Заинтересовался этим вопросом, после того как натолкнулся на этом же сайте на такую "детскую" темку -- http://www.evangelie.ru/forum/t75870.html Вот человечек, ещё совсем юный и наивный, захотел "стать экзорцистом". Мне интересно узнать, как относятся к дару изгнания бесов в православии. Это именно ДАР, или в православии тоже считают что это можно развить? Попрошу высказываться на этот счёт. Если можно - подкрепляйте свои доводы ссылками на интересные материалы.
Изгнание бесов в православии.
Свернуть
X
-
Отчитка (экзорцизм) - это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падание в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.
В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами.
Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Легко проверить, является ли человек одержимым. Если перед ним поставить несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорить). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы мы не меняли стаканы.
Отчитка нужна при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии. -
Нашёл немного материала на эту тему в "Википедии"
В православной церкви практика отчитки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с "прелестью, т.е. высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества".
Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.
Появление в последние 200-300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого "Большого требника" Петра (Могилы), XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.
Некоторые православные миряне и священнослужители тоже поддаются желанию лишь физически исцелять людей, не имея прямого извещания от Бога. "Cлужба", называемая отчиткой или чином над страждущими от духов нечистых, состоит из чтения псалмов, канонов, молитв, Священного Писания, описанная в некоторых сомнительных Требниках, и которую надлежит совершать с благословения епископа (правящего архиерея)[6][7]. Участники таких "служб", обычно не видя даже фальсифицированного изгнания, всё равно полагают, что чин изгнания положительно сказывается на состоянии отчитываемого. Однако во время отчиток бес чаще получает ещё большую власть над телом "одержимого" и начинает много и осмысленно говорить, в то время как по мнению Святых Отцов Православной Церкви слушать бесов крайне опасно, так они много опытнее и мудрее людей и при этом имеют цель погубить всех людей, с кем как-либо контактируют. В Русской Православной церкви постоянно высказываются за прекращение практики чина изгнания бесов[8], приводятся доводы, что, не подвергаясь опасности, проводить изгнание бесов могут только святые.[9] Но эта практика всё равно имеет место, и даже распространяются кассеты, на которых бесы говорят всему миру, что хотят, смешивая правду с ложью, чтобы зрители таких фильмов легче верили их словам.
Во время различных таких обрядов проводимыми разными людьми бесы говорят нечеловеческими голосами, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения, что происходит с несчастными одержимыми во время обычных их приступов отнюдь не заканчивающихся изгнанием.Комментарий
-
Отчитка (экзорцизм) - это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падание в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.
В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами.
Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Легко проверить, является ли человек одержимым. Если перед ним поставить несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорить). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы мы не меняли стаканы.
Отчитка нужна при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы [3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом. Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [4].
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования [5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Комментарий
-
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".
"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей" [6].
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" [7].
Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно" [8]. Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" [9].
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5,16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17,21)" [10].
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" [11].Комментарий
Комментарий