- В наше время есть такие лидеры, как Пашков, Проханов, Федотов, Мурашкин?
- Такие как Федотов и Мурашкин, думается, есть и в наше время. Просто они не на виду, не относятся, как теперь говорят, к медийным персонам. Ведь кто в советское время знал за пределами церквей Федотова и Мурашкина, кроме чекистов? Верующие собирались где-то в «катакомбах». Но эти люди в труднейших исторических условиях сохранили верность Богу, жертвуя ради этого свободой и личными интересами, проповедовали Благую весть, создавали и опекали церкви... Они делали всё, что было в их силах. Такие самоотверженные и скромные служители есть и в наше время.
А вот Пашков и Проханов были именно публичными фигурами. Они принадлежали к российской элите, пользовались общественным влиянием. Их имена были широко известны за пределами протестантского сообщества. И, пожалуй, публичных фигур такого масштаба, такого авторитета и такой известности среди русских протестантов сейчас нет. Кроме того, Пашков и Проханