Покаяние - такое состояние души, при котором человек, ненавидя свой грех,сокрушается сердцем и сожалеет о совершении его, и принимает решение никогда не повторять его. Нет человека не согрешающего, и нет такого греха, который не простил бы Бог человеку ради покаяния. Написано: "Нет человека, который не грешил бы". 3Цар.8,46. Если бы Бог не прощал грехи ради покаяния, то не было бы и спасающихся. Написано: "Я милостив, говорит Господь,- не вечно буду негодовать. Признай только вину твою". Иер.3,12-13. Написано:"Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться". Деян.17,30."Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши". Деян.3,19.Какими бы большими ни были наши грехи, но они не могут превысить любовь и милость Божью. Написано: "Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния". Прем.11,24. Тихон Задонский говорил: "Не величество, не множество грехов губит грешника, но нераскаянное житие".
Покаяние в человеке должно сопровождаться изменением образа жизни, как в Закхее. Господь зашел в дом Закхея, намерения которого сразу изменились, и он сказал: "Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Лк.19,8.Это и есть плод покаяния. Без плода покаяние мертво. В православной церкви неправильно понимается покаяние. Прочитав каноны покаяния, и сходя на исповедь к священнику раза четыре на год, человек считает, что это истинное покаяние и этого достаточно. Этот обряд не может заменить истинное покаяние. Иннокентий Херсонский говорил:"С поверхностно раскаявшимся бывает тоже, что с больными после превратного врачевания: болезнь ожесточается более и более". Покаяние - это не обряд и не просто слово"каюсь", но это измененная жизнь. Если делом совершен грех, делом должен и разрушиться, например: если кается вор, то он должен, открыв свой тайный грех, вернуть украденную вещь. Если словами совершен грех, то словами должен и разрушиться, например: кающийся лжец должен открыть свою ложь тому человеку, которому лгал, и признать себя виноватым. Покаяние приносит изменение, а изменение это плоды покаяния. И.Креститель говорил: "Сотворите же достойный плод покаяния". Мт.3,8. Написано: "Печаль ради Бога производитнеизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть".2Кор.7,10. Разбойник, который был распят по левую сторону Господа, имел печаль мирскую по плоти своей, что в страданиях пришел конец ее преступной жизни, а свои беззакония он не признавал достойными такого наказания, и не каялся в них, но, наоборот, ожесточился сердцем и злословил Господа. Тот, который был распят по правую сторону, имел печаль духовную, он осознал свое беззаконие, и страдание признал достойным того зла,которое он сделал, а Господа, без вины страдавшего, он оправдывал. И это произвело в нем покаяние. Господь ему сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Лк.23,43. Своим крестом Господь видимо показал,как разделяет людей на правых и левых, то есть на спасаемых через покаяние и погибающих без покаяния. Безгрешных людей нет, зато есть кающиеся, которых Господь принимает. Господь сказал: "Покайтесь и веруйте в Евангелие". Мк.1,15. Вера в Евангелие изменяет жизнь человека, а это и есть плод покаяния иверы. Тихон Задонский говорил: "Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние". Авва Пимен говорил: "Кто не плачет о себе здесь, тот будет вечно плакать там. Итак, или здесь добровольно, или там по причине мучений, необходимо нам плакать".
Покаяние в человеке должно сопровождаться изменением образа жизни, как в Закхее. Господь зашел в дом Закхея, намерения которого сразу изменились, и он сказал: "Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Лк.19,8.Это и есть плод покаяния. Без плода покаяние мертво. В православной церкви неправильно понимается покаяние. Прочитав каноны покаяния, и сходя на исповедь к священнику раза четыре на год, человек считает, что это истинное покаяние и этого достаточно. Этот обряд не может заменить истинное покаяние. Иннокентий Херсонский говорил:"С поверхностно раскаявшимся бывает тоже, что с больными после превратного врачевания: болезнь ожесточается более и более". Покаяние - это не обряд и не просто слово"каюсь", но это измененная жизнь. Если делом совершен грех, делом должен и разрушиться, например: если кается вор, то он должен, открыв свой тайный грех, вернуть украденную вещь. Если словами совершен грех, то словами должен и разрушиться, например: кающийся лжец должен открыть свою ложь тому человеку, которому лгал, и признать себя виноватым. Покаяние приносит изменение, а изменение это плоды покаяния. И.Креститель говорил: "Сотворите же достойный плод покаяния". Мт.3,8. Написано: "Печаль ради Бога производитнеизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть".2Кор.7,10. Разбойник, который был распят по левую сторону Господа, имел печаль мирскую по плоти своей, что в страданиях пришел конец ее преступной жизни, а свои беззакония он не признавал достойными такого наказания, и не каялся в них, но, наоборот, ожесточился сердцем и злословил Господа. Тот, который был распят по правую сторону, имел печаль духовную, он осознал свое беззаконие, и страдание признал достойным того зла,которое он сделал, а Господа, без вины страдавшего, он оправдывал. И это произвело в нем покаяние. Господь ему сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Лк.23,43. Своим крестом Господь видимо показал,как разделяет людей на правых и левых, то есть на спасаемых через покаяние и погибающих без покаяния. Безгрешных людей нет, зато есть кающиеся, которых Господь принимает. Господь сказал: "Покайтесь и веруйте в Евангелие". Мк.1,15. Вера в Евангелие изменяет жизнь человека, а это и есть плод покаяния иверы. Тихон Задонский говорил: "Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние". Авва Пимен говорил: "Кто не плачет о себе здесь, тот будет вечно плакать там. Итак, или здесь добровольно, или там по причине мучений, необходимо нам плакать".
Комментарий