Значение слова "святой" - άγιος.
"Αγιος" значит отлученный, выделенный, посвященный (Богу, Лук. 2:23), священный, святой, чистый, непорочный. Когда говорится о Боге (Ин. 14:26; 17:11 и др.), слово святой (άγιος) означает всесовершеннейшую Его нравственную чистоту, постоянную и неизменную святость (свойство Божеской природы), безусловную непорочность. Члены Церкви небесной (Евр. 12:22-23) называются "святыми" (2 Фес. 1:10), потому что, вспомоществуемые благодатью Божиею, подвизались во время земной жизни подвигом добрым, сохранили веру (2 Тим. 4:7) и достигли совершенства. "Святыми" именуются члены Христовой Церкви земной (Деян. 9:13, 32, 41; Рим 1:7; 15:26; 1 Кор. 1:2 и др.) не потому, что они безгрешны (1 Ин. 1:8-10; Еккл. 7:20), а потому что выделены "из тьмы" (1 Пет. 2:9), освящены Духом Святым в таинствах крещения и миропомазания и призваны к достижению святости, непорочности (1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7). Святость Божия - идеал, к которому христианин постепенно приближается путем борьбы с грехом и путем нравственного совершенствования. Весь народ еврейский назывался "святым," так как выделен был Господом из числа других народов и призван был к святости: "будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои" (Лев. 20:26). В смысле выделения, посвящения Богу, освящения явлениями Божиими слово "святой" присваивается храму (Пс 64:5), части скинии (Евр. 9:3), жертве (Лев. 23:20), одеждам и сосудам, употреблявшимся при богослужении. (Лев. 16:4; 3 Цар 8:4), праздникам (Лев. 23:7-8, 27), елею (Чис 35:25), воде (Чис 5:17), Иерусалиму (Мт. 4:5; 27:53), земле (Деян. 7:33), горе (2 Пет. 1:18), закону и заповеди (Рим 7:12) и др.
Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина ( 435 г.) о том, что "святой" в приложении к человеку не значит безгрешный.
"Между святым и безгрешным большое различие. Ибо одно - быть кому-нибудь святым (т.е. посвященным богопочтению, так как это имя, по свидетельству Священного Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням), а другое - быть без греха, что приличествует Богу. Священное Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи несвободны от вины, говоря: семь раз в день падает праведник и встает (Прит 24:16). Ибо что значит падать, как не грешить? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует падение по немощи человеческой; поэтому большое различие между падением праведного человека и грешника... Семь родов падений (по неведению, забвению, помыслами, праздным словом, по внезапному увлечению, по тесноте обстоятельств, по немощи плоти), которым святой, хотя и иногда подвергается, однако ж не перестает быть праведным. Хотя падения кажутся легкими и малыми, однако ж делают то, что он не может быть безгрешным. Ибо имеет, в чем ежедневно каяться, и должен просить прощения и постоянно молиться о своих грехах, говоря: "прости нам долги наши..." (Мт. 6:12). Итак, если эта молитва пροизносится святыми, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы утверждать, что он - без греха, считать себя не только выше апостолов, но и Самого Спасителя обличать как бы в неведении и суетности, как будто Он не знал, что некоторые могут быть свободны от грехов, или напрасно учил тех, о ком знал, что они не имеют нужды во врачевстве этой молитвы? Потому премудрый Экклезиаст, обозревая умом все действия и занятия человеческие, без всякого исключения произносит: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7:20); т.е. на этой земле нет никакого столь святого, столь рачительного, столь внимательного, кто бы мог постоянно прилепляться к истинному и единственному благу (Богу), сознавая, что он и при ежедневном отвлечении от Него не грешит. Впрочем, если кто и сознается, что он не может быть свободным от греха, однако ж это не препятствует ему быть праведным... У него более чистый взгляд, и большее он замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и рачительная ревность к добродетелям умножает стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, тем более находит причин к смирению, нежели к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему все больше есть куда стремиться. Отличный из апостолов произнес: "если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8). Итак, если говорим. что мы не имеем греха, этим самим доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, кто распял плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24) и кто, хотя из сердца своего не только с корнем истребил все страсти, но старается устранить даже и память о грехах и помышления и, однако ж, ежедневно исповедует, что и на один час но остается без греха?"
