Двоеперстие по Квинтилиану
Ораторские жесты на древних иконах
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 ок. 96), учитель красноречия, написал труд «Наставления оратору» (Institutio oratoria) в двенадцати книгах. Этот труд примечателен тем, что написан во времена апостолов, то есть, в I веке. И сегодня он поможет нам расшифровать таинственный жест Иисуса Христа на древнейшей иконе извода апостола Луки.
Итак, для начала откроем 12-ю книгу Квинтилиана «Наставления оратору» 1515 года издания (это за 36 лет до Стоглава) и прочтем такие интересные слова:
«Binos interim digitos distinguimus, sed non inserto pollice, paulum tamen inferioribus intra spectantibus, sed ne illis quidem tensis qui supra sunt». (XCVIII)
Дословный перевод:
«Два промежуточных пальца обособлены, большой палец к ним не приставлен, несколько оставшихся (т.е. мезинец и безымяный) смотрят ниже, но те, что возвышаются (т.е. указательный и средний), не должны быть до конца выпрямлены».
Теперь смотрим на древнейшее иконописное изображение Христа VI века, извода ап. Луки:

(Кликните для увеличения)
Действительно, у Господа мы видим тот самый жест «умеренной речи» или «жест кротости», употребляемый перед началом или во время проповеди, описанный Квинтилианом. И действительно главный палец Господа подушечкой «не приставлен» (прямо как и пишет Квинтилиан) что уже противоречит описанию двоеперстия 31-й главы Московского собора 1551 года (Стоглава), где сказано: «большей палец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув». То есть, на иконе Господа и у Квинтилиана главный палец «не приставлен» (non inserto), а у Стоглава и старообрядцев «совокупив». Явное противоречие.
Таким образом «двоеперстие» Господа на иконе извода апостола Луки это НЕ молодое старообрядческое двоеперстие из 31-й главы Стоглавого собора. И неудивительно, что у данного собора нет подписи первенствующего над митрополитами (т. е. Патриарха), которая обязана быть по 34 Ап. правилу в толковании Аристина (Прим. это не значит, что митрополит не имеет права без Патриарха принимать каких-то внутремитрополийных решений, но это значит, что он не имеет права эти внутремитрополийные решения навязывать остальным митрополиям, ровно, как и самому Патриарху, пока последний на это не даст своего личного письменного согласия, оставляя за собой право его (вышеописанное соборное решение) соборно отменить/исправить см. 43 пр. Карфагенского собора).
Итак, подведем итог и скажем, что древнейшее иконописное изображение Иисуса Христа не доказывает, а прямо опровергает старообрядческое двоеперстие, а более новые иконы «Христа Пантократора» сделаны на основании вышеописанного извода, потому ситуацию они не меняют. Одновременно, также не существует прямых письменных доказательств двоеперстия в святоотеческих трудах первой тысячи лет, о чем мы говорили в теме «Единоперстие как символ I Рима».
N.B.

(Кликните для увеличения)
Ораторские жесты на древних иконах
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 ок. 96), учитель красноречия, написал труд «Наставления оратору» (Institutio oratoria) в двенадцати книгах. Этот труд примечателен тем, что написан во времена апостолов, то есть, в I веке. И сегодня он поможет нам расшифровать таинственный жест Иисуса Христа на древнейшей иконе извода апостола Луки.
Итак, для начала откроем 12-ю книгу Квинтилиана «Наставления оратору» 1515 года издания (это за 36 лет до Стоглава) и прочтем такие интересные слова:
«Binos interim digitos distinguimus, sed non inserto pollice, paulum tamen inferioribus intra spectantibus, sed ne illis quidem tensis qui supra sunt». (XCVIII)
Дословный перевод:
«Два промежуточных пальца обособлены, большой палец к ним не приставлен, несколько оставшихся (т.е. мезинец и безымяный) смотрят ниже, но те, что возвышаются (т.е. указательный и средний), не должны быть до конца выпрямлены».
Теперь смотрим на древнейшее иконописное изображение Христа VI века, извода ап. Луки:

(Кликните для увеличения)
Действительно, у Господа мы видим тот самый жест «умеренной речи» или «жест кротости», употребляемый перед началом или во время проповеди, описанный Квинтилианом. И действительно главный палец Господа подушечкой «не приставлен» (прямо как и пишет Квинтилиан) что уже противоречит описанию двоеперстия 31-й главы Московского собора 1551 года (Стоглава), где сказано: «большей палец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув». То есть, на иконе Господа и у Квинтилиана главный палец «не приставлен» (non inserto), а у Стоглава и старообрядцев «совокупив». Явное противоречие.
Таким образом «двоеперстие» Господа на иконе извода апостола Луки это НЕ молодое старообрядческое двоеперстие из 31-й главы Стоглавого собора. И неудивительно, что у данного собора нет подписи первенствующего над митрополитами (т. е. Патриарха), которая обязана быть по 34 Ап. правилу в толковании Аристина (Прим. это не значит, что митрополит не имеет права без Патриарха принимать каких-то внутремитрополийных решений, но это значит, что он не имеет права эти внутремитрополийные решения навязывать остальным митрополиям, ровно, как и самому Патриарху, пока последний на это не даст своего личного письменного согласия, оставляя за собой право его (вышеописанное соборное решение) соборно отменить/исправить см. 43 пр. Карфагенского собора).
Итак, подведем итог и скажем, что древнейшее иконописное изображение Иисуса Христа не доказывает, а прямо опровергает старообрядческое двоеперстие, а более новые иконы «Христа Пантократора» сделаны на основании вышеописанного извода, потому ситуацию они не меняют. Одновременно, также не существует прямых письменных доказательств двоеперстия в святоотеческих трудах первой тысячи лет, о чем мы говорили в теме «Единоперстие как символ I Рима».
N.B.

(Кликните для увеличения)


Да вы и сами об этом писали=

Комментарий