Начну с лирического отступления.
Что меня всегда удивляло в старообрядцах, так это их любовь к уставной службе. Мне кажется невероятным, что люди могут собираться для того, чтобы просто молиться, а не приходить в церковь, чтобы их помазал маслом или причастил священник в ризах. Когда на Рогожском кладбище запечатали алтари, запретив служение Божественной Литургии, народ все равно ходил в церковь, чтобы молиться суточный круг - вы можете себе представить, чтобы наш православный народ сегодня ходил в церковь, если не будет Литургии? Это уже не касаясь того, что в отсутствии священника мало кто сможет даже правильно составить службу.
Лично я всегда считал, что любовь к богослужению и осознанное участие в нем являются корнем многих и многих добродетелей. Посему я бы хотел поделиться с православными братьями и сестрами очень интересным опытом приобщения к древней православной традиции домашнего совершения уставных служб.
Спустя некоторое время после моего воцерковления мне стали очевидны недостатки предлагаемого сегодня церковному народу правила домашней молитвы (это всем известные молитвы утренние и на сон грядущим): отсутствие в нем библейского элемента, негибкость по отношению к разным периодам литургического года (кроме т.н. пасхальных часов, читаемых в Светлую седмицу), неизменность (тяжело всю жизнь читать одни и те же молитвы каждый день) и т.д.
Лично для себя я увидел достойную альтернативу этому правилу в приобщении к всеобщей когда-то на Руси практике (и существующей сегодня у греков) в чтении повечерия (вместо молитв на сон грядущим) и полунощницы (вместо молитв утренних). Эти службы содержатся в Часослове и по уставу читаются соответственно после вечерней трапезы и глубокой ночью. При этом современные молитвы утренние и на сон грядущим являются ни чем иным, как сокращенной версией этих служб.
Повечерие, как я уже говорил, читается по уставу после ужина (хотя возможна практика разделения повечерия трапезой - этот обычай существовал в ряде монастырей). Малое повчерие, читаемое в большую часть дней года, состоит из ряда неизменяемых элементов (обычное начало, три псалма, Великое славословие, гимн "Сподобие, Господи...", Символ веры, молитвы вечерние, окончание и прощение) и нескольких изменяемых (канон и тропари). По уставу на повечерии читается канон Божьей матери (таких канонов 56 - цикл из 8-ми недель со своим каноном на каждый день недели) или в ряде случаев иные каноны (празднуемым святым, предпрздненствам великих праздников и т.д.). Также к повечерию очень органично присоединяются каноны, читаемые перед Причащением, и любые молитвы по желанию.
Также существует великое повечерие, читаемое в пост, со своими особенностями.
Каноны Божией Матери, читаемые на повечерии, недавно были изданы ПСТГУ в отдельной книге - "Богородичнике" (эта книга кстати весьма распространена у греков). В ней же содержится текст повечерия в двух редакциях: для чтения в присутствии священника и без оного. Скачать книгу можно здесь.
Надеюсь, эта информация покажется кому-то интересной.
Что меня всегда удивляло в старообрядцах, так это их любовь к уставной службе. Мне кажется невероятным, что люди могут собираться для того, чтобы просто молиться, а не приходить в церковь, чтобы их помазал маслом или причастил священник в ризах. Когда на Рогожском кладбище запечатали алтари, запретив служение Божественной Литургии, народ все равно ходил в церковь, чтобы молиться суточный круг - вы можете себе представить, чтобы наш православный народ сегодня ходил в церковь, если не будет Литургии? Это уже не касаясь того, что в отсутствии священника мало кто сможет даже правильно составить службу.
Лично я всегда считал, что любовь к богослужению и осознанное участие в нем являются корнем многих и многих добродетелей. Посему я бы хотел поделиться с православными братьями и сестрами очень интересным опытом приобщения к древней православной традиции домашнего совершения уставных служб.
Спустя некоторое время после моего воцерковления мне стали очевидны недостатки предлагаемого сегодня церковному народу правила домашней молитвы (это всем известные молитвы утренние и на сон грядущим): отсутствие в нем библейского элемента, негибкость по отношению к разным периодам литургического года (кроме т.н. пасхальных часов, читаемых в Светлую седмицу), неизменность (тяжело всю жизнь читать одни и те же молитвы каждый день) и т.д.
Лично для себя я увидел достойную альтернативу этому правилу в приобщении к всеобщей когда-то на Руси практике (и существующей сегодня у греков) в чтении повечерия (вместо молитв на сон грядущим) и полунощницы (вместо молитв утренних). Эти службы содержатся в Часослове и по уставу читаются соответственно после вечерней трапезы и глубокой ночью. При этом современные молитвы утренние и на сон грядущим являются ни чем иным, как сокращенной версией этих служб.
Повечерие, как я уже говорил, читается по уставу после ужина (хотя возможна практика разделения повечерия трапезой - этот обычай существовал в ряде монастырей). Малое повчерие, читаемое в большую часть дней года, состоит из ряда неизменяемых элементов (обычное начало, три псалма, Великое славословие, гимн "Сподобие, Господи...", Символ веры, молитвы вечерние, окончание и прощение) и нескольких изменяемых (канон и тропари). По уставу на повечерии читается канон Божьей матери (таких канонов 56 - цикл из 8-ми недель со своим каноном на каждый день недели) или в ряде случаев иные каноны (празднуемым святым, предпрздненствам великих праздников и т.д.). Также к повечерию очень органично присоединяются каноны, читаемые перед Причащением, и любые молитвы по желанию.
Также существует великое повечерие, читаемое в пост, со своими особенностями.
Каноны Божией Матери, читаемые на повечерии, недавно были изданы ПСТГУ в отдельной книге - "Богородичнике" (эта книга кстати весьма распространена у греков). В ней же содержится текст повечерия в двух редакциях: для чтения в присутствии священника и без оного. Скачать книгу можно здесь.
Надеюсь, эта информация покажется кому-то интересной.

Комментарий