Исповедовать тайные грехи, то есть открывать их - значит душой выйти на свет. Написано: "Что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все делающееся явным, свет есть". Еф.5,10-13. По открытым мыслям и делам человека видна его невидимая душа такою, какая она есть. Если в человеке нет ничего тайного,то он пребывает в свете, совесть его чиста. Это значит, что он стоит на камне исповедания, потому что сами открытые дела исповедают душу человека такою, какая она есть.
Все члены церкви - одно тело Христа. Грехи отдельных членов церкви - это грехи общего тела церкви. Чтобы Бог простил, должна церковь молиться за него. Потому апостолами было введено исповедание покаяния перед церковью, а не перед одним священником. Написано:"Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу". Еф.4,25. "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга,чтобы исцелиться". Иак.5,16.
Когда совершается грех, то не только согрешающие есть, но и обиженные. Господь сказал: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим". Мт.5,23-24. Но если согрешивший не идет, чтобы признать свою вину и примириться, то обиженный сам должен постараться высказать ему. Господь сказал: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится, и скажет: каюсь, - прости ему". Лк.17,3-4. Не сказал Господь,чтобы согрешающий шел к священнику каяться, и священник прощал ему, вместо того человека, перед которым виновен, но сказал, чтобы шел мириться к тому, перед кем виновен, и прощать должен тот, против кого грех совершен. Согрешая, человек грешит против Бога и людей. Чтобы простил на небе Бог, то прежде должен простить на земле человек, против которого совершен грех. Господь сказал:"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если же послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле то будет разрешено на небе". Мт.18,15-18. Если виновный не хочет признать своей вины, и помириться с церковью и пострадавшим, то не простит и Бог. Друзья Иова незаслуженно обвиняли его, что он терпит наказания за грехи свои, и согрешили перед Богом и перед Иовом, и Бог сказал им: "Раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму,дабы не отвергнуть вас". Иов42,8. Чтобы простил Бог человеку грех, за него должен молиться обиженный им.Господь сказал: "Молитесь за обижающих вас". Мт.5,44. Если тайно сделан грех, то нужно открыть его человеку, против которого он совершен, чтобы он знал за кого и о чем молиться.Нужно перед ним осознать свою вину и попросить прощения и его молитв за себя. Это и есть исповедь покаяния перед тем лицом, против которого грех совершен. Исповедовать одному только священнику грехи,а от всех остальных скрывать и ложно оправдываться - это значит, отцеживая комарика,проглатывать целого верблюда. Человек, сходя на исповедь к священнику, думает,что этого уже достаточно. Такой исповеди не было ни в первые века христианства,ни до рождества Христова, но исповедание покаяния было, и оно приносило свои плоды, как Давид писал: "Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное". Пс.31,5-6. Если бы от праведников были скрыты грехи его, как же они молись бы о них? Открывая людям свои грехи,не прикрывая их ложным оправданием, мы открываем их перед Богом правды, который пребывает везде, где исповедуется истина. Написано: "Отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божьего, а, открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом". 2Кор.4,2.Скрывая грехи от людей, и ложно оправдываясь, человек оправдывается перед отцом лжи, который наставляет на такие дела и на ложные оправдания, а Бог правды отворачивается от такого человека, несмотря, что он иногда и бывает на исповеди у священника. Господь Врач души, а грехи это язвы души. Чтобы врач излечил болезнь, ему нужно открыть ее. Написано: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". 1Ин.1,9. Скрывая грехи и хвалясь добрыми делами, человек отвергает Врача Небесного, потому что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Написано: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован". Прит.28,13. Открывая свои беззакония, человек открывает в себе духов беззакония. Все открытое - свет, а духи беззакония - тьма, они исчезают от света. Получая свободу от них, человек освобождается и от дел, на которые они наставляют. Возлюбившие тайные дела и ложные оправдания прячут и сохраняют в себе духов греха.
