#житиемое
Сегодня, а на самом деле вчера, уместно вспомнить основателя пустынного монашества, Антония Великого. Насколько он великий в духовных подвигах подробно описано в житии, а вот его реальная история ухода в пустыню свидетельствует нам об ином. Итак:
«Преподобный Антоний, первый цветок пустыни, родился около 251 года в небольшой деревушке Кома в долине реки Нил. Его родители были христианами, богатыми и благородными по происхождению, и воспитали сына в вере и страхе Божием...
Когда Антонию было около 20 лет, его родители умерли. Оставшись старшим в семье, он принял на себя ответственность за воспитание младшей сестры. Однажды до него донеслось чтение евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова были произнесены специально для него, он безотлагательно разделил все земли, которыми обладал, между соседями, продал всю мебель и вырученные деньги раздал нищим, оставив себе лишь малую часть, необходимую, чтобы вырастить сестру. В другой раз, услышав слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34), Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, поручил заботу о сестре добродетельным людям и, покинув дом, отправился навстречу подвижнической жизни.»
А теперь переведем эту историю с житийно-сусального на понятный русский.
В одной весьма обеспеченной семье видных православных было двое детей, старшего звали Антон. Когда он достиг совершеннолетия, родители умерли, и забот парню резко прибавилось теперь и родительское хозяйство, и малолетняя сестричка оказались на его попечении. К тому времени Антон был уже православным активистом, горящим неофитским восторгом. Со своей затруднительной ситуацией он поехал в монастырь к своему духовнику-старцу за советом.
Старец не моргнув глазом благословил продать все имущество, машину и даже старый мотоцикл деда, снискать этим благорасположение Бога, а после снискать принесенными деньгами себе в монастыре большое уважение, где и подвизаться в дальнейшем.
Перспективы вскрушили Антону голову, и он ринулся исполнять веленое. И тут нате-здрасьте: сестра. Мелкая еще. С ней-то что делать?
На это старец сказал, что подобные мелочи не должны смущать на пути к святости, и Антон сдал сестру в детский дом. Освободившись от обязанностей в миру, парень отдал все деньги с продажи общего имущества старцу и остался в монастыре.
Дальше уже не интересно: там чудеса, подвиги и вот это вот всё. А теперь прикинем, что в итоге: сметая все на своем пути к святости, Антоша украл у сестры ее часть имущества, продал его, лишив таким образом обеспеченного будущего, и обрек ее на серую жизнь в сиротском приюте.
Если очистить любое житие от шелухи сказочности и приторно-сладкого повествования о подвигах, в сухом остатке зачастую можно увидеть такие примеры подлости, коварства, личной непорядочности и кошмарного эгоизма, что никак не вмещается в рамки представлений о христианстве, примером которого действия героев нам и показаны.
Проблема не в том, что человек в святость пытается въехать верхом на горе близкого человека. Это липкий язык повествования житий преподносит нам как пример для подражания!
А вот это уже троянский конь. Практически в любом житии можно найти подобные жуткие примеры предательств, обманов, даже убийств, которые преподносят читателю в лучшем случае как «допустимые жертвы» на пути к цели, а в худшем в качестве примера достижения святости.
Безотносительно подвигов Антона в дальнейшем никакие подобные гадости нельзя оправдывать высотой цели.
Читатель может мне возразить: да это какие года были! Там не было современного уголовного кодекса, а до создания самой идеи гуманизма еще много веков.
Да, уголовный кодекс того времени вполне предусматривал распоряжение Антоном не только имуществом, но и жизнью сестры.
Но христианская нравственность во все века одна и та же. И вот это нельзя забывать при чтении подобной агиографической литературы, чтобы ненароком не начать оправдывать сначала подлости героев, а потом и свои собственные.
Мой блог на фб
Сегодня, а на самом деле вчера, уместно вспомнить основателя пустынного монашества, Антония Великого. Насколько он великий в духовных подвигах подробно описано в житии, а вот его реальная история ухода в пустыню свидетельствует нам об ином. Итак:
«Преподобный Антоний, первый цветок пустыни, родился около 251 года в небольшой деревушке Кома в долине реки Нил. Его родители были христианами, богатыми и благородными по происхождению, и воспитали сына в вере и страхе Божием...
Когда Антонию было около 20 лет, его родители умерли. Оставшись старшим в семье, он принял на себя ответственность за воспитание младшей сестры. Однажды до него донеслось чтение евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова были произнесены специально для него, он безотлагательно разделил все земли, которыми обладал, между соседями, продал всю мебель и вырученные деньги раздал нищим, оставив себе лишь малую часть, необходимую, чтобы вырастить сестру. В другой раз, услышав слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34), Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, поручил заботу о сестре добродетельным людям и, покинув дом, отправился навстречу подвижнической жизни.»
А теперь переведем эту историю с житийно-сусального на понятный русский.
В одной весьма обеспеченной семье видных православных было двое детей, старшего звали Антон. Когда он достиг совершеннолетия, родители умерли, и забот парню резко прибавилось теперь и родительское хозяйство, и малолетняя сестричка оказались на его попечении. К тому времени Антон был уже православным активистом, горящим неофитским восторгом. Со своей затруднительной ситуацией он поехал в монастырь к своему духовнику-старцу за советом.
Старец не моргнув глазом благословил продать все имущество, машину и даже старый мотоцикл деда, снискать этим благорасположение Бога, а после снискать принесенными деньгами себе в монастыре большое уважение, где и подвизаться в дальнейшем.
Перспективы вскрушили Антону голову, и он ринулся исполнять веленое. И тут нате-здрасьте: сестра. Мелкая еще. С ней-то что делать?
На это старец сказал, что подобные мелочи не должны смущать на пути к святости, и Антон сдал сестру в детский дом. Освободившись от обязанностей в миру, парень отдал все деньги с продажи общего имущества старцу и остался в монастыре.
Дальше уже не интересно: там чудеса, подвиги и вот это вот всё. А теперь прикинем, что в итоге: сметая все на своем пути к святости, Антоша украл у сестры ее часть имущества, продал его, лишив таким образом обеспеченного будущего, и обрек ее на серую жизнь в сиротском приюте.
Если очистить любое житие от шелухи сказочности и приторно-сладкого повествования о подвигах, в сухом остатке зачастую можно увидеть такие примеры подлости, коварства, личной непорядочности и кошмарного эгоизма, что никак не вмещается в рамки представлений о христианстве, примером которого действия героев нам и показаны.
Проблема не в том, что человек в святость пытается въехать верхом на горе близкого человека. Это липкий язык повествования житий преподносит нам как пример для подражания!
А вот это уже троянский конь. Практически в любом житии можно найти подобные жуткие примеры предательств, обманов, даже убийств, которые преподносят читателю в лучшем случае как «допустимые жертвы» на пути к цели, а в худшем в качестве примера достижения святости.
Безотносительно подвигов Антона в дальнейшем никакие подобные гадости нельзя оправдывать высотой цели.
Читатель может мне возразить: да это какие года были! Там не было современного уголовного кодекса, а до создания самой идеи гуманизма еще много веков.
Да, уголовный кодекс того времени вполне предусматривал распоряжение Антоном не только имуществом, но и жизнью сестры.
Но христианская нравственность во все века одна и та же. И вот это нельзя забывать при чтении подобной агиографической литературы, чтобы ненароком не начать оправдывать сначала подлости героев, а потом и свои собственные.
Мой блог на фб
Комментарий