"Реальность и ее модели"
- Домашние православные рецепты для лечения застарелого догматизма мозга... в статье и про лечение магизма, про таинства есть..
Пример 7. Догматы о св. Троице и Богочеловечестве Христа
Мы не дерзаем вступать в конкретное рассмотрение моделей и Реальности по этим священнейшим вопросам. Но для всякого, вступающего своими рассуждениями в эту область, мы ставим как бы знак: Внимание! Осторожно!
Ведь и сами понятия: Троица, Ипостась, сущность, природа, рождение, нетварность и др. - это модели, взятые свв. Отцами из Св. Писания и, в большой степени, из эллинской философии платоников и неоплатоников, а также частично развитых ими самими. Поэтому в века Вселенских соборов часто разгорались споры не только по существу, но и из-за неодинаково понимаемых и не разработанных четко терминов. Например, только св. Василий Великий (десятилетия после I Вселенского Собора!) дает ясное различение понятий сущности и ипостаси, которое со временем принимается и на западе и на востоке в Церкви. А такой богослов, как свящ. П.Флоренский в своей книге «Столп и утверждение Истины» считает, что этим св. Василий Великий не улучшил, а наоборот, ослабил ту силу формулировки этого учения, которая была у св. Афанасия Великого. Так что здесь необходима крайняя осторожность! Догматы и формулировки свв. Вселенских соборов являются лучшими теоретическими выражениями учения о Боге. Но если забыть, что и это только лишь модели, а не сама Реальность Божества, то можно впасть в беду. Опять начнутся либо схоластические выверты, либо отрицание догматов - моделей (ереси), либо самой Реальности (безбожие). И все это в истории учения о Боге действительно было.
Комментарий