Ведать не все Отцы, считали, что можно достичь бесстрастия, например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен».
И не все христианские аскеты, понимали бесстрастие, как прекращение борьбы. Так например преподобный Исаак Сирин пишет: «Бесстрастие есть не то, чтоб не быть бориму от бесов, ибо в таком случае надлежало бы нам, по Апостолу, изыти из мира (1Кор. 5:10); но то, чтоб когда они борют нас, пребывать не боримыми».
У Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, цитируется Исаак Сирин и по цитате не предполагается, что страсти не будут ощущаться: «Бесстарстие не в том состоит, чтоб не ощущать страстей, но в том, чтоб не принимать их. Вследствие многих и различных добродетелей, явных и сокровенных, приобретенных святыми, страсти изнемогли в них, и нелегко могут восстать на душу: и мысль не имеет нужды непрестанно быть в рассуждении их внимательной; потому что во всякое время исполнена в помышлениях своих изучением и исследованием превосходнейших созерцаний, сознательно движимых в уме. И когда страсти начнут приходить в движение и возмущаться, мысль внезапно вземлется от близости к ним сознанием чего-либо горнего, приникшего в ум, и страсти остаются без воздействия на него...».
А еще, то что в восточной христианской традиции называлось бесстрастием (греческое слово - апатия, απάθεια), в западной христианской традиции называлось - даром заключительной настойчивости.
И не все христианские аскеты, понимали бесстрастие, как прекращение борьбы. Так например преподобный Исаак Сирин пишет: «Бесстрастие есть не то, чтоб не быть бориму от бесов, ибо в таком случае надлежало бы нам, по Апостолу, изыти из мира (1Кор. 5:10); но то, чтоб когда они борют нас, пребывать не боримыми».
У Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, цитируется Исаак Сирин и по цитате не предполагается, что страсти не будут ощущаться: «Бесстарстие не в том состоит, чтоб не ощущать страстей, но в том, чтоб не принимать их. Вследствие многих и различных добродетелей, явных и сокровенных, приобретенных святыми, страсти изнемогли в них, и нелегко могут восстать на душу: и мысль не имеет нужды непрестанно быть в рассуждении их внимательной; потому что во всякое время исполнена в помышлениях своих изучением и исследованием превосходнейших созерцаний, сознательно движимых в уме. И когда страсти начнут приходить в движение и возмущаться, мысль внезапно вземлется от близости к ним сознанием чего-либо горнего, приникшего в ум, и страсти остаются без воздействия на него...».
А еще, то что в восточной христианской традиции называлось бесстрастием (греческое слово - апатия, απάθεια), в западной христианской традиции называлось - даром заключительной настойчивости.
Комментарий