Из комментариев к одной записи, одного из блогов:
То что церковь именно как аппаратная организация начала быть при Константине - это почти историческая аксиома. Что касается более раннего периода, то интересно обратиться к самим христианским, (но при этом научным) источникам. Например католическая энциклопедия говорит что задолго до эдикта император Галиен в 259 все таки прекратил гонения и вернул имущество церкви, это как минимум означает, что имущество у церкви было в таком объеме что это надо было специально оговаривать. Впрочем даже наиправославнейшие и архиканоничные четьи-минеи признают, что к тому времени у церкви хватало бюджета чтобы щедро одаривать вдов и сирот (смотри четьи минеи на 10 августа). Любопытно, что житие приписывает папе Сексту || слова "пойди и раздай сокровища" неизвестно почему он не мог этого сделать (дать это указание) до мучиничества, и почему это не мог сделать следующий папа. Есть ощущение, что этот эпизод добавлен просто для литературного драматизма, особенно учитывая что слова эти "услышали стражники и т д... однако историческим фактом и с той и с другой стороны является то, что определенный солидный бюджет в руках епископов был и во времена гонений, и был возвращен им даже до Константина. Небезынтересно также то, как сухо и прямо говорит вышеупомянутая католическая энциклопедия о мученичестве Лаврентия: был сожжен за то, что отказался делиться/отдать церковную казну.
История Анании и Сапфиры... я года так до 2014 рыскал, пытался отрыть какую-нибудь монографию, в которой супер-пупер профессор библеистики победно объявлял, что Деян 5 это вставка века эдак 4. Искал, но так и не нашел. Все комментарии, статьи и книги по-поводу деян, которые я читал говорят что это-таки не вставка. Более того ни один святой отец смотри того же Златоуста, например : Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 1, Беседы на Деяния Апостольские(ПСС есть в легком доступе в интернете в древнюю библиотеку не придется идти) так вот решительно никто из святых отцов особо этим эпизодом и не возмущается... я начал думать ну как так... думал думал... и ответом для меня послужили слова гениальнейшего историка Виктора Чериковера он сказал: "Иерусалимский Храм был Не в меньшей степени финансовым центром, чем религиозным" (см. В. Чериковер. "Эллинистическая Цивилизация и евреи" спб 2010// стр 240 далее он живописует что огромные средства, скопленные в главной святыне иудаизма являлись целым историческим фактором, и сам Храм был подобен банку. Смотри так де на эту тему Moses Mendelsohn. " a Slavery in the ancient near east" 1949. p 99 , а как мы с вами прекрасно знаем, апостолы плохи были они или хороши - считали себя подлинными приемниками Израиля "новым израилем" (см того же автора лк 13.34) вот и получается, что раз сыновая церковь/новый израиль, новый храм - у нас будет свой капитал. И он будет так же смертельно сакрален, как и иудейский.
Как говорил Иосиф Флавий."Никого не должно удивлять, что в нашем храме была такая масса золота, потому что все в мире иудеи, равно как прочие почитатели Предвечного в Азии и в Европе, с давних времен доставляли туда свои приношения" u> (Иудейские древности. 14.7.2) о сакральности этих сокровищ и о восстании, которое вспыхнуло, когда Понтий Пилат решил прикоснуться к ним (для общественных нужд, заметьте) см там же 18.3.2
ВЫВОД К КОТОРОМУ Я ПРИШЁЛ: не стоит искать отправную точку соединения богатв и религии. ТАК БЫЛО ВСЕГДА!
Апостол Павел собирал деньги для Иерусалимской Церкви, что может говорить что Иерусалимский центр уже тогда не бедным был. В Римской церкви епископ в тех случаях, когда ему угрожала мученическая смерть, обыкновенно передавал управление церковным достоянием не пресвитерам, а диакону. Так епископ Корнелий передает управление церковным имуществом диакону Стефану, епископ Луций тому же Стефану, а епископ Стефан, в свою очередь, диакону Сиксту. Заслуживает внимания еще следующий факт: когда римский епископ Сикст мученически пострадал, то языческая власть в Риме схватила диакона Лаврения, предполагая, что именно у него находятся церковные деньги, бросила его в темницу и всякими насилиями старалась заставить его выдать сокровища. Церковь во времена гонений, исповедникам веры назначала пенсии, так например про Каллиста Первого, ставшего папой Римским, сообщается: Папа Виктор отправил его в Анциум и дал ему ежемесячную пенсию.
