Олег Кулик: Мир растет из грязи и гумуса
Художник и перфоманист рассказал «Московским новостям», что такое акционизм и почему в России сажают за искусство
06 декабря 21:00
НравитсОлег Кулик во время подготовки экспозиции «Москва, ЦУМ, пространственная литургия» в рамках Третьей Московской Биеннале современного искусства
© РИА Новости. Григорий Сысоев
Художник, представитель московского акционизма, перфомансист. В 1994 году вызвал резонанс своей акцией «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», в которой ему ассистировал Александр Бренер. Участник ведущих мировых выставок: Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале, биеннале в Сан-Паулу, участвовал в экспозициях в Tate Modern (Лондон), Martin-Gropius-Bau (Берлин) и других галереях и музеях. С 2007 года курировал деятельность артгрупп «Война» и «Бомбилы». В 2010 году стал куратором фестиваля «Архстояние».
«Война»
Участники «Войны» до того, как стать акционистами, планировали стать закройщиками модной одежды. Они прекрасно разбирались в пошиве штанов и политике, и их запредельно интересовал медиаэффект, поэтому актов современного искусства они, по сути, не произвели. Они стали промежуточной стадией между 90-ми и 2010-м. Все их партизанские акты относились в основном к современной политике, на чем они и настаивают, в отличие от следующего этапа поколения Pussy, которые довольно образованные ребята, увлеченно изучают современное искусство и жаждут посвятить себя художественному творчеству. «Война» может стать андеграундным супербрендом и шить модные шмотки, которые будут слегка натирать в паху.
Pussy
Искусство это то, что рамируется, что остается, эстетического в нем больше, чем этического, так как это то, что хранит культурную память и способно «воскресить» содержание в других, новых условиях. Это гербарий, ДНК духа в памяти человека. Пусси занимаются именно современным искусством, проанализировав авангард 20-х годов, 60-е и акционизм 90-х годов ХХ века, они выработали очень интересный образ: с одной стороны, анонимный, а с другой яркий и простой, абсолютное воплощение идей Малевича, механического театра Татлина, вплоть до опытов американских минималистов. Pussy Riot, как эмансипированные современные крестьяне, как раз врезались в раму «иконы», озорно внеся в это элемент современного политического активизма и феминизма. Никто не придал большого значения тому, что девочки выдали не горизонтальный посыл, они ломают прежде всего стереотип современного искусства и обращаются не к обществу, а напрямую к Богородице это сильнейший вертикальный выстрел! И высшая сила их услышала, страна вздрогнула и проснулась. Девочки обратились не к уму людей, они неожиданно прошли через их сердца, где таится настоящая Сила она не живет в облатках, иконах, поклонах и атрибутах, это не йога на службе просветляющегося сознания. Девочки из Pussy Riot новый образ России, чистые цвета, раскрепощенные тела и анонимный лик, как у «всех нас», у безгласого народа, который видит в Богородице заступницу всех беззащитных и униженных. В общем, гром грянул все их услышали, мир увидел РПЦ и нашу власть такими, какими они являются. Мультики с Pussy Riot, плакаты, майки, спины звезд весь мир в курсе. Мир понимает, что Pussy это мощный жест, и они очень сильные художники.
Ситуация
Надо быть темным человеком, чтобы не понять истинный смысл этой акции и желание всех этих «сочувствующих» представить их порыв глупостью. Но чего удивительного в стране, где золотоволосый Ильич, который подтирался Евангелием, лежит в самом ее сердце вместо зарытой могилы, а все вокруг молятся Богу. Вчера под звездой маршировали, сегодня с крестом стоят, а завтра с фашистским крестом будут бегать за ближним. Так что никаким другим, «комфортным» способом внимание на бесовскую ситуацию не обратишь. Высшая сила спасет Россию в очередной раз, так как жертва девочек принята, и жестокий суд над художниками это утвердил.
В конце концов они сказали Богородице: хватит быть в тени мужиков и в тени своего сына это самый интересный феминистский посыл в истории
Акционизм
Это способ выражения, форма современного искусства, которое делается быстро и непосредственно, это молния, часто дикий поступок, в котором мысль трезвого ума и смелого сердца бьются в темном мареве бешено меняющегося мира. Акционизм неразрывно связан с реальностью, это только здесь и сейчас: ночью одно решение, утром уже может быть другое и так далее. Поэтому наш акционизм 90-х это такое полуюродство, обращение больше к императивам, одинокий крик в пустыне. Мы работали на развале идеологии, великая империя материалистов на крови рушится за одно мгновение как это переварить и понять? Все исчезло, будто и не было, как дым. Вот жили себе в системе, где все предсказуемо и полная изоляция, а потом вдруг пиши что хочешь, говори что хочешь и нет никаких институций, даже те, что были, разрушены. Были, конечно, квазиинституты, художественный андеграунд, но они тоже испарились. Все способные ребята уехали на Запад, в 90-е в России остались одни неудачники.