Исповедание покаяния, установленное апостолами, заменено исповеданием одному только священнику и прощеным воскресеньем.И гордому человеку это нравится. Не нужно, смотря в глаза тому, против кого согрешил, исповедать свою вину и просить прощения. А в прощеное воскресенье, не осознавая, и не исповедуя своей вины,всем подряд можно говорить бессмысленное слово "прости", не рассуждая, провинился перед этим человеком или нет. Исполнение новых обрядов способствует умножению гордости и принятию вида благочестия, не имея духа ее.Это признаки последнего времени, как написано: "Люди будут... горды, ...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". 2Тим.3,2-5. С первых веков христианства, когда в них появлялось чувство вины перед кем-нибудь, то они исповедали свое покаяние и мирились,не отлаживая на какое-то одно прощеное воскресенье в году, или на тот день,когда причащались. Исповедь не была условием перед причащением. Причащение Святых Тайн было обязанностью Христианина, присутствовавшего на вечере Господней, а исповедовали свои грехи, когда была необходимость. По новым уставам православной церкви, кто каждый день причащается, тот обязан каждый день исповедовать грехи священнику, а если один раз в год причащается, то исповедовать грехи достаточно один раз в год. Из новых уставов можно сделать вывод, будто Тело и Кровь Господа не в оставление грехов, а в умножение,вопреки обещаниям Господа, потому что чем чаще человек причащается, тем больше должен грешить, чтобы было что исповедать.
Написано: "Есть стыд, ведущий к греху,и есть стыд - слава и благодать. ... Не противоречь истине и стыдись твоего невежества.Не стыдись исповедать грехи твои". Сир.4,25-30. Стыд открыть грех ведет к ложным оправданиям, то есть к противоречию истине. Это и есть невежество перед Богом истины. Если этого невежества стыдится человек, то он не постыдится исповедать свой грех перед человеком. Один стыд вытесняется другим стыдом.
Господь сказал, что учеником Его не может быть тот, кто не возненавидит своей жизни (Лк.14,26). Кто возненавидел свою греховную жизнь, тот не оправдывает ее, а осуждает. Написано: "Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы". 1Кор.11,31. Кто еще не осуждает сам себя, тот боится,чтобы и люди не осудили, потому ложно оправдывается. Это значит, нет покаяния, а возрастающий грех не дает открыть себя. Но со временем тайный грех до такой степени возрастает, что его уже невозможно скрыть, и он становится явным. Кто открывает свои грехи, того Бог оправдывает свободой от них. Не возненавидевши свой грех, и не раскаявшись в нем, но словами только исповедуя священнику свое покаяние,невозможно получить пользу. Это поверхностная бесплодная исповедь, о которой Кронштадский писал: "Покаяние только на словах, без намерения исправленияи без чувства сокрушения называется лицемерным". Фарисеям и саддукеям,пришедшим к Иоанну креститься, исповедуя покаяние своих грехов, он сказал:"Порождения ехидины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния". Мт.3,7-8.
Все члены церкви - одно тело Христа. Грехи отдельных членов церкви - это грехи общего тела церкви. Чтобы Бог простил, должна церковь молиться за него. Потому апостолами было введено исповедание покаяния перед церковью, а не перед одним священником. Написано:"Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу". Еф.4,25. "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга,чтобы исцелиться". Иак.5,16.
Когда совершается грех, то не только согрешающие есть, но и обиженные. Господь сказал: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим". Мт.5,23-24. Но если согрешивший не идет, чтобы признать свою вину и примириться, то обиженный сам должен постараться высказать ему. Господь сказал: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится, и скажет: каюсь, - прости ему". Лк.17,3-4. Не сказал Господь,чтобы согрешающий шел к священнику каяться, и священник прощал ему, вместо того человека, перед которым виновен, но сказал, чтобы шел мириться к тому, перед кем виновен, и прощать должен тот, против кого грех совершен. Согрешая, человек грешит против Бога и людей. Чтобы простил на небе Бог, то прежде должен простить на земле человек, против которого совершен грех. Господь сказал:"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если же послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле то будет разрешено на небе". Мт.18,15-18. Если виновный не хочет признать своей вины, и помириться с церковью и пострадавшим, то не простит и Бог. Друзья Иова незаслуженно обвиняли его, что он терпит наказания за грехи свои, и согрешили перед Богом и перед Иовом, и Бог сказал им: "Раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму,дабы не отвергнуть вас". Иов42,8. Чтобы простил Бог человеку грех, за него должен молиться обиженный им.Господь сказал: "Молитесь за обижающих вас". Мт.5,44. Если тайно сделан грех, то нужно открыть его человеку, против которого он совершен, чтобы он знал за кого и о чем молиться.