По поводу блаженны нищие, наименование первохристиан бедняками, то там речь о другом совершенно. Там не про материальную бедность. Протоиерей Константин Пархоменко пишет:
И сразу скажем, что под нищими здесь имеются в виду не бедные люди, бродяги или неудачники, не те, кто валяется в лохмотьях на улице, дыша перегаром и прося подаяние.
Слово «нищие» специфический религиозный термин, который означает род людей, ждущих Спасителя... Или, вот, псалом 13: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его...». Нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ, воспевает псалмопевец. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 85, 1-4). Когда в третьем столетии до Рождества Христова переводчики переводят с древнееврейского на греческий Библию, они еврейское «анавим» (бедняки) переводят и как «неимущие», «нуждающиеся», и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения. И в нашем сегодняшнем переводе Библии часто слово «нищие» переводится как «смиренные, кроткие». Например, псалом 9, ст. 38: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое». В еврейском оригинале здесь стоит нищие, но перевели это слово как смиренные. Говоря о наступлении мессианской эры, несущей прощение грехов и осуществление всех иудейских чаяний, пророк Исаия восклицает: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). Здесь страдальцев (анавим) правильней перевести как нищих... Да, и в Евангелии мы встречаемся с «нищими». Когда Спаситель восходит на некую гору и проповедует о Блаженствах: «Блаженные нищии духом, яко тех есть Царство небесное», Он говорит об этих нищих, об анавим, бедняках Господних.
P.S.: Стоит учесть что у Церкви всегда были деньги, достаточно вспомнить как иудейские первохристиане продавали свои имущества и несли деньги к ногам Апостолов, а Апостол Павел собирал деньги для Иерусалимской Церкви. Другое дело, что осуждалось индивидуальное обогащение, но никогда не осуждалось материальное благосостояние Церкви, из которого кормили неимущих, выкупали заключенных, платили пенсии пострадавшим исповедникам веры, выкупали тела мучеников. В древние времена должность диакона была административной, он занимался нуждами Церкви и в этом плане был помощником епископу, диакон в древности был тем кого Апостолы поставили "пещись о столах" - то есть заботиться о материальных нуждаж Церкви. В Епископальной Церкви Англии архидиаконы до сих пор считаются представителями епископов по надзору за епархиями. Так например Архидиакону Кентерберийскому фактически подчиняется около половины приходов в этой первой по чести епархии Церкви Англии. В церквях восточно-сирийской традиции архидиакон почетный титул старшего священника при епископе.
То что церковь именно как аппаратная организация начала быть при Константине - это почти историческая аксиома. Что касается более раннего периода, то интересно обратиться к самим христианским, (но при этом научным) источникам. Например католическая энциклопедия говорит что задолго до эдикта император Галиен в 259 все таки прекратил гонения и вернул имущество церкви, это как минимум означает, что имущество у церкви было в таком объеме что это надо было специально оговаривать. Впрочем даже наиправославнейшие и архиканоничные четьи-минеи признают, что к тому времени у церкви хватало бюджета чтобы щедро одаривать вдов и сирот (смотри четьи минеи на 10 августа). Любопытно, что житие приписывает папе Сексту || слова "пойди и раздай сокровища" неизвестно почему он не мог этого сделать (дать это указание) до мучиничества, и почему это не мог сделать следующий папа. Есть ощущение, что этот эпизод добавлен просто для литературного драматизма, особенно учитывая что слова эти "услышали стражники и т д... однако историческим фактом и с той и с другой стороны является то, что определенный солидный бюджет в руках епископов был и во времена гонений, и был возвращен им даже до Константина. Небезынтересно также то, как сухо и прямо говорит вышеупомянутая католическая энциклопедия о мученичестве Лаврентия: был сожжен за то, что отказался делиться/отдать церковную казну.
История Анании и Сапфиры... я года так до 2014 рыскал, пытался отрыть какую-нибудь монографию, в которой супер-пупер профессор библеистики победно объявлял, что Деян 5 это вставка века эдак 4. Искал, но так и не нашел. Все комментарии, статьи и книги по-поводу деян, которые я читал говорят что это-таки не вставка. Более того ни один святой отец смотри того же Златоуста, например : Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 1, Беседы на Деяния Апостольские(ПСС есть в легком доступе в интернете в древнюю библиотеку не придется идти) так вот решительно никто из святых отцов особо этим эпизодом и не возмущается... я начал думать ну как так... думал думал... и ответом для меня послужили слова гениальнейшего историка Виктора Чериковера он сказал: "Иерусалимский Храм был Не в меньшей степени финансовым центром, чем религиозным" (см. В. Чериковер. "Эллинистическая Цивилизация и евреи" спб 2010// стр 240 далее он живописует что огромные средства, скопленные в главной святыне иудаизма являлись целым историческим фактором, и сам Храм был подобен банку. Смотри так де на эту тему Moses Mendelsohn. " a Slavery in the ancient near east" 1949. p 99 , а как мы с вами прекрасно знаем, апостолы плохи были они или хороши - считали себя подлинными приемниками Израиля "новым израилем" (см того же автора лк 13.34) вот и получается, что раз сыновая церковь/новый израиль, новый храм - у нас будет свой капитал. И он будет так же смертельно сакрален, как и иудейский.