Церковь Христова - святая.
Церковь называется святою потому, что Совершитель нашего искупления и Глава ее есть Святой Господь Иисус Христос и Устроитель спасения верующих - Святой Дух, от Которых освящающая сила Божия изливается на все Тело (Церковь).
Иисус Христос есть всесвятый Господь:
"Ибо Ты един свят" (От. 15:4). "Κто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8:46). "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22). "В Нем нет греха" (1 Ин. 3:5). "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес" (Евр. 7:26).
В Церкви всегда пребывает Всесвятый Дух:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14:16, 26; ср. 7:39). "И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:4).
Церковь свята и предназначена приводить верующих к святости:
Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, "чтобы представить ее (Церковь) Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы была свята и непорочна" (Еф. 5:24-27). "Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:22). "Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2:14; ср. Еф. 4:11-13; 1 Тим. 1:15). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные" (2 Тим. 2. 20). В Церкви, как в теле, есть члены "благообразные" и "менее благородные," - "менее совершенные," "слабейшие" (1 Кор. 12:22-24).
Церкви, состоящей из одних совершенных людей, никогда не было на земле.
В Церкви апостольской христиане Анания и Сапфира солгали Духу Святому и пали мертвыми (Деян. 5:1,10); среди верующих появился ропот (Деян. 6:1); вдовы и бедные презирались (Иак. 2:1-9); происходили споры, разногласия (1 Кор. 1:11), тяжбы (1 Кор. 6:7). "Некто вместо жены имел жену отца своего" (1 Кор. 5:1); иные упивались до причащения (1 Кор. 11:21). "Многие... поступают, как враги креста Христова... мыслят о земном" (Фил. 3:18-19). "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:-21).
В притчах о неводе и плевелах Господь изъяснил (Мт. 13:24-30; 37-43; 47-50), что в Царстве Его (Церкви) до кончины века будут совместно пребывать сыны царства праведного и сыны - лукавого, делающие беззаконие; когда только и последует отделение добрых от злых.
"Αγιος" значит отлученный, выделенный, посвященный (Богу, Лук. 2:23), священный, святой, чистый, непорочный. Когда говорится о Боге (Ин. 14:26; 17:11 и др.), слово святой (άγιος) означает всесовершеннейшую Его нравственную чистоту, постоянную и неизменную святость (свойство Божеской природы), безусловную непорочность. Члены Церкви небесной (Евр. 12:22-23) называются "святыми" (2 Фес. 1:10), потому что, вспомоществуемые благодатью Божиею, подвизались во время земной жизни подвигом добрым, сохранили веру (2 Тим. 4:7) и достигли совершенства. "Святыми" именуются члены Христовой Церкви земной (Деян. 9:13, 32, 41; Рим 1:7; 15:26; 1 Кор. 1:2 и др.) не потому, что они безгрешны (1 Ин. 1:8-10; Еккл. 7:20), а потому что выделены "из тьмы" (1 Пет. 2:9), освящены Духом Святым в таинствах крещения и миропомазания и призваны к достижению святости, непорочности (1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7). Святость Божия - идеал, к которому христианин постепенно приближается путем борьбы с грехом и путем нравственного совершенствования. Весь народ еврейский назывался "святым," так как выделен был Господом из числа других народов и призван был к святости: "будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои" (Лев. 20:26). В смысле выделения, посвящения Богу, освящения явлениями Божиими слово "святой" присваивается храму (Пс 64:5), части скинии (Евр. 9:3), жертве (Лев. 23:20), одеждам и сосудам, употреблявшимся при богослужении. (Лев. 16:4; 3 Цар 8:4), праздникам (Лев. 23:7-8, 27), елею (Чис 35:25), воде (Чис 5:17), Иерусалиму (Мт. 4:5; 27:53), земле (Деян. 7:33), горе (2 Пет. 1:18), закону и заповеди (Рим 7:12) и др.
Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина ( 435 г.) о том, что "святой" в приложении к человеку не значит безгрешный.