Инсталляция «Русское (Красная площадь)» 1999 г. - один из экспонатов выставки «Олег Кулик. Хроника. 1987 - 2007». Открытие выставки состоялось в ЦДХ в рамках программы «Москва актуальная»
© РИА Новости. Владимир Вяткин
90-е никогда не повторятся
Москва зажглась бесконечными палатками с ликерной радугой, а на вершине их король Амаретто. Кто была эта новая публика? Мир несся в тартарары. Единственный шанс произвести разумную перестройку больного организма был бездарно и агрессивно отброшен наивную страну соблазнил пьяный медведь Ельцин: бери суверенитету столько, сколько можешь унести. И понесли... Оставалась только животная рефлексия на происходящее твое тело. Зубы, руки, кровь, крик, слух я с этими вещами как художник и работал, встал на четвереньки, вел себя как потерявший все человеческое изгой. Настоящее выпустило на наши улицы динозавров больших и маленьких, которые гонялись друг за другом и жрали, это был парк юрского периода с дикарями, измученными идеологией и завистью. Как адекватно отражать это время? Встать на четвереньки и кусать людей за ноги. Художник в 90-е будто вышел из летаргического сна и почувствовал дикую свободу, это было страшно и прекрасно одновременно. Стало понятно, что в нашей стране человек «дышит вольно» и абсолютно освобожден от нормальных человеческих качеств заботы о ближнем, любви, ответственности, авторитетности. Как говорил солнцеподобный профессор Пятигорский: «Проблема России это не коррупция, не глупость, не дороги и дураки, не хамство и не чиновничий произвол, а лишь всякая х...». И вот на фоне этой х... забегал оживший вдруг человечек, который сходил с ума от оголтелой свободы, бешено наслаждался тем, что вообще живой. Что есть удивительный и непостижимый мир гигантского мегаполиса, где для тебя всегда найдется уголок, есть на окраинах природа, есть существа, шкурки, которые можно погладить и погреться, хавка, водичка что еще живому надо? Теперь, правда, и эти ценные ресурсы подзажали и заморозили люди с чистыми руками и леденящими глазками, и мы опять оказались в режиме выдавливания национальной идеи через одно место, но власть, в общем, не виновата в том, что она такая, просто лицо нашего народа таково, что отращивает одну и ту же кровавую бороду, сколько его ни подбривай западными «джилеттами».
Художник и перфоманист рассказал «Московским новостям», что такое акционизм и почему в России сажают за искусство
06 декабря 21:00
НравитсОлег Кулик во время подготовки экспозиции «Москва, ЦУМ, пространственная литургия» в рамках Третьей Московской Биеннале современного искусства
© РИА Новости. Григорий Сысоев
Художник, представитель московского акционизма, перфомансист. В 1994 году вызвал резонанс своей акцией «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», в которой ему ассистировал Александр Бренер. Участник ведущих мировых выставок: Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале, биеннале в Сан-Паулу, участвовал в экспозициях в Tate Modern (Лондон), Martin-Gropius-Bau (Берлин) и других галереях и музеях. С 2007 года курировал деятельность артгрупп «Война» и «Бомбилы». В 2010 году стал куратором фестиваля «Архстояние».
«Война»
Участники «Войны» до того, как стать акционистами, планировали стать закройщиками модной одежды. Они прекрасно разбирались в пошиве штанов и политике, и их запредельно интересовал медиаэффект, поэтому актов современного искусства они, по сути, не произвели. Они стали промежуточной стадией между 90-ми и 2010-м. Все их партизанские акты относились в основном к современной политике, на чем они и настаивают, в отличие от следующего этапа поколения Pussy, которые довольно образованные ребята, увлеченно изучают современное искусство и жаждут посвятить себя художественному творчеству. «Война» может стать андеграундным супербрендом и шить модные шмотки, которые будут слегка натирать в паху.
Pussy
Искусство это то, что рамируется, что остается, эстетического в нем больше, чем этического, так как это то, что хранит культурную память и способно «воскресить» содержание в других, новых условиях. Это гербарий, ДНК духа в памяти человека. Пусси занимаются именно современным искусством, проанализировав авангард 20-х годов, 60-е и акционизм 90-х годов ХХ века, они выработали очень интересный образ: с одной стороны, анонимный, а с другой яркий и простой, абсолютное воплощение идей Малевича, механического театра Татлина, вплоть до опытов американских минималистов. Pussy Riot, как эмансипированные современные крестьяне, как раз врезались в раму «иконы», озорно внеся в это элемент современного политического активизма и феминизма. Никто не придал большого значения тому, что девочки выдали не горизонтальный посыл, они ломают прежде всего стереотип современного искусства и обращаются не к обществу, а напрямую к Богородице это сильнейший вертикальный выстрел! И высшая сила их услышала, страна вздрогнула и проснулась. Девочки обратились не к уму людей, они неожиданно прошли через их сердца, где таится настоящая Сила она не живет в облатках, иконах, поклонах и атрибутах, это не йога на службе просветляющегося сознания. Девочки из Pussy Riot новый образ России, чистые цвета, раскрепощенные тела и анонимный лик, как у «всех нас», у безгласого народа, который видит в Богородице заступницу всех беззащитных и униженных. В общем, гром грянул все их услышали, мир увидел РПЦ и нашу власть такими, какими они являются. Мультики с Pussy Riot, плакаты, майки, спины звезд весь мир в курсе. Мир понимает, что Pussy это мощный жест, и они очень сильные художники.
