Почему не «только Писание»

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #1

    Почему не «только Писание»

    Отношение к Священному Писанию - главный вопрос, лежащий в основе расхождения неопротестантизма и ортодоксального христианства. Главные тезисы современного неопротестантизма таковы:

    только Писание является исчерпывающим источником веры и практики Церкви;

    Писание само себе толкователь («scriptura sui ipsius interpres» М. Лютер);

    Писание первично по отношению к Церкви.

    Очевидно, что эти принципы породили всевозможные противоречивые версии пост-протестантского христианства, основанные на субъективной интерпретации библейского текста. Крайним же следствием данных принципов является следующий тезис: если в Библии о чем-то не сказано, это должно быть отвергнуто. Именно эта логика не позволяет протестантам принять православную идею Священного Предания.

    Для протестанта идея несамодостаточности Писания звучит даже кощунственно. «Если автор Библии Бог, то почему же одного Писания не достаточно?» - вопрошают христиане евангельских деноминаций. Однако Описанные принципы неприемлемы для православного экклезиологического сознания и являются ошибочными, как с исторической, так и с точки зрения логики, по ряду веских причин. Рассмотрим их.

    1. Писания Нового Завета написаны в Церкви (апостольской общине) и для Церкви. Поэтому Библия самоочевидна, если ее читают и понимают в том контексте, в котором, и для которого, она создавалась. Если Библия вырывается из этого контекста, она становится не самоочевидной сама по себе, потому что Писание не создавалось как автономный текст, живущий собственной жизнью. Следовательно, единственная возможность адекватного восприятия библейского текста это пребывание в вере тех самых апостольских общин.

    2. Церковь предшествует Писанию, как хронологически, так и логически. Апостольская община, в широком смысле, создала и авторизовала новозаветные тексты, а не наоборот. В случае движения пост-протестантизма всё происходит иначе: субъективное чтение Библии порождает новую общину, которая мыслится как восстановленная версия первохристианства.

    3. Новый Завет не упал с неба в готовом виде. Новозаветные авторы не имели цели создать продолжение Священных Писаний Ветхого Завета. Так же они не ставили перед собой задачу изложить учение Церкви в полном и систематизированном виде. Эти выводы следует не только из анализа специфики новозаветных текстов, но и из того обстоятельства, что первохристианское поколение с нетерпением ожидало второго пришествия Христа и скорой кончины века. Лишь во второй половине II века ядро новозаветных текстов стало рассматриваться как Священное Писание. И только к концу IV века был закрыт вопрос о каноническом статусе всех 27 книг Нового Завета.

    4. Отрицание нормативных апостольских преданий, не описанных в НЗ, но повсеместно распространенных среди раннехристианских церквей II-III вв., основано на убеждении того, что устная передача и традиция практики не могут сохранить неповрежденным истинное учение. Только письменная фиксация является гарантом сохранения. Однако данное утверждение выбивает и само основание веры неопротестантских деноминаций Библию. Ведь большая часть Ветхого Завета и четыре новозаветных Евангелий являются ни чем иным, как более поздней письменной фиксацией разных устных свидетельств и преданий, которые бытовали в народе Божьем. Кроме того, неопротестанты упускают из вида тот факт, что апостольское предание передавалось и сохранялось главным образом не в виде теории, а на уровне практики веры: в таинствах, молитвах, чинопоследованиях, песнопениях, исповеданиях и церковных правилах. То есть, Предание, прежде всего, творилось, а не рассказывалось. Тексты могут быть подделаны или отредактированы. Но как подделать повсеместную традицию?!

    Письменная фиксация традиции не исключает устной и может сосуществовать параллельно с последней. Приведем лишь два примера: ап. Павел, безусловно опираясь на устное предание, цитирует слова Христа, которые не вошли в Евангелия: «ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35), а автор послания к Евреям в описании подробностей заключения Синайского Завета (см. Евр. 9:19-21) послания выходит за рамки ветхозаветного повествования Пятикнижия. Так, в послании в Евр. 9:19-21 упоминаются жертвенные козлы, использование Моисеем багряной шерсти и иссопа, а также окропление книги Закона и сосудов скинии то, о чем не говорится в Исх. 24 гл. Иосиф Флавий, описывая посвящение скинии, так же говорит об окроплении кровью как скинии, так и сосудов, принадлежащих ей (Иудейские Древности III. 8.6). Очевидно, что автор послания воспроизводит ту же устную традицию, что и иудейский историк I века.