"Между святым и безгрешным большое различие. Ибо одно - быть кому-нибудь святым (т.е. посвященным богопочтению, так как это имя, по свидетельству Священного Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням), а другое - быть без греха, что приличествует Богу. Священное Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи несвободны от вины, говоря: семь раз в день падает праведник и встает (Прит 24:16). Ибо что значит падать, как не грешить? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует падение по немощи человеческой; поэтому большое различие между падением праведного человека и грешника... Семь родов падений (по неведению, забвению, помыслами, праздным словом, по внезапному увлечению, по тесноте обстоятельств, по немощи плоти), которым святой, хотя и иногда подвергается, однако ж не перестает быть праведным. Хотя падения кажутся легкими и малыми, однако ж делают то, что он не может быть безгрешным. Ибо имеет, в чем ежедневно каяться, и должен просить прощения и постоянно молиться о своих грехах, говоря: "прости нам долги наши..." (Мт. 6:12). Итак, если эта молитва пροизносится святыми, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы утверждать, что он - без греха, считать себя не только выше апостолов, но и Самого Спасителя обличать как бы в неведении и суетности, как будто Он не знал, что некоторые могут быть свободны от грехов, или напрасно учил тех, о ком знал, что они не имеют нужды во врачевстве этой молитвы? Потому премудрый Экклезиаст, обозревая умом все действия и занятия человеческие, без всякого исключения произносит: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7:20); т.е. на этой земле нет никакого столь святого, столь рачительного, столь внимательного, кто бы мог постоянно прилепляться к истинному и единственному благу (Богу), сознавая, что он и при ежедневном отвлечении от Него не грешит. Впрочем, если кто и сознается, что он не может быть свободным от греха, однако ж это не препятствует ему быть праведным... У него более чистый взгляд, и большее он замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и рачительная ревность к добродетелям умножает стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, тем более находит причин к смирению, нежели к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему все больше есть куда стремиться. Отличный из апостолов произнес: "если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8). Итак, если говорим. что мы не имеем греха, этим самим доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, кто распял плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24) и кто, хотя из сердца своего не только с корнем истребил все страсти, но старается устранить даже и память о грехах и помышления и, однако ж, ежедневно исповедует, что и на один час но остается без греха?"
Церковь Христова - святая.
Церковь называется святою потому, что Совершитель нашего искупления и Глава ее есть Святой Господь Иисус Христос и Устроитель спасения верующих - Святой Дух, от Которых освящающая сила Божия изливается на все Тело (Церковь).
Иисус Христос есть всесвятый Господь:
"Ибо Ты един свят" (От. 15:4). "Κто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8:46). "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22). "В Нем нет греха" (1 Ин. 3:5). "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес" (Евр. 7:26).
В Церкви всегда пребывает Всесвятый Дух:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14:16, 26; ср. 7:39). "И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:4).
Церковь свята и предназначена приводить верующих к святости:
Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, "чтобы представить ее (Церковь) Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы была свята и непорочна" (Еф. 5:24-27). "Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:22). "Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2:14; ср. Еф. 4:11-13; 1 Тим. 1:15). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные" (2 Тим. 2. 20). В Церкви, как в теле, есть члены "благообразные" и "менее благородные," - "менее совершенные," "слабейшие" (1 Кор. 12:22-24).
Церкви, состоящей из одних совершенных людей, никогда не было на земле.
В Церкви апостольской христиане Анания и Сапфира солгали Духу Святому и пали мертвыми (Деян. 5:1,10); среди верующих появился ропот (Деян. 6:1); вдовы и бедные презирались (Иак. 2:1-9); происходили споры, разногласия (1 Кор. 1:11), тяжбы (1 Кор. 6:7). "Некто вместо жены имел жену отца своего" (1 Кор. 5:1); иные упивались до причащения (1 Кор. 11:21). "Многие... поступают, как враги креста Христова... мыслят о земном" (Фил. 3:18-19). "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:-21).
В притчах о неводе и плевелах Господь изъяснил (Мт. 13:24-30; 37-43; 47-50), что в Царстве Его (Церкви) до кончины века будут совместно пребывать сыны царства праведного и сыны - лукавого, делающие беззаконие; когда только и последует отделение добрых от злых.

Комментарий