Как говорил Иосиф Флавий."Никого не должно удивлять, что в нашем храме была такая масса золота, потому что все в мире иудеи, равно как прочие почитатели Предвечного в Азии и в Европе, с давних времен доставляли туда свои приношения" u> (Иудейские древности. 14.7.2) о сакральности этих сокровищ и о восстании, которое вспыхнуло, когда Понтий Пилат решил прикоснуться к ним (для общественных нужд, заметьте) см там же 18.3.2
ВЫВОД К КОТОРОМУ Я ПРИШЁЛ: не стоит искать отправную точку соединения богатв и религии. ТАК БЫЛО ВСЕГДА!
Апостол Павел собирал деньги для Иерусалимской Церкви, что может говорить что Иерусалимский центр уже тогда не бедным был. В Римской церкви епископ в тех случаях, когда ему угрожала мученическая смерть, обыкновенно передавал управление церковным достоянием не пресвитерам, а диакону. Так епископ Корнелий передает управление церковным имуществом диакону Стефану, епископ Луций тому же Стефану, а епископ Стефан, в свою очередь, диакону Сиксту. Заслуживает внимания еще следующий факт: когда римский епископ Сикст мученически пострадал, то языческая власть в Риме схватила диакона Лаврения, предполагая, что именно у него находятся церковные деньги, бросила его в темницу и всякими насилиями старалась заставить его выдать сокровища. Церковь во времена гонений, исповедникам веры назначала пенсии, так например про Каллиста Первого, ставшего папой Римским, сообщается: Папа Виктор отправил его в Анциум и дал ему ежемесячную пенсию.
По поводу блаженны нищие, наименование первохристиан бедняками, то там речь о другом совершенно. Там не про материальную бедность. Протоиерей Константин Пархоменко пишет:
И сразу скажем, что под нищими здесь имеются в виду не бедные люди, бродяги или неудачники, не те, кто валяется в лохмотьях на улице, дыша перегаром и прося подаяние.
Слово «нищие» специфический религиозный термин, который означает род людей, ждущих Спасителя... Или, вот, псалом 13: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его...». Нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ, воспевает псалмопевец. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 85, 1-4). Когда в третьем столетии до Рождества Христова переводчики переводят с древнееврейского на греческий Библию, они еврейское «анавим» (бедняки) переводят и как «неимущие», «нуждающиеся», и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения. И в нашем сегодняшнем переводе Библии часто слово «нищие» переводится как «смиренные, кроткие». Например, псалом 9, ст. 38: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое». В еврейском оригинале здесь стоит нищие, но перевели это слово как смиренные. Говоря о наступлении мессианской эры, несущей прощение грехов и осуществление всех иудейских чаяний, пророк Исаия восклицает: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). Здесь страдальцев (анавим) правильней перевести как нищих... Да, и в Евангелии мы встречаемся с «нищими». Когда Спаситель восходит на некую гору и проповедует о Блаженствах: «Блаженные нищии духом, яко тех есть Царство небесное», Он говорит об этих нищих, об анавим, бедняках Господних.
P.S.: Стоит учесть что у Церкви всегда были деньги, достаточно вспомнить как иудейские первохристиане продавали свои имущества и несли деньги к ногам Апостолов, а Апостол Павел собирал деньги для Иерусалимской Церкви. Другое дело, что осуждалось индивидуальное обогащение, но никогда не осуждалось материальное благосостояние Церкви, из которого кормили неимущих, выкупали заключенных, платили пенсии пострадавшим исповедникам веры, выкупали тела мучеников. В древние времена должность диакона была административной, он занимался нуждами Церкви и в этом плане был помощником епископу, диакон в древности был тем кого Апостолы поставили "пещись о столах" - то есть заботиться о материальных нуждаж Церкви. В Епископальной Церкви Англии архидиаконы до сих пор считаются представителями епископов по надзору за епархиями. Так например Архидиакону Кентерберийскому фактически подчиняется около половины приходов в этой первой по чести епархии Церкви Англии. В церквях восточно-сирийской традиции архидиакон почетный титул старшего священника при епископе.

Комментарий