ДОКУМЕНТ: "Церковные люди попали в бесконечный тупик, где все ищут «современные миссионерские формы», не имея современного взгляда на Писание и Предание". Манифест Общества христианского просвещения
--------------------------------------------------------------------------------
Тем, кто застал выход Русской православной церкви из подполья в 1988 году, памятно то разнообразие настроений и духовных поисков, которое вдруг раскрылось в традиции, ещё недавно считавшейся полумёртвой. Однако с течением времени эта цветущая сложность не преумножилась, а наоборот, облетела лепестками, практически не оставив плодов. Крышка захлопнулась: сегодня разномыслие в РПЦ приравнивается к ереси. Церковные люди попали в бесконечный тупик, где все ищут "современные миссионерские формы", не имея современного взгляда на священное Писание и священное Предание.
При этом отрицание современного духовного опыта идёт рука об руку с призывом активнее внедряться в материальный мир, быть успешными и эффективными, как и неверующие сограждане. Таким образом, вместо творческой трансформации мира, которая заповедана христианам, нас призывают оправдать существующий в социуме порядок вещей, приспособиться. Церковных людей призывают молиться и каяться, но не дают живой духовной пищи. Это ведёт к негативным последствиям: расстройству здоровья и психики. Священники отказываются нести Слово Божие: у них и без того забот невпроворот. В этих условиях размышление о Благой Вести вне "послушания" является для сознательного христианина долгом, а для существующей церковной системы неизбежным вызовом.
Девушки из Pussy Riot - это пока последнее поколение, для которого Христос значит больше, чем официальная церковь. Между ними и нашими детьми поколение атеистов и в лучшем случае индифферентной к вере молодёжи, которое мы уже потеряли. Для совсем молодых, которых станут учить в школах казённому православию, христианство будет полностью отождествлено с новейшей государственно-церковной химерой.
Кризис наступил не только в РПЦ. Христианство в целом забыло об универсальной (вселенской) миссии, которая не может быть осуществлена, если считаешь, что только твоя церковь, твоя деноминация является истиной в последней инстанции.
Во имя спасения этой миссии, во имя будущего христианства, мы должны шагнуть за грань, очерченную опытом прошлого. Мы должны признать, что в христианстве ещё многое возможно, многое ещё не состоялось, а значит, сохранить все старые формы и даже старое содержание не удастся. Должны прийти новые мысли, новые эмоции. Чтобы это состоялось, для них нужно освободить место. Нужен взрыв, причём не одноразовый, а постоянно бьющий творческий источник. Неважно, если вода в нём будет не кристально чистой, главное, чтобы она была живой. Мы возвращаем христианству в России право на эксперимент, максимально расширяем пространство поиска, признаём право на ошибку, но не признаём авторитета за бесплодием. Богословие нуждается в свободе больше, чем в благословении. Центр независимой христианской мысли в этом плане является аналогом Религиозно-философских собраний, которые стали ареопагом русской философии и теологии начала прошлого века.
Сообщество возникает по принципу самоорганизующейся структуры, мысль о его создании пришла спонтанно нескольким людям из разных социальных групп и интеллектуальных кругов. Это должно было случиться. Мы не можем не делать этого.
Москва, 24 мая 2012 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Тем, кто застал выход Русской православной церкви из подполья в 1988 году, памятно то разнообразие настроений и духовных поисков, которое вдруг раскрылось в традиции, ещё недавно считавшейся полумёртвой. Однако с течением времени эта цветущая сложность не преумножилась, а наоборот, облетела лепестками, практически не оставив плодов. Крышка захлопнулась: сегодня разномыслие в РПЦ приравнивается к ереси. Церковные люди попали в бесконечный тупик, где все ищут "современные миссионерские формы", не имея современного взгляда на священное Писание и священное Предание.
При этом отрицание современного духовного опыта идёт рука об руку с призывом активнее внедряться в материальный мир, быть успешными и эффективными, как и неверующие сограждане. Таким образом, вместо творческой трансформации мира, которая заповедана христианам, нас призывают оправдать существующий в социуме порядок вещей, приспособиться. Церковных людей призывают молиться и каяться, но не дают живой духовной пищи. Это ведёт к негативным последствиям: расстройству здоровья и психики. Священники отказываются нести Слово Божие: у них и без того забот невпроворот. В этих условиях размышление о Благой Вести вне "послушания" является для сознательного христианина долгом, а для существующей церковной системы неизбежным вызовом.
Девушки из Pussy Riot - это пока последнее поколение, для которого Христос значит больше, чем официальная церковь. Между ними и нашими детьми поколение атеистов и в лучшем случае индифферентной к вере молодёжи, которое мы уже потеряли. Для совсем молодых, которых станут учить в школах казённому православию, христианство будет полностью отождествлено с новейшей государственно-церковной химерой.
Кризис наступил не только в РПЦ. Христианство в целом забыло об универсальной (вселенской) миссии, которая не может быть осуществлена, если считаешь, что только твоя церковь, твоя деноминация является истиной в последней инстанции.
Во имя спасения этой миссии, во имя будущего христианства, мы должны шагнуть за грань, очерченную опытом прошлого. Мы должны признать, что в христианстве ещё многое возможно, многое ещё не состоялось, а значит, сохранить все старые формы и даже старое содержание не удастся. Должны прийти новые мысли, новые эмоции. Чтобы это состоялось, для них нужно освободить место. Нужен взрыв, причём не одноразовый, а постоянно бьющий творческий источник. Неважно, если вода в нём будет не кристально чистой, главное, чтобы она была живой. Мы возвращаем христианству в России право на эксперимент, максимально расширяем пространство поиска, признаём право на ошибку, но не признаём авторитета за бесплодием. Богословие нуждается в свободе больше, чем в благословении. Центр независимой христианской мысли в этом плане является аналогом Религиозно-философских собраний, которые стали ареопагом русской философии и теологии начала прошлого века.
Сообщество возникает по принципу самоорганизующейся структуры, мысль о его создании пришла спонтанно нескольким людям из разных социальных групп и интеллектуальных кругов. Это должно было случиться. Мы не можем не делать этого.
Москва, 24 мая 2012 г.
Комментарий