Николай Кавасил «О жизни во Христе»

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Соня
    Ветеран

    • 11 November 2010
    • 3877

    #1

    Николай Кавасил «О жизни во Христе»

    Билет к Богу


    Открыла тему по сочинению Николая Кавасилы* «О жизни во Христе»,
    (на котором главным образом покоится его слава как богослова-мистика,
    В семи главах («словах») этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни).
    "Обожение (становление во Христе) человеческого бытия"
    https://www.pravoslavie.ru/6042.html
    несколько выписок из которой привела ниже.


    И что же? Видим ли мы все это в нашей жизни? И в жизни всех наших знакомых христиан?
    Является ли ТАКОВОЕ действие вод св. Крещения "автоматическим"? Долго ль длится и как это сказывается?
    Или может такая радикальная перемена,перемена железа в пламень ("железо ничего железного не сохраняет, сходясь с огнем") быть почти неощутимой иль ощущаемой как милое душевное сентиментальное умиление, которое мы испытываем? Да и то, лишь порой: не весь день (да и не всякий день) и уж, тем более, не всякую ночь?


    На полученном нами от Христа билете написано "СЧАСТЬЕ" и "ПОЛНОТА ИСТИННОЙ ЖИЗНИ"
    Билет дан нам на поезд в Истину и Жизнь.


    Многие предпочитают повесить его на стенку или гордо носить на груди.
    Это проще, чем выбираться из уюта привычного дома и отправляться в Неизвестное.
    Не знаю только, соответствует ли такое использование его назначению.
    И где мы с таким благодушным благочестием в итоге окажемся.


    +++++++++++++++++++++++++
    Николай Кавасила
    (1322 1397) православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ-мистик, писатель и представитель византийской традиции исихазма. Почитается в лике святых как праведный.
    Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир, которому святой Григорий дал следующий характерный совет: «Жить не в пустынях и не в горах но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет по-монашески и киновийно». Эти слова в сопоставлении с некоторыми текстами Кавасилы указывают на традицию лаического исихазма, неразрывно связанного с исихазмом монашеским как на онтологическом уровне единством аскетического идеала, так и на уровне практического соработничества по претворению в жизнь целей и задач этого духовного движения. Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни.
    +++++++++++++++++++++++++


    "Человеческая природа приемлет форму - то есть структуру и образ бытия - обоженной человеческой природы Христа. Ведь Христос Своим воплощением "не свет только воссиял", "но и глаз приготовил" для принятия этого света; не только наполнил все благоуханием божества, "но и чувства даровал" для его восприятия.


    Таким образом, "выходя из воды, мы Самого Спасителя несем в наших душах, в голове, в очах, в самых внутренностях, во всех членах, чистого от греха, свободного от всякого тления, каким Он воскрес и являлся ученикам и вознесся, каким и придет опять, обратно требуя от нас сего сокровища.


    Такое соединение и последующее ему "превращение" человеческих сил и качеств в духовные силы тела Христова предполагает не уничтожение, а преображение первых. Христос "проникает в наши души" буквально теми же "входами жизни", тем же естественным путем - через пищу и дыхание - каким мы поддерживаем жизнь тела. Эти самые функции тела Он соделывает Своими ("усваивает" их).
    "Ибо мы и вдыхаем Его, и пищею бывает Он для нас, и таким образом, всячески внедряя Себя в нас и соединяя Себя с нами, соделывает нас Своим Телом", неизменно и неслитно, но при этом нераздельно и совершенно реально соединяясь со всецелым душевно-телесным человеческим составом и в этом таинственном соединении, под всесильным воздействием Его воскресшей плоти, происходит преображение, перерождение и обновление всех сил человеческого естества, которые становятся силами Его воскресшего тела".


    "Ибо большие силы не позволяют меньшим оставаться тем же, когда соединятся с ними, и железо ничего железного не сохраняет, сходясь с огнем, и земля и вода, будучи подвержены действию огня, переменяют свои свойства в свойства огня. Если в однородных силах лучшие так действуют на худшие, что должно думать об оной вышеестественной силе? Ясно, что, когда изливается в нас Христос и соединяет с нами Себя Самого, Он переменяет и в Себя преобразует нас, как бы малую каплю воды, влитую в беспредельное море мира"


    Кавасила настаивает на том, что именно благодаря тому, что Он "соделывает нас Своим Телом и бывает для нас тем же, чем и глава для членов", мы приобщаемся и "всех благ в Нем": "ибо Он глава, а принадлежащее голове необходимо переходит и в тело"
    Мы "становимся единым с Ним духом", и это всецело преображает наше бытие:
    "ибо и душа, и тело, и все силы тотчас становятся духовными, потому что душа смешивается с душою, тело с телом и кровь с кровью. И что же от сего? Лучшее осиливает слабейшее и Божественное овладевает человеческим, и, как говорит Павел о воскресении, пожерто бывает мертвенное животом (2 Кор. 5,4), и еще: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
    Особое ударение делает Кавасила на последнем апостольском утверждении."


    https://www.pravoslavie.ru/6042.html
    Не важно, что написано. Важно как понято.
  • Елей Радости
    Завсегдатай
    • 03 March 2021
    • 678

    #2
    Сообщение от Соня
    Таким образом, "выходя из воды, мы Самого Спасителя несем в наших душах, в голове, в очах, в самых внутренностях, во всех членах, чистого от греха, свободного от всякого тления, каким Он воскрес и являлся ученикам и вознесся, каким и придет опять, обратно требуя от нас сего сокровища.
    Чтобы выйти из воды, надо сначала в нее погрузится. Чтобы жизнь Христова вселилась в человека, сначала необходимо погрузиться в Его смерть. Без этого сораспятия прежней плотской природы со Христом, о преображении, преобразовании (или как хотите это называйте) и речи не может быть в принципе.

