Н. И. Сагарда. Лекции по патрологии I - IV века (91 стр.)
Догматическое учение занимает в "Пастыре" очень мало места. В последнее время привлекает особенное внимание христология Ермы, и именно своей неопределенностью, которая вызывает много разъяснений и разноречивых суждений. По учению Ермы, Христос есть древний камень, на котором созидается башня Церкви, и новая дверь, которая ведет в башню (Simil. IX, 12.1 sq.); Он - "Сын Божий", проповеданный апостолами (Simil. IX, 17.1); Сын Божий есть самый Божественный закон, возвещенный всему миру [(Simil. VIII, 3.2)], т. е. Откровение Бога человечеству. Ерма не употребляет наименования "Слово" и "Иисус Христос", а "Сын Божий" (ΥΙός του Θοϋ) и "Господь" (Κύριος). Обычно Ерму обвиняют в том, что он Сына Божия отождествляет с Духом Святым.
Основания для этого находят в пятой притче. Господин поручил своему рабу виноградник, чтобы он в его отсутствие огородил его, но раб делает больше: он вскопал сад и очистил его от сорных трав. Возвратившийся господин остался доволен поступком раба, призвал "своего возлюбленного сына", друзей и советников. С согласия сына он решил сделать раба сонаследником своего сына. Во время пира господин посылает рабу от стола много яств, а он разделил их между сорабами своими. После этого решение сделать его сонаследником сына еще более укрепилось (Simil. V, 2.2-11). В объяснении притчи ангел покаяния говорит: господин виноградника - Творец, Который все совершил и утвердил; сын есть "Дух Святой", раб - "Сын Божий"; виноградник означает народ, который насадил Господь; пища - заповеди, "которые Бог дал Своему народу через Своего Сына"; друзья - "первозданные ангелы" (Simil. V, 5.2-3). Ерма спрашивает: "Почему Сын Божий в этой притче представляется под образом раба?" [(V, 5.5)]. В объяснение этого ангел покаяния между прочим говорит: "Бог поселил Духа Святого, прежде сущего, создавшего всю тварь, в плоть, каковую Он восхотел. И эта плоть, в которую вселился Дух Святой, хорошо послужила Духу, ходя в чистоте и святости и ничем не осквернив Духа. Посему, так как она жила непорочно и подвизалась вместе с Духом и мужественно содействовала Ему во всяком деле, то Бог принял ее в общение... Он призвал в совет Сына и добрых ангелов, чтобы и эта плоть, непорочно послужившая Духу, получила место успокоения, дабы не оказалась без награды непорочная и чистая плоть, в которой поселился Святой Дух" (V, 6.5-7). В Simil. IX, 1.1 ангел покаяния говорит Ерме: "Я хочу показать тебе все, что показал тебе Дух Святой, Который беседовал с тобой в образе Церкви: Дух Тот есть Сын Божий". Отсюда выводят следующие заключения: 1) Ерма признает Сына Божия в Его до-мирном бытии тождественным со Святым Духом и утверждает между Богом и Духом Святым отношения Отца и Сына; 2) по его системе, Дух Святой принял плоть или обитал во плоти, и, таким образом, явился Спаситель, Иисус Христос; 3) Иисус Христос для Ермы простой человек, в котором обитал Дух Божий и который, после испытания, сделан был причастником Божественной славы; 4) для Ермы троичность Лиц в Боге есть результат прославления плоти, которая делалась причастной Духу Святому и наследию Божию (Engelhardt, Harnack, Loofs и др.).
Но против таких заключений указывают (например, Tixeront), что: 1) в основе притчи лежит различие трех действующих Божественных Лиц; 2) "раб" с самого начала понимается как Сын, и дела, которые он совершает, - Божественные дела; раб, или Сын Божий, есть не только плоть, но он есть Бог и Божественный: "Сын Божий поставляется в рабском положении, но имеет великое могущество и власть... Бог насадил виноградник, т. е. создал народ и поручил Сыну Своему; Сын же приставил ангелов для сохранение каждого из людей и Сам весьма много потрудился и весьма много пострадал, чтобы очистить грехи их... Очистив грехи народа Своего, Он показал им путь жизни и дал им закон, принятый Им от Отца [Своего]... Он есть Господь народа со всей властью, полученной от Отца [Своего]" (Simil. V, 6.1-3); 3) Дух (Христос) и Его плоть вместе трудились (συγκοπιάσασαν, συνργήσασαν), т. е. подвиги "раба" суть также и подвиги "Сына Божия" или "Духа"; 4) соответственно с этим суд Господа и "Сына" должен относиться не только к плоти, а и к "Духу", но невозможно, чтобы последний производил суд над Самим Собой, что необходимо было бы, если бы "Сын" и "Дух" были тождественны.
Кроме того, нельзя оставлять без внимания и того, что Ерма часто говорит о крещении и что поэтому формула крещения и исповедуемый при этом символ точно определяет его учение о Святой Троице; а в таком случае можно говорить скорее о недостатке точности в языке Ермы, а не об уклонении его от апостольского учения, и тогда получает значительную степень вероятности то мнение, что существующего от вечности Сына Божия Ерма не отождествляет с Духом Святым, а только называет Его духовным существом, отмечая Его Божественную природу. С этой точки зрения получает иной смысл и выражение Ермы в Simil. IX, 1.1: "Дух Святой, Который беседовал с тобой в образе Церкви: Дух Тот есть Сын Божий"; здесь "Дух Святой" точнее определяется прибавкой как особенный Дух, Который не тождествен со Св. Духом в специфическом смысле. Но неясности и даже спутанности в учении Ермы о Сыне Божием отрицать нельзя.