    Протестанты выстраивают свою логику, исходя из модели Богопознания, когда ищущий человек самостоятельно соприкасается с Библией и начинает ее как-то интерпретировать. Естественно в такой ситуации библейский текст становится источником вероучения тем, что конструирует духовный опыт человека и, как правило, становится основанием создания новой «церкви». Такая ситуация стала возможной только благодаря эпохе книгопечатания, когда Писание приобрело автономную жизнь в виде книги, которую можно читать у себя дома, и соответственно понимать по-своему. Однако подобная ситуация не могла иметь место во времена апостольской проповеди. Человек впервые соприкасался не с Писанием, а с общиной учеников Христа, которая свидетельствовали о Спасителе. И уже, оказавшись в этой самой общине, приходящий человек слышал Священное Писание, понимаемое и переживаемое в контексте веры этой евхаристической общины. И даже, если человек уже был хорошо знаком с Писаниями, только опыт веры апостольской общины мог позволить увидеть в Писании Ветхого Завета Христа (2 Кор.3:14-18).

    Эту точки зрения подтверждают и новозаветные свидетельства. Когда Савл встретил Христа по дороге в Дамаск, Господь направил его в город, где тот должен был встретиться с первыми учениками: «И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян.9:19,20). Христос не сказал ему: «теперь читай Писание и иди». Прежде должна была произойти встречи с учениками, свидетельство которых могло стать ключом к подлинному пониманию Писаний.
    Аналогичен и пример Аполлоса: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян.18:25-27). Без встречи с апостольскими учениками Аполлос не мог уразуметь всей истины, имея лишь одно Писание.

    Безусловно, это не означает, что Писание не может стать первым проводником на пути ко Христу. Блаженный Августин, Митр. Антоний (Сурожский) и арх. Кирилл (Павлов) были как раз тему людьми, которые уверовали через чтение Нового Завета. И он привел их в Церковь. И именно в Церкви они нашли полноту познания Бога и понимания Священного Писания.

    Почему не «только Писание»: avgrigor ЖЖ
  • mpavelm86
    Ветеран

    • 19 April 2018
    • 1301

    #2
    Сообщение от Денис Нагомиров
    Крайним же следствием данных принципов является следующий тезис: если в Библии о чем-то не сказано, это должно быть отвергнуто.
    Странно, я к такому выводу не прихожу.

    Комментарий

    • Pavlo Suomalainen
      Отключен
      • 20 January 2021
      • 8520

      #3
      Сообщение от mpavelm86
      Странно, я к такому выводу не прихожу.
      Да, точно. Откуда такой странный вывод

      Комментарий

      • Денис Нагомиров
        Ветеран

        • 01 February 2013
        • 9120

        #4
        Сообщение от Pavlo Suomalainen
        Да, точно. Откуда такой странный вывод
        У лютеран есть такое понятие как адиафора, у протестантов по Цвингли-Кальвиновской линии Реформации (не обязательно речь идет о кальвинистском взгляде на предопределение, а речь о рефармационной ветве, из которой произошли разные деноминации), есть принцип о чем не говорит Писание, это должно отвергаться. Наглядный пример - мирное отношение лютеран к изображениям, потому что они считают это адиафорой. И иконоборческое отношение к изображениям протестантов Цвингли-Кальвиновской линии Реформации, чему примером были пуритане. Современный неопротестантизм, имеющий корни в Цвингли-Кальвиновской линии, может где-нибудь локально отойти от прежних принципов касательно изображений, допуская их в своих молельных домах. Но теже например пуритане были строги в плане иконоборчества. Да и сейчас если мы посмотрим например храмы Пресвитерианской церкви, или реформатов (классических кальвинистов), стены там без изображений.

        Комментарий

        • mpavelm86
          Ветеран

          • 19 April 2018
          • 1301

          #5
          Сообщение от Денис Нагомиров
          У лютеран есть такое понятие как адиафора, у протестантов по Цвингли-Кальвиновской линии Реформации (не обязательно речь идет о кальвинистском взгляде на предопределение, а речь о рефармационной ветве, из которой произошли разные деноминации), есть принцип о чем не говорит Писание, это должно отвергаться. Наглядный пример - мирное отношение лютеран к изображениям, потому что они считают это адиафорой. И иконоборческое отношение к изображениям протестантов Цвингли-Кальвиновской линии Реформации, чему примером были пуритане. Современный неопротестантизм, имеющий корни в Цвингли-Кальвиновской линии, может где-нибудь локально отойти от прежних принципов касательно изображений, допуская их в своих молельных домах. Но теже например пуритане были строги в плане иконоборчества. Да и сейчас если мы посмотрим например храмы Пресвитерианской церкви, или реформатов (классических кальвинистов), стены там без изображений.
          Да вы знаток, однако. Столько знаете о различных деноминациях и их догматах...
          Один мой знакомый как-то в беседе посоветовал почитать другие труды "мудрых" людей, ознакомится со взглядами на мир других религий и вероучений. На что я ответил ему, что истину давно нашел, и потому все прочие мнения, отрицающие божественность Христа и благую весть спасения, автоматом считаю ложными. Можно всю жизнь изучать альтернативные мнения и упустить главное.
          Если верите Писанию - значит только Писание. Вопросы, не рассматриваемые в Писании, на спасение не влияют и решать их можно на свое усмотрению. Естественно согласуясь с Божьей волей.