    Посему, перед тем, как начинать искать ответы на последующие вопросы:

    И что же? Видим ли мы все это в нашей жизни?
    И в жизни всех наших знакомых христиан?

    Является ли ТАКОВОЕ действие вод св. Крещения "автоматическим"?
    Долго ль длится и как это сказывается?


    сначала нужно ответить на вопрос: а умер ли я для греха смертию Христовой?

    Речь не идет об исповедании грехов у алтаря или во время визита батюшки в церкви. Человек, по религиозному обыкновению, может всю жизнь искренне (и даже со слезами на глазах, умиляясь сердцем) исповедовать один и тот же грех, но так и остаться его заложником, жертвой, рабом. Религиозная обрядовость не меняет нутро человека, омраченное сквернами и пороками. Речь идет не о делах плоти и религиозной догматике, а о сверхестественном преобразовании, которое невозможно без совершенной благодати Иисуса Христа. Что это за благодать? Это благодать, которая ломает нашу ветхую природу, живущую по плоти, и строит новую, живущую по духу.

    Есть такие начинающие христиане, которые попробывали идти путем Христовым, поняли, что нужно отказаться от плотских наслаждений, увлечений ради спасения, и искренне решили для себя: нет, это не для меня. И уходят. Или откладывают на потом. Но есть такие, которые начали идти путем Христовым и продолжают делать вид, что идут Его путем, но не отрешились от всего плотского, что противоречит закону Божьему, и хотят успеть послужить и для плоти, и для духа. И получается такая непонятная, гремучая смесь, которою нельзя ничем назвать, кроме как попыткой усидеться на двух стульях. Большинство из этих лицемерных хитрецов скатываютс к имитации духовной жизни, которая характеризируется мертвой религиозной обрадовостью, тщеславием, ажиотажем, наигранностью.
    Последний раз редактировалось Елей Радости; 19 December 2021, 09:18 PM.

    Комментарий

    • tulip
      Завсегдатай

      • 17 June 2002
      • 820

      #3
      Рассуждения на тему жизни во Христе правильно было начинать с рассуждения - как мы спасаемся Его смертью, в чем смысл его Смерти и что Его смерть сделала для меня сегодня? С таким здравомыслием человеку нужно подходить ко Причастию. Вера от слышания Бога и понимания его искупительной работы.

      Комментарий

      • Тимофей-64
        Ветеран

        • 14 October 2011
        • 11282

        #4
        Сообщение от tulip
        Рассуждения на тему жизни во Христе правильно было начинать с рассуждения - как мы спасаемся Его смертью, в чем смысл его Смерти и что Его смерть сделала для меня сегодня? С таким здравомыслием человеку нужно подходить ко Причастию. Вера от слышания Бога и понимания его искупительной работы.
        Смерть Его послужила к Его ВОСКРЕСЕНИЮ.
        Его ВОСКРЕСЕНИЕ нас и спасло. Поправ нашу смерть.
        Мы спасены ЕГО ВОСКРЕСЕНИЕМ, а смерть Его была лишь необходимым условием к тому.

        - - - Добавлено - - -

        Сообщение от tulip
        Рассуждения на тему жизни во Христе правильно было начинать с рассуждения - как мы спасаемся Его смертью, в чем смысл его Смерти и что Его смерть сделала для меня сегодня? С таким здравомыслием человеку нужно подходить ко Причастию. Вера от слышания Бога и понимания его искупительной работы.
        Да, и ощутивший силу Его воскресения - он и поймет то, о чем тут Кавасила писал. Это как раз по теме будет.
        Спаси, Боже, люди Твоя....

        Комментарий

        • tulip
          Завсегдатай

          • 17 June 2002
          • 820

          #5
          Сообщение от Тимофей-64
          Смерть Его послужила к Его ВОСКРЕСЕНИЮ.
          Его ВОСКРЕСЕНИЕ нас и спасло. Поправ нашу смерть.
          Мы спасены ЕГО ВОСКРЕСЕНИЕМ, а смерть Его была лишь необходимым условием к тому.

          - - - Добавлено - - -


          Да, и ощутивший силу Его воскресения - он и поймет то, о чем тут Кавасила писал. Это как раз по теме будет.
          Не надо ставить телегу вперед лошади. Причастие это символ вкушения от Христовой смерти. С этого все начинается. Лошадь тянет за собой телегу.

          Комментарий

          • Тимофей-64
            Ветеран

            • 14 October 2011
            • 11282

            #6
            Сообщение от tulip
            Не надо ставить телегу вперед лошади. Причастие это символ вкушения от Христовой смерти. С этого все начинается. Лошадь тянет за собой телегу.
            Конечно.
            Но сокровище лежит в телеге.
            Спаси, Боже, люди Твоя....

            Комментарий

            • Антонина37
              Ветеран

              • 10 December 2010
              • 9009

              #7
              ---Суд над сатаной делоБожье, - больше системы мира, говоритГосподь

              Комментарий

              • sam1
                Метафизический Сам

                • 15 January 2009
                • 19049

                #8
                Сообщение от Соня
                Билет к Богу

                Открыла тему по сочинению Николая Кавасилы* «О жизни во Христе»,
                Плавно движетесь в сторону Святой Православной Церкви?
                Пишите по теме, пожалуйста.

                Комментарий

                Обработка...