Догматическое учение занимает в "Пастыре" очень мало места. В последнее время привлекает особенное внимание христология Ермы, и именно своей неопределенностью, которая вызывает много разъяснений и разноречивых суждений. По учению Ермы, Христос есть древний камень, на котором созидается башня Церкви, и новая дверь, которая ведет в башню (Simil. IX, 12.1 sq.); Он - "Сын Божий", проповеданный апостолами (Simil. IX, 17.1); Сын Божий есть самый Божественный закон, возвещенный всему миру [(Simil. VIII, 3.2)], т. е. Откровение Бога человечеству. Ерма не употребляет наименования "Слово" и "Иисус Христос", а "Сын Божий" (ΥΙός του Θοϋ) и "Господь" (Κύριος). Обычно Ерму обвиняют в том, что он Сына Божия отождествляет с Духом Святым.
Основания для этого находят в пятой притче. Господин поручил своему рабу виноградник, чтобы он в его отсутствие огородил его, но раб делает больше: он вскопал сад и очистил его от сорных трав. Возвратившийся господин остался доволен поступком раба, призвал "своего возлюбленного сына", друзей и советников. С согласия сына он решил сделать раба сонаследником своего сына. Во время пира господин посылает рабу от стола много яств, а он разделил их между сорабами своими. После этого решение сделать его сонаследником сына еще более укрепилось (Simil. V, 2.2-11). В объяснении притчи ангел покаяния говорит: господин виноградника - Творец, Который все совершил и утвердил; сын есть "Дух Святой", раб - "Сын Божий"; виноградник означает народ, который насадил Господь; пища - заповеди, "которые Бог дал Своему народу через Своего Сына"; друзья - "первозданные ангелы" (Simil. V, 5.2-3). Ерма спрашивает: "Почему Сын Божий в этой притче представляется под образом раба?" [(V, 5.5)]. В объяснение этого ангел покаяния между прочим говорит: "Бог поселил Духа Святого, прежде сущего, создавшего всю тварь, в плоть, каковую Он восхотел. И эта плоть, в которую вселился Дух Святой, хорошо послужила Духу, ходя в чистоте и святости и ничем не осквернив Духа. Посему, так как она жила непорочно и подвизалась вместе с Духом и мужественно содействовала Ему во всяком деле, то Бог принял ее в общение... Он призвал в совет Сына и добрых ангелов, чтобы и эта плоть, непорочно послужившая Духу, получила место успокоения, дабы не оказалась без награды непорочная и чистая плоть, в которой поселился Святой Дух" (V, 6.5-7). В Simil. IX, 1.1 ангел покаяния говорит Ерме: "Я хочу показать тебе все, что показал тебе Дух Святой, Который беседовал с тобой в образе Церкви: Дух Тот есть Сын Божий". Отсюда выводят следующие заключения: 1) Ерма признает Сына Божия в Его до-мирном бытии тождественным со Святым Духом и утверждает между Богом и Духом Святым отношения Отца и Сына; 2) по его системе, Дух Святой принял плоть или обитал во плоти, и, таким образом, явился Спаситель, Иисус Христос; 3) Иисус Христос для Ермы простой человек, в котором обитал Дух Божий и который, после испытания, сделан был причастником Божественной славы; 4) для Ермы троичность Лиц в Боге есть результат прославления плоти, которая делалась причастной Духу Святому и наследию Божию (Engelhardt, Harnack, Loofs и др.).
Но против таких заключений указывают (например, Tixeront), что: 1) в основе притчи лежит различие трех действующих Божественных Лиц; 2) "раб" с самого начала понимается как Сын, и дела, которые он совершает, - Божественные дела; раб, или Сын Божий, есть не только плоть, но он есть Бог и Божественный: "Сын Божий поставляется в рабском положении, но имеет великое могущество и власть... Бог насадил виноградник, т. е. создал народ и поручил Сыну Своему; Сын же приставил ангелов для сохранение каждого из людей и Сам весьма много потрудился и весьма много пострадал, чтобы очистить грехи их... Очистив грехи народа Своего, Он показал им путь жизни и дал им закон, принятый Им от Отца [Своего]... Он есть Господь народа со всей властью, полученной от Отца [Своего]" (Simil. V, 6.1-3); 3) Дух (Христос) и Его плоть вместе трудились (συγκοπιάσασαν, συνργήσασαν), т. е. подвиги "раба" суть также и подвиги "Сына Божия" или "Духа"; 4) соответственно с этим суд Господа и "Сына" должен относиться не только к плоти, а и к "Духу", но невозможно, чтобы последний производил суд над Самим Собой, что необходимо было бы, если бы "Сын" и "Дух" были тождественны.
Кроме того, нельзя оставлять без внимания и того, что Ерма часто говорит о крещении и что поэтому формула крещения и исповедуемый при этом символ точно определяет его учение о Святой Троице; а в таком случае можно говорить скорее о недостатке точности в языке Ермы, а не об уклонении его от апостольского учения, и тогда получает значительную степень вероятности то мнение, что существующего от вечности Сына Божия Ерма не отождествляет с Духом Святым, а только называет Его духовным существом, отмечая Его Божественную природу. С этой точки зрения получает иной смысл и выражение Ермы в Simil. IX, 1.1: "Дух Святой, Который беседовал с тобой в образе Церкви: Дух Тот есть Сын Божий"; здесь "Дух Святой" точнее определяется прибавкой как особенный Дух, Который не тождествен со Св. Духом в специфическом смысле. Но неясности и даже спутанности в учении Ермы о Сыне Божием отрицать нельзя.
Комментарий