Ситуация
Надо быть темным человеком, чтобы не понять истинный смысл этой акции и желание всех этих «сочувствующих» представить их порыв глупостью. Но чего удивительного в стране, где золотоволосый Ильич, который подтирался Евангелием, лежит в самом ее сердце вместо зарытой могилы, а все вокруг молятся Богу. Вчера под звездой маршировали, сегодня с крестом стоят, а завтра с фашистским крестом будут бегать за ближним. Так что никаким другим, «комфортным» способом внимание на бесовскую ситуацию не обратишь. Высшая сила спасет Россию в очередной раз, так как жертва девочек принята, и жестокий суд над художниками это утвердил.
В конце концов они сказали Богородице: хватит быть в тени мужиков и в тени своего сына это самый интересный феминистский посыл в истории
Акционизм
Это способ выражения, форма современного искусства, которое делается быстро и непосредственно, это молния, часто дикий поступок, в котором мысль трезвого ума и смелого сердца бьются в темном мареве бешено меняющегося мира. Акционизм неразрывно связан с реальностью, это только здесь и сейчас: ночью одно решение, утром уже может быть другое и так далее. Поэтому наш акционизм 90-х это такое полуюродство, обращение больше к императивам, одинокий крик в пустыне. Мы работали на развале идеологии, великая империя материалистов на крови рушится за одно мгновение как это переварить и понять? Все исчезло, будто и не было, как дым. Вот жили себе в системе, где все предсказуемо и полная изоляция, а потом вдруг пиши что хочешь, говори что хочешь и нет никаких институций, даже те, что были, разрушены. Были, конечно, квазиинституты, художественный андеграунд, но они тоже испарились. Все способные ребята уехали на Запад, в 90-е в России остались одни неудачники.
Инсталляция «Русское (Красная площадь)» 1999 г. - один из экспонатов выставки «Олег Кулик. Хроника. 1987 - 2007». Открытие выставки состоялось в ЦДХ в рамках программы «Москва актуальная»
© РИА Новости. Владимир Вяткин
90-е никогда не повторятся
Москва зажглась бесконечными палатками с ликерной радугой, а на вершине их король Амаретто. Кто была эта новая публика? Мир несся в тартарары. Единственный шанс произвести разумную перестройку больного организма был бездарно и агрессивно отброшен наивную страну соблазнил пьяный медведь Ельцин: бери суверенитету столько, сколько можешь унести. И понесли... Оставалась только животная рефлексия на происходящее твое тело. Зубы, руки, кровь, крик, слух я с этими вещами как художник и работал, встал на четвереньки, вел себя как потерявший все человеческое изгой. Настоящее выпустило на наши улицы динозавров больших и маленьких, которые гонялись друг за другом и жрали, это был парк юрского периода с дикарями, измученными идеологией и завистью. Как адекватно отражать это время? Встать на четвереньки и кусать людей за ноги. Художник в 90-е будто вышел из летаргического сна и почувствовал дикую свободу, это было страшно и прекрасно одновременно. Стало понятно, что в нашей стране человек «дышит вольно» и абсолютно освобожден от нормальных человеческих качеств заботы о ближнем, любви, ответственности, авторитетности. Как говорил солнцеподобный профессор Пятигорский: «Проблема России это не коррупция, не глупость, не дороги и дураки, не хамство и не чиновничий произвол, а лишь всякая х...». И вот на фоне этой х... забегал оживший вдруг человечек, который сходил с ума от оголтелой свободы, бешено наслаждался тем, что вообще живой. Что есть удивительный и непостижимый мир гигантского мегаполиса, где для тебя всегда найдется уголок, есть на окраинах природа, есть существа, шкурки, которые можно погладить и погреться, хавка, водичка что еще живому надо? Теперь, правда, и эти ценные ресурсы подзажали и заморозили люди с чистыми руками и леденящими глазками, и мы опять оказались в режиме выдавливания национальной идеи через одно место, но власть, в общем, не виновата в том, что она такая, просто лицо нашего народа таково, что отращивает одну и ту же кровавую бороду, сколько его ни подбривай западными «джилеттами».

Комментарий