полуденных часа были посвящены исключительно чтению Священного Писания, но в сирийской версии такое чтение не упомянуто[648]. В другом месте, сохранившемся в латинском переводе, перечислены занятия Иоанна Колова после его возвращения с жатвы среди них есть и чтение, но упоминание о нем отсутствует в греческом тексте[649]. Следует сказать, что чтение никогда не упоминается при перечислении обычных занятий отшельника. Мы уже знаем, что в кельях Отцов пустыни было мало книг. Но иногда апофтегмы все же говорят о чтении монаха в келье. Один брат, например, находясь подле больного аввы Агафона, громко читал вслух книгу Бытия[650]. Авва Амон из Райфы читал Писание, авва Сисой Новый Завет[651]. Один брат, искушаемый желанием покинуть келью, сказал себе: «Пойду, почитаю немного»[652] Рассказывают также об одном старце, келья которого светилась чудесным образом: он читал и работал там не только днем, но и ночью[653]. А тот брат из Келлий, который предавался чтению день и ночь, в конце концов продал все свои книги и ушел дальше в пустыню[654].


                            Все эти свидетельства позволяют предположить, что довольно много монахов читали, сидя в своих кельях, особенно в Келлиях, но в то же время это не было обязательной и общераспространенной практикой. Евагрий и Иоанн Кассиан должны были бы рекомендовать монахам чтение, однако оба этих образованных монаха подчеркивают его второстепенное значение и относительную ценность[655]. Авва Нестерой призывает Иоанна Кассиана учить Писание наизусть, но при этом добавляет, что учат его не столько при помощи чтения, сколько путем «тяжелого опыта»[656]. Среди девяти апофтегм, цитируемых Евагрием в конце своего трактата «Монах», две показывают, что можно было очень хорошо обходиться и без чтения[657]. Так, Серапион продал Евангелие, чтобы накормить голодных. Один философ спросил Антония Великого: «Как выдерживаешь ты, Отче, лишенный утешения от книг?» Антоний на это ответил: «Моя книга, философ, есть природа, и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать слова Божии». Из его Жития мы знаем, что Антоний всегда очень внимательно слушал чтения из Писания, произносимые в Церкви, и «не позволял себе ничего пропускать, а память заменяла ему книги»[658]. Отшельники пустыни могли точно так же удерживать в своем сердце те слова Писания, что слышали во время литургии по субботам и воскресеньям. Божественные глаголы питали и поддерживали их всю неделю: отшельники приводили их себе на ум и размышляли над ними.


                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            Папа Шенуда Третий, написал книгу: "Природа Христа".
                            Не могу найти в интернете.

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            Вот книга папы Шенуды Третьего: "Природа Христа" - The Nature of Christ, book by H. H. Pope Shenouda III | St-Takla.org

                            Английский текст каждой главы, можно вбивать в яндекс-переводчик. Не знаю, полностью ли там размещен его труд, или только частично.
                            Ой, спасибо.

                            Хром сам переводит автоматически на русский при открытии страниц. Буду читать.

                            Комментарий

                            • Денис Нагомиров
                              Ветеран

                              • 01 February 2013
                              • 9120

                              #15
                              Сообщение от denis25
                              Да, все-таки читали. Но в основном библейские книги, и мало.
                              Но помимо библейских, наверное еще и Афанасия Великого, и Кирилла Александрийского, раз на их богословии построена коптская традиция. Наверняка читали труды святых. Наверное и жития, я вон ранее разместил ссылку на книгу коптских фрагментов Лавсаика. Известно, что Афанасий Великий составил житие Антония Великого. А Ренье, лучше не читать, мало ли что он напишет.

                              - - - Добавлено - - -

                              Сообщение от denis25
                              ....
                              Книги были дорогими, да, но при монастырях ведь были библиотеки. Это у отшельников, могло быть мало книг, а то и вовсе не быть. Я кстати, как то слушал лекцию Максима Калинина, и он говорил, что в Ассирийской церкви Востока было правило, чтобы монахи, обязательно читали Писание.

                              Комментарий

                              Обработка...