ПРЕДСМЕРТНОЕ ПИСЬМО СВМЧ. ВЕНИАМИНА МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО.
Приводимое ниже письмо написано свмч. Вениамином через несколько дней после вынесения приговора Петроградского трибунала, осудившего его к расстрелу (5.07.1922). Фрагменты этого письма часто цитируются в публикациях по истории Русской Церкви, однако оригинал письма, сохранившийся (вопреки просьбе самого свмч. Вениамина о его уничтожении) в семье адресата в годы гонений, опубликован относительно недавно, а полный текст письма остается неизвестным большинству читателей.
В праздник Новомучеников и Исповедников Российских предлагаю его вниманию участникам форума:
* * *
Его Высокопреподобию
Отцу Протоиерею
Петру Ивановскому [1]
Дорогой Отец Петр.
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любы Бога и Отца и причастие Св. Духа да будет с Вами, паствой Вашей и семьей Вашей.
В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душею, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали.
Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я раньше говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую самую черную неблагодарность, продажность, непостоянство и т.п. Безпокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь.
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше иметь её нам пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и т.п. и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова [2]) надо хранить живые силы, т.е. их, и ради этого поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины [3], Вениамины и т.п. спасают Церковь, а Христос.
Та точка, на которую пытаются они встать, погибель для Церкви. Это шкурничество. Надо себя не жалеть ради Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эс-эры: Гоц [4] и т.п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?
Трудно давать советы другим. Благочинным надо меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно больше заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатными епископами. Нового поставления [5] таковыми признать не могу.
Вам, дорогой отец Петр, Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным, официальным лицом, благочинным едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения.
Храни Вас, семью и паству Вашу Господь. Благословение духовенству Вашего округа. Пишу то, что на душе. Мысль моя несколько связана переживаемыми мною и моими соучастниками тревожными днями. Поэтому не могу распространяться относительно других дел.
Митроп. Вениамин
Благодарю за память и Ваши присылки.
Ради Вас утешаю других.
Прошу уничтожить.
________________________________
[1] Протоиерей Петр Ивановский (1881-1937) духовное чадо сщмч. Философа Орнатского. В 1907-1908 гг. был редактором дневника св. пр. Иоанна Кронштадтского (издан под названием «Живой колос»). В 1913 г. принял сан. Свмч. Вениамин назначил его благочинным. При попытке ареста в 1921 г. освобожден группой рабочих. Арестовывался в 1922, 1923, 1929 гг. В ссылке 1923-1926 гг., 1929-1932 гг. Скончался в 1937 г. (http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxG..)
[2] Протоиерей Николай Платонов вскоре стал обновленцем. С 1925 по 1938 год - «архиерей» обновленческих епархий: Охтинской, Новгородской, Гдовской, Лужской, Ленинградской. В 1938 г. снял с себя сан и объявил об отречении от "былых религиозных предрассудков". Умер в блокадном Ленинграде. Перед смертью принес покаяние.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Платонов,_Николай_Фёдор..)
[3] Протоиерей Николай Викторович Чепурин (1881-7.02.1947) с 1914 года был петербургским епархиальным миссионером. В 1930 году был арестован и осужден на 8 лет. Отец Николай был блестяще образован, он был и магистром богословия, и кандидатом биологических наук. Господь судил ему осенью 1946 года стать в Москве первым ректором Православного Богословского Института, а затем Московской Духовной Академии и Семинарии.
(http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHo..)
[4] Социалисты-революционеры (с-р., эсеры) были тогда той политической группировкой, с которой активно боролись большевики. Одним из лидеров эсеров был Карл Гоц.
[5] По-видимому, имеются ввиду епископы, поставленные обновленцами.
____________________
Источник: Зегжда С. А. Страдалец до Голгофы: Священномученник Вениамин Митрополит Петроградский. Набережные Челны, 2015.
Приводимое ниже письмо написано свмч. Вениамином через несколько дней после вынесения приговора Петроградского трибунала, осудившего его к расстрелу (5.07.1922). Фрагменты этого письма часто цитируются в публикациях по истории Русской Церкви, однако оригинал письма, сохранившийся (вопреки просьбе самого свмч. Вениамина о его уничтожении) в семье адресата в годы гонений, опубликован относительно недавно, а полный текст письма остается неизвестным большинству читателей.
В праздник Новомучеников и Исповедников Российских предлагаю его вниманию участникам форума:
* * *
Его Высокопреподобию
Отцу Протоиерею
Петру Ивановскому [1]
Дорогой Отец Петр.
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любы Бога и Отца и причастие Св. Духа да будет с Вами, паствой Вашей и семьей Вашей.
В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душею, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали.
Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я раньше говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую самую черную неблагодарность, продажность, непостоянство и т.п. Безпокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь.
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше иметь её нам пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и т.п. и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова [2]) надо хранить живые силы, т.е. их, и ради этого поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины [3], Вениамины и т.п. спасают Церковь, а Христос.
Та точка, на которую пытаются они встать, погибель для Церкви. Это шкурничество. Надо себя не жалеть ради Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эс-эры: Гоц [4] и т.п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?
Трудно давать советы другим. Благочинным надо меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно больше заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатными епископами. Нового поставления [5] таковыми признать не могу.
Вам, дорогой отец Петр, Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным, официальным лицом, благочинным едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения.
Храни Вас, семью и паству Вашу Господь. Благословение духовенству Вашего округа. Пишу то, что на душе. Мысль моя несколько связана переживаемыми мною и моими соучастниками тревожными днями. Поэтому не могу распространяться относительно других дел.
Митроп. Вениамин
Благодарю за память и Ваши присылки.
Ради Вас утешаю других.
Прошу уничтожить.
________________________________
[1] Протоиерей Петр Ивановский (1881-1937) духовное чадо сщмч. Философа Орнатского. В 1907-1908 гг. был редактором дневника св. пр. Иоанна Кронштадтского (издан под названием «Живой колос»). В 1913 г. принял сан. Свмч. Вениамин назначил его благочинным. При попытке ареста в 1921 г. освобожден группой рабочих. Арестовывался в 1922, 1923, 1929 гг. В ссылке 1923-1926 гг., 1929-1932 гг. Скончался в 1937 г. (http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxG..)
[2] Протоиерей Николай Платонов вскоре стал обновленцем. С 1925 по 1938 год - «архиерей» обновленческих епархий: Охтинской, Новгородской, Гдовской, Лужской, Ленинградской. В 1938 г. снял с себя сан и объявил об отречении от "былых религиозных предрассудков". Умер в блокадном Ленинграде. Перед смертью принес покаяние.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Платонов,_Николай_Фёдор..)
[3] Протоиерей Николай Викторович Чепурин (1881-7.02.1947) с 1914 года был петербургским епархиальным миссионером. В 1930 году был арестован и осужден на 8 лет. Отец Николай был блестяще образован, он был и магистром богословия, и кандидатом биологических наук. Господь судил ему осенью 1946 года стать в Москве первым ректором Православного Богословского Института, а затем Московской Духовной Академии и Семинарии.
(http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHo..)
[4] Социалисты-революционеры (с-р., эсеры) были тогда той политической группировкой, с которой активно боролись большевики. Одним из лидеров эсеров был Карл Гоц.
[5] По-видимому, имеются ввиду епископы, поставленные обновленцами.
____________________
Источник: Зегжда С. А. Страдалец до Голгофы: Священномученник Вениамин Митрополит Петроградский. Набережные Челны, 2015.