Один из Отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст дал подробную характеристику иудеям. В своём произведении "Против иудеев" он, в частности писал:
Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Возсияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно? «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом» (Матф. XV:26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. «Блюдитеся от псов», говорит об них Павел, «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание» (Фил. III:2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? «Елицы же прияша Его», говорит евангелист, «даде им область чадом Божиим быти» (Иоан.I:12). Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственнаго спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), «жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся» (Деян.VII:51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкаго и изнурительнаго. «Научитеся, говорит (Иисус Христос), от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»; и еще: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Матф. XI:29-30). Однако же они не понесли (этого ига) по своей жестоковыйности; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. «Понеже от века», сказано, «сокрушил еси иго твое, разтерзал еси узы твоя» (Иер. II:20; ср. Иер.V:5 и Псал. II:3). Не Павел говорит это, но пророк вопиет, разумея под игом и узами символы власти (Христовой); ибо (иудеи) отвергли владычество Христа, когда говорили: «не имамы царя, токмо кесаря» (Иоан. XIX:15). Ты (иудей) сокрушил иго, разорвал узы, отторгся от царства небеснаго и подчинился человеческим властям!
подробнее см. здесь: Против иудеев читать, скачать - святитель Иоанн Златоуст
вопрос темы: основывается ли современная позиция Православной Церкви по отношению к иудеям на тех положениях, которые обозначены у Иоанна Златоуста в его книге "Против иудеев", или же сейчас у православных позиция к иудеям изменилась? Если изменилась, то в чём?
Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Возсияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно? «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом» (Матф. XV:26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. «Блюдитеся от псов», говорит об них Павел, «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание» (Фил. III:2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? «Елицы же прияша Его», говорит евангелист, «даде им область чадом Божиим быти» (Иоан.I:12). Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственнаго спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), «жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся» (Деян.VII:51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкаго и изнурительнаго. «Научитеся, говорит (Иисус Христос), от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»; и еще: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Матф. XI:29-30). Однако же они не понесли (этого ига) по своей жестоковыйности; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. «Понеже от века», сказано, «сокрушил еси иго твое, разтерзал еси узы твоя» (Иер. II:20; ср. Иер.V:5 и Псал. II:3). Не Павел говорит это, но пророк вопиет, разумея под игом и узами символы власти (Христовой); ибо (иудеи) отвергли владычество Христа, когда говорили: «не имамы царя, токмо кесаря» (Иоан. XIX:15). Ты (иудей) сокрушил иго, разорвал узы, отторгся от царства небеснаго и подчинился человеческим властям!
подробнее см. здесь: Против иудеев читать, скачать - святитель Иоанн Златоуст
вопрос темы: основывается ли современная позиция Православной Церкви по отношению к иудеям на тех положениях, которые обозначены у Иоанна Златоуста в его книге "Против иудеев", или же сейчас у православных позиция к иудеям изменилась? Если изменилась, то в чём?
Комментарий