Daimler признался в подкупе чиновников в 20 странах мира
02.04.2010 13:51
Немецкий автоконцерн Daimler AG заплатит $185 млн за подкуп чиновников более чем в 20 странах мира. Немецкое и российское представительства компании уже признали свою вину в американском суде.
При этом российские правоохранительные органы пока не спешат заниматься расследованием получения госслужащими крупных взяток от концерна, сообщает GZT.ru.По решению судьи окружного суда Вашингтона Ричарда Леона, компании вместе с «дочками» предстоит заплатить правительству США $185 млн. Из них $93,6 млн, которые получит министерство юстиции США, назначены Daimler в качестве штрафа, а $91,4 млн компания должна вернуть Комиссии по ценным бумагам и биржам США как прибыль, полученную в результате нелегальных сделок.
Как сообщается в официальном заявлении Daimler, компания также в течение трех лет будет находиться под надзором бывшего главы ФБР Луиса Фри. Если по истечении этого времени у него не будет никаких претензий к финансовой деятельности автопроизводителя, все обвинения снимут.
На предварительных слушаниях, состоявшихся 1 апреля в Вашингтоне, судья принял заявление о признании вины от адвоката Геро Геррмана, представляющего интересы российской и немецкой «дочек» Daimler. Признание своей вины со стороны Daimler было ожидаемым. Об этом говорили сразу после того, как Минюст США предъявил концерну официальные обвинения в нарушении американского антикоррупционного законодательства.
Обвинения стали итогом расследования, проведенного Минюстом США и американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эксперты установили, что с 1998 по 2008 год головной офис Daimler и несколько его представительств подкупали иностранных чиновников с целью получения государственных контрактов на производимые концерном автомобили. В ходе расследования были установлены факты подкупа чиновников по меньшей мере в 22 странах, в том числе США, Египте, России, Китае, Венгрии, Латвии, Хорватии и Боснии.
Компания не только платила чиновникам деньгами, но и делала дорогостоящие подарки, например бронированные лимузины. Заключение контрактов обошлось Daimler в десятки миллионов долларов. По данным комиссии по ценным бумагам, за 10 лет концерн вместе с «дочками» потратил на взятки не менее $56 млн. То есть больше половины полученной прибыли ($91,4 млн) пошло на возмещение этих расходов.
У аудиторов и ранее были некоторые претензии к деятельности Daimler, однако все вопросы о подозрительных сделках в компании игнорировали. О том, как в действительности автоконцерн добивался заключения государственных контрактов в разных странах, стало известно от бывшего сотрудника, обиженного на руководство Daimler за свое увольнение, пишет Associated Press.
Все денежные переводы компания осуществляла через офшорные или аффилированные компании с участием третьих лиц. Многие из компаний, которые Daimler использовал для перевода платежей, находились на территории США. В некоторых случаях для дачи взяток использовались наличные.
При расчетах с российской стороной откаты давались напрямую, проводились на адреса подставных фирм или переводились на счета в банках по всему миру, преимущественно в Латвии. В большинстве случаев схема была довольно простой: российская сторона намеренно завышала стоимость автомобилей, а разницу Daimler клал на счета получателей в банках. В документах компании эти операции проходили как «служебные расходы».
Машины российским чиновникам поставлялись напрямую из Штутгарта, где находится головной офис Daimler. Все операции проводились при посредничестве представительства автоконцерна в Москве. В общей сложности, с 2000 по 2005 год продажи машин производства Daimler в России составили $1,4 млрд. Из них 64 660 тыс. евро были заработаны на контрактах с чиновниками.
Как следует из документа, в феврале 2001 года и марте 2005 года Daimler осуществил 29 платежей общей стоимостью 928,023 тыс. евро в качестве «откатов» для работников МВД и ГОН (гаража особого назначения, входит в Федеральную службу охраны и обеспечивает безопасное передвижение президента), которые были одними из главных заказчиков продукции Daimler в России. Откат был связан с покупкой автомобилей марки Mercedes Benz для ГОНа. В апреле 2003 года автоконцерн заплатил связанным с ГОНом чиновникам 139,8 тыс. евро.
На то, чтобы добиться заключения контрактов с МВД, автоконцерном было потрачено 3,8 млн евро. В документе говорится, что взятки от Daimler получила и столичная ГИБДД. За контракты на поставки машин для московских гаишников с августа 2000 по ноябрь 2002 года концерн заплатил 785,225 тыс. евро.
Кроме того, подозреваемыми в незаконных сделках с Daimler назывались также компании «Машиноимпорт» и «Доринвест», которые приобретали у немецкого подразделения Daimler грузовики-универсалы Unimog.
Как говорится в обвинительном заключении, в 2001
года автоконцерн заплатил двум высокопоставленным работникам «Доринвеста» 7,343 тыс. евро и 2,447 тыс. евро, чтобы Москва закупила грузовики Unimog. В том же 2001 году на счет кипрской компании Contrex, связанной с женой одного из руководителей «Доринвеста», поступило более 34 тыс. евро. В начале 2002 года за контракт по продаже семи грузовиков московскому правительству счет одного из живущих в Израиле родственников работника представителя «Доринвеста» пополнился на 7 тыс. евро.
«Если соответствующее обращение поступит по линии Генпрокуратуры РФ и она сочтет нужным привлечь специалистов МВД, то мы готовы поработать», -сообщил сообщил заместитель начальника ДЭБа Александр Назаров.
Однако в Генпрокуратуре РФ такое поручение не дали, аргументировав свое решение тем, что Минюст США не обращался к российской стороне за помощью в расследовании дела Daimler AG.