Нужно перед ним осознать свою вину и попросить прощения и его молитв за себя. Это и есть исповедь покаяния перед тем лицом, против которого грех совершен. Исповедовать одному только священнику грехи,а от всех остальных скрывать и ложно оправдываться - это значит, отцеживая комарика,проглатывать целого верблюда. Человек, сходя на исповедь к священнику, думает,что этого уже достаточно. Такой исповеди не было ни в первые века христианства,ни до рождества Христова, но исповедание покаяния было, и оно приносило свои плоды, как Давид писал: "Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное". Пс.31,5-6. Если бы от праведников были скрыты грехи его, как же они молись бы о них? Открывая людям свои грехи,не прикрывая их ложным оправданием, мы открываем их перед Богом правды, который пребывает везде, где исповедуется истина. Написано: "Отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божьего, а, открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом". 2Кор.4,2.Скрывая грехи от людей, и ложно оправдываясь, человек оправдывается перед отцом лжи, который наставляет на такие дела и на ложные оправдания, а Бог правды отворачивается от такого человека, несмотря, что он иногда и бывает на исповеди у священника. Господь Врач души, а грехи это язвы души. Чтобы врач излечил болезнь, ему нужно открыть ее. Написано: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". 1Ин.1,9. Скрывая грехи и хвалясь добрыми делами, человек отвергает Врача Небесного, потому что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Написано: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован". Прит.28,13. Открывая свои беззакония, человек открывает в себе духов беззакония. Все открытое - свет, а духи беззакония - тьма, они исчезают от света. Получая свободу от них, человек освобождается и от дел, на которые они наставляют. Возлюбившие тайные дела и ложные оправдания прячут и сохраняют в себе духов греха.
Исповедание покаяния, установленное апостолами, заменено исповеданием одному только священнику и прощеным воскресеньем.И гордому человеку это нравится. Не нужно, смотря в глаза тому, против кого согрешил, исповедать свою вину и просить прощения. А в прощеное воскресенье, не осознавая, и не исповедуя своей вины,всем подряд можно говорить бессмысленное слово "прости", не рассуждая, провинился перед этим человеком или нет. Исполнение новых обрядов способствует умножению гордости и принятию вида благочестия, не имея духа ее.Это признаки последнего времени, как написано: "Люди будут... горды, ...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". 2Тим.3,2-5. С первых веков христианства, когда в них появлялось чувство вины перед кем-нибудь, то они исповедали свое покаяние и мирились,не отлаживая на какое-то одно прощеное воскресенье в году, или на тот день,когда причащались. Исповедь не была условием перед причащением. Причащение Святых Тайн было обязанностью Христианина, присутствовавшего на вечере Господней, а исповедовали свои грехи, когда была необходимость. По новым уставам православной церкви, кто каждый день причащается, тот обязан каждый день исповедовать грехи священнику, а если один раз в год причащается, то исповедовать грехи достаточно один раз в год. Из новых уставов можно сделать вывод, будто Тело и Кровь Господа не в оставление грехов, а в умножение,вопреки обещаниям Господа, потому что чем чаще человек причащается, тем больше должен грешить, чтобы было что исповедать.
Написано: "Есть стыд, ведущий к греху,и есть стыд - слава и благодать. ... Не противоречь истине и стыдись твоего невежества.Не стыдись исповедать грехи твои". Сир.4,25-30. Стыд открыть грех ведет к ложным оправданиям, то есть к противоречию истине. Это и есть невежество перед Богом истины. Если этого невежества стыдится человек, то он не постыдится исповедать свой грех перед человеком. Один стыд вытесняется другим стыдом.
Господь сказал, что учеником Его не может быть тот, кто не возненавидит своей жизни (Лк.14,26). Кто возненавидел свою греховную жизнь, тот не оправдывает ее, а осуждает. Написано: "Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы". 1Кор.11,31. Кто еще не осуждает сам себя, тот боится,чтобы и люди не осудили, потому ложно оправдывается. Это значит, нет покаяния, а возрастающий грех не дает открыть себя. Но со временем тайный грех до такой степени возрастает, что его уже невозможно скрыть, и он становится явным. Кто открывает свои грехи, того Бог оправдывает свободой от них. Не возненавидевши свой грех, и не раскаявшись в нем, но словами только исповедуя священнику свое покаяние,невозможно получить пользу. Это поверхностная бесплодная исповедь, о которой Кронштадский писал: "Покаяние только на словах, без намерения исправленияи без чувства сокрушения называется лицемерным". Фарисеям и саддукеям,пришедшим к Иоанну креститься, исповедуя покаяние своих грехов, он сказал:"Порождения ехидины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния". Мт.3,7-8.
Комментарий