          Комментарий

          • Viktor.o
            Ищущий

            • 20 July 2009
            • 52312

            #6
            Сообщение от Денис Нагомиров
            ...

            только Писание является исчерпывающим источником веры и практики Церкви;

            ...
            Дух истины, который наставляет на всякую истину, заменили текстом, который тысячелетия читают, фантазируя, кто на что горазд, и верят в свои фантазии, говоря "мне это Бог открыл".

            И не смотря на всё это, некоторые говорят что Писание - исчерпывающий источник веры и практики.
            Последний раз редактировалось Viktor.o; 18 March 2021, 11:50 AM.

            Комментарий

            • Jewe
              Ветеран

              • 30 October 2017
              • 18618

              #7
              Сообщение от Денис Нагомиров
              Почему не «только Писание»
              Потому что понимание, толкование книги важней самой книги. Если сам писатель не растолкует им написанного то некоторые сложные моменты его книги люди могут не понять или понять неправильно, извратить.

              Писание само себе толкователь («scriptura sui ipsius interpres» М. Лютер);
              С одной стороны это правильно, потому что толковать первоисточник можно до бесконечности. Даже само толкование нуждается в толковании. И так без конца. Как об этом сказано - заповедь на заповедь. Что евреи запутались в своих толкованиях. Что ортодоксальные христиане запутались в результате чего раскололись на множество деноминаций.

              С другой стороны незнающему человеку понять Библию без толкований со стороны, без догматики практически невозможно. В Библии очень много непонятных текстов. Но есть тексты достаточно легко понимаемые.

              «
              Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



              Комментарий

              • beta
                Христианин, ученик Христа

                • 14 February 2008
                • 21322

                #8
                Сообщение от Jewe
                незнающему человеку понять Библию без толкований со стороны, без догматики практически невозможно
                А зачем не знающему, что-то понимать???

                Да и к тому же, если слепой объяснит слепому, то оба упадут в яму.
                Мысль Словом разродилась. Невидима и видимо открылась. И как бы Та же, но Иная. Из ниоткуда оболочку порождая. Она оделась в видимости Слова. Чтобы достичь обильного улова. Детей Своих собрать к Себе Самой. Иди же к Ней, если ты свой.

                Ищу я десять спящих дев, буду кричать на них как лев,
                их наготу Христом одев.
                Царя и мать не выбирают, каких Бог дал, таких и почитают.

                Комментарий

                • Jewe
                  Ветеран

                  • 30 October 2017
                  • 18618

                  #9
                  Сообщение от beta
                  А зачем не знающему, что-то понимать???
                  Ну был человек атеистом к примеру. А тут по каким то причинам уверовал. Знает что есть такая книга - Библия. На этом его знания ограничиваются. Достает Библию, начинает читать. И что он там поймет? Мало чего.

                  Да и к тому же, если слепой объяснит слепому, то оба упадут в яму.
                  какой слепой и какому слепому? вы о чем, батенька?

                  «
                  Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



                  Комментарий

                  • beta
                    Христианин, ученик Христа

                    • 14 February 2008
                    • 21322

                    #10
                    Сообщение от Jewe


                    какой слепой и какому слепому? вы о чем, батенька?
                    Этот, этому..........
                    Цитата из Библии:
                    Матфея 15 : 14 оставьте их................. если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
                    Мысль Словом разродилась. Невидима и видимо открылась. И как бы Та же, но Иная. Из ниоткуда оболочку порождая. Она оделась в видимости Слова. Чтобы достичь обильного улова. Детей Своих собрать к Себе Самой. Иди же к Ней, если ты свой.

                    Ищу я десять спящих дев, буду кричать на них как лев,
                    их наготу Христом одев.
                    Царя и мать не выбирают, каких Бог дал, таких и почитают.

                    Комментарий

                    • Володя77
                      Отключен

                      • 15 December 2003
                      • 12012

                      #11
                      Сообщение от Денис Нагомиров
                      Почему не «только Писание»
                      На самом деле - принцип Божий, как раз, именно - ТОЛЬКО ПИСАНИЕ

                      Однако, с учетом того, что хозяин ОТСТУПНИКОВ - диавол, пока что, не посажен на цепь в бездне (это произойдет, но несколько позднее, см. Отк 20:1-3).., то оный, пока еще имеет возможность обольщать тех, кто по сущности своей натуры, СКЛОНЕН к неверности и отступничеству - легкомысленных и невежд (см. Иуд 13, 2Пет 2:17).

                      Поэтому и ясно написанное слово Божье (см. ниже) - ОТСТУПНИКИ не способны видеть:
                      "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1:8,9).

                      Написано достаточно внятно.., откуда и видим, что эталон Истины - слово Священного Писания (Библия). И все, что не соответствует учению Библии - подлежит анафеме (равно, как и носители этого несоответствия).
                      То есть, за рамки Писания уклоняться нельзя.
                      Также и из другого места Писания видим, что от самого Писания нельзя уклоняться: ни направо, ни налево (И.Навин 1:7,9)... - то есть, никакие бабьи басни не имеют права на жизнь у верующих.

                      Отсюда понятно - что Писания вполне достаточно для спасения души (более того - прочее под грозным запретом, см. Гал 1:8,9).

                      Но так как ОТСТУПНИКИ духовно слепы (князь мира сего - их хозяин, ослепил им очи (1Ин 2:11) и умы (2Кор 4:4), то они и не видят этого грозного апостольского предупреждения Потому и ереси бабьих басен, они принимают, приравнивая их к слову Божьему (и опираются на оные).., увы и увы, вместо того, чтобы, как Апостол велит - ОТВРАЩАТЬСЯ от оных (1Тим 4:7, Титу 3:10)

                      (более предметно, касательно ОТСТУПНИКОВ, см. #1 (6635493) , #1 (5831034))
                      Последний раз редактировалось Володя77; 19 March 2021, 01:42 AM.

                      Комментарий

                      • Краснов
                        Ветеран
                        • 27 November 2020
                        • 1744

                        #12
                        Сообщение от Володя77
                        Также и из другого места Писания видим, что от самого Писания нельзя уклоняться: ни направо, ни налево (И.Навин 1:7,9)... - то есть, никакие бабьи басни не имеют права на жизнь у верующих.
                        Ну здесь же речь о Торе, только ВЗ. Весь НЗ - это предание апостолькое, которого тоже велено придерживаться, и не отклоняться.

                        - - - Добавлено - - -

                        Сообщение от Денис Нагомиров
                        Церковь раньше
                        Так и Содом раньше Лота был! Причем здесь что раньше? Приняли НЗ, все, вольница кончилась, теперь НЗ а не фантазии противоречащие НЗ. Да и вообще до Авраама, они язычниками были, теперь мы не можем сказать только Бог, но обязательно еще и идолы, ибо с них начинали, а значит еще и идолы главнее если спор?
                        А иначе зачем принимали - фантазируй в удовольствие как нравится и не заморачивайся.
                        Один у нас Отец, да пофиг, будем молиться еще десятку Отцов, да мало ли что Христос сказал, Он другое имел ввиду. И тому подобную дичь.
                        Последний раз редактировалось Краснов; 20 March 2021, 06:25 AM.
                        В игноре: proxrista, Лука, Виталич, Viktor.o.
                        Цитата из Библии:
                        Все испытывайте, хорошего держитесь. 1Фесс.5:21
                        Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Деян 17:11
                        Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Лк.6:22

                        Комментарий

                        • Володя77
                          Отключен

                          • 15 December 2003
                          • 12012

                          #13
                          Сообщение от Краснов
                          Сообщение от Володя77 Также и из другого места Писания видим, что от самого Писания нельзя уклоняться: ни направо, ни налево (И.Навин 1:7,9)... - то есть, никакие бабьи басни не имеют права на жизнь у верующих.
                          Ну здесь же речь о Торе, только ВЗ. Весь НЗ - это предание апостольское, которого тоже велено придерживаться, и не отклоняться.
                          То, что сие вполне перекликается со словом Нового Завета, говорит о многом

                          При этом - Новый Завет является логическим продолжение книг ТаНаХ (за исключением ряда позиций, которые внятно оговорены в НЗ).
                          Притом, несмотря на то, что НЗ - НЕ ТАКОЙ, как предыдущий (Иер 31:31-34).., слова ТаНаХ (книг ВЗ), которые НЕ ОТМЕНЕНЫ в НЗ - нужно соблюдать и во время НЗ.

                          Более того - ВЗ есть ОБРАЗЫ для нас (1Кор 10:6).
                          В том числе, материальные образы нашего духовного хождения пред Богом:
                          - выход Евреев из Египта - образ покаяния;
                          - проход через море - образ крещения водою;
                          - сошествие Бога на горе Синай - образ крещения Святым Духом;
                          - уничтожение хананеев в земле обетованной - образ распятия нашей плоти со страстями и похотями...

                          ... и т.д...
                          Последний раз редактировалось Володя77; 20 March 2021, 01:37 AM.

                          Комментарий

                          • Георгий 109
                            Участник

                            • 25 August 2019
                            • 257

                            #14
                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            ...1. Писания Нового Завета написаны в Церкви (апостольской общине) и для Церкви. Поэтому Библия самоочевидна, если ее читают и понимают в том контексте, в котором, и для которого, она создавалась. Если Библия вырывается из этого контекста, она становится не самоочевидной сама по себе, потому что Писание не создавалось как автономный текст, живущий собственной жизнью. Следовательно, единственная возможность адекватного восприятия библейского текста это пребывание в вере тех самых апостольских общин...
                            Денис,хорошая подборка у вас получилась.Очень важная и нужная тема.Можно было бы эту тему объединить с другой вашей темой = Писание возвышенно,поэтому и понимает его каждый по-своему и толкует сообразно собственному разумению. Следовательно, сколько умов берется за толкование, столько смыслов и получается, отчего и возникают разного рода ереси.Да и на множество современных вопросов в Писании вообще нет никаких указаний(Писание это не методичка на все случаи жизни).А вот кафоличность =единство= соборность Церкви,исключает всякое появление ересей внутри Церкви.Именно для ЕДИНСТВА апостолы и учредили в Церкви Соборы,против смущающих своими лжеучениями .
                            Критерий истинности Церкви в чистоте(неповрежденности) учения Христа,выраженного Соборным разумом Церкви.А уж кто сохранил,а кто порушил(учения Христа),можно порассуждать.
                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            ..неопротестанты упускают из вида тот факт, что апостольское предание передавалось и сохранялось главным образом не в виде теории, а на уровне практики веры: в таинствах, молитвах, чинопоследованиях, песнопениях, исповеданиях и церковных правилах. То есть, Предание, прежде всего, творилось, а не рассказывалось. Тексты могут быть подделаны или отредактированы. Но как подделать повсеместную традицию?!
                            Так буквально греческое слово παράδοσις (предание, лат. traditio) и означает преемственную передачу чего-либо , а также сам способ передачи.
                            Сообщение от Володя77
                            "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1:8,9).

                            Написано достаточно внятно.., откуда и видим, что эталон Истины - слово Священного Писания (Библия). И все, что не соответствует учению Библии - подлежит анафеме (равно, как и носители этого несоответствия). То есть, за рамки Писания уклоняться нельзя.

                            Сообщение от mpavelm86
                            Вопросы, не рассматриваемые в Писании, на спасение не влияют и решать их можно на свое усмотрению. Естественно согласуясь с Божьей волей.
                            Ну а посредством чего вы ,Володя и mpavelm86, узнаете Волю Божию,если какой то вопрос не рассматривается в Писании?Посредством личных контактов с Богом или посредством снов,видений,голосов и т.д.?
                            Сообщение от Володя77
                            На самом деле - принцип Божий, как раз, именно - ТОЛЬКО ПИСАНИЕ
                            Володя,а с чего вы взяли,что этот "принцип" - " Божий"?Разве об этом сказано в Писании? А как же = (2 Сол. 2:15)???
                            Сообщение от Володя77
                            (более предметно, касательно ОТСТУПНИКОВ, см. #1 (6635493) , #1 (5831034))
                            Володя,вы ещё не устали трясти свою методичку перед всеми? Я вам ответил на некоторые ваши вопросы в вашей (теме)"методичке",почему вы мне на это ничего не возразили?Ответить нечего или увлеклись полемикой с Diogen ?
                            "Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит)

                            Комментарий

                            • Володя77
                              Отключен

                              • 15 December 2003
                              • 12012

                              #15
                              Сообщение от Георгий 109
                              Денис,хорошая подборка у вас получилась.Очень важная и нужная тема.

                              ...вот, умеете рассмешить!!
                              ...а ведь, смехотворство то не прилично верующим...

                              Можно было, даже, назвать оную тему:
                              Как поскорее ОТПАСТЬ от Господа Бога и соединиться с мертвецами!!
                              - на основе Притчи 2:16-19:
                              "дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
                              17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
                              18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам;
                              19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни"


                              (более пространно, см. #1 (6635493) , #1 (5831034) , #1 (6651334))

                              Комментарий

                              Обработка...