02.04.2010 13:51
Немецкий автоконцерн Daimler AG заплатит $185 млн за подкуп чиновников более чем в 20 странах мира. Немецкое и российское представительства компании уже признали свою вину в американском суде.
При этом российские правоохранительные органы пока не спешат заниматься расследованием получения госслужащими крупных взяток от концерна, сообщает GZT.ru.По решению судьи окружного суда Вашингтона Ричарда Леона, компании вместе с «дочками» предстоит заплатить правительству США $185 млн. Из них $93,6 млн, которые получит министерство юстиции США, назначены Daimler в качестве штрафа, а $91,4 млн компания должна вернуть Комиссии по ценным бумагам и биржам США как прибыль, полученную в результате нелегальных сделок.
Как сообщается в официальном заявлении Daimler, компания также в течение трех лет будет находиться под надзором бывшего главы ФБР Луиса Фри. Если по истечении этого времени у него не будет никаких претензий к финансовой деятельности автопроизводителя, все обвинения снимут.
На предварительных слушаниях, состоявшихся 1 апреля в Вашингтоне, судья принял заявление о признании вины от адвоката Геро Геррмана, представляющего интересы российской и немецкой «дочек» Daimler. Признание своей вины со стороны Daimler было ожидаемым. Об этом говорили сразу после того, как Минюст США предъявил концерну официальные обвинения в нарушении американского антикоррупционного законодательства.
Обвинения стали итогом расследования, проведенного Минюстом США и американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эксперты установили, что с 1998 по 2008 год головной офис Daimler и несколько его представительств подкупали иностранных чиновников с целью получения государственных контрактов на производимые концерном автомобили. В ходе расследования были установлены факты подкупа чиновников по меньшей мере в 22 странах, в том числе США, Египте, России, Китае, Венгрии, Латвии, Хорватии и Боснии.
Компания не только платила чиновникам деньгами, но и делала дорогостоящие подарки, например бронированные лимузины. Заключение контрактов обошлось Daimler в десятки миллионов долларов. По данным комиссии по ценным бумагам, за 10 лет концерн вместе с «дочками» потратил на взятки не менее $56 млн. То есть больше половины полученной прибыли ($91,4 млн) пошло на возмещение этих расходов.
У аудиторов и ранее были некоторые претензии к деятельности Daimler, однако все вопросы о подозрительных сделках в компании игнорировали. О том, как в действительности автоконцерн добивался заключения государственных контрактов в разных странах, стало известно от бывшего сотрудника, обиженного на руководство Daimler за свое увольнение, пишет Associated Press.
Все денежные переводы компания осуществляла через офшорные или аффилированные компании с участием третьих лиц. Многие из компаний, которые Daimler использовал для перевода платежей, находились на территории США. В некоторых случаях для дачи взяток использовались наличные.
При расчетах с российской стороной откаты давались напрямую, проводились на адреса подставных фирм или переводились на счета в банках по всему миру, преимущественно в Латвии. В большинстве случаев схема была довольно простой: российская сторона намеренно завышала стоимость автомобилей, а разницу Daimler клал на счета получателей в банках. В документах компании эти операции проходили как «служебные расходы».
Машины российским чиновникам поставлялись напрямую из Штутгарта, где находится головной офис Daimler. Все операции проводились при посредничестве представительства автоконцерна в Москве. В общей сложности, с 2000 по 2005 год продажи машин производства Daimler в России составили $1,4 млрд. Из них 64 660 тыс. евро были заработаны на контрактах с чиновниками.
Как следует из документа, в феврале 2001 года и марте 2005 года Daimler осуществил 29 платежей общей стоимостью 928,023 тыс. евро в качестве «откатов» для работников МВД и ГОН (гаража особого назначения, входит в Федеральную службу охраны и обеспечивает безопасное передвижение президента), которые были одними из главных заказчиков продукции Daimler в России. Откат был связан с покупкой автомобилей марки Mercedes Benz для ГОНа. В апреле 2003 года автоконцерн заплатил связанным с ГОНом чиновникам 139,8 тыс. евро.
На то, чтобы добиться заключения контрактов с МВД, автоконцерном было потрачено 3,8 млн евро. В документе говорится, что взятки от Daimler получила и столичная ГИБДД. За контракты на поставки машин для московских гаишников с августа 2000 по ноябрь 2002 года концерн заплатил 785,225 тыс. евро.
Кроме того, подозреваемыми в незаконных сделках с Daimler назывались также компании «Машиноимпорт» и «Доринвест», которые приобретали у немецкого подразделения Daimler грузовики-универсалы Unimog.
Как говорится в обвинительном заключении, в 2001
года автоконцерн заплатил двум высокопоставленным работникам «Доринвеста» 7,343 тыс. евро и 2,447 тыс. евро, чтобы Москва закупила грузовики Unimog. В том же 2001 году на счет кипрской компании Contrex, связанной с женой одного из руководителей «Доринвеста», поступило более 34 тыс. евро. В начале 2002 года за контракт по продаже семи грузовиков московскому правительству счет одного из живущих в Израиле родственников работника представителя «Доринвеста» пополнился на 7 тыс. евро.
«Если соответствующее обращение поступит по линии Генпрокуратуры РФ и она сочтет нужным привлечь специалистов МВД, то мы готовы поработать», -сообщил сообщил заместитель начальника ДЭБа Александр Назаров.
Однако в Генпрокуратуре РФ такое поручение не дали, аргументировав свое решение тем, что Минюст США не обращался к российской стороне за помощью в расследовании дела Daimler AG.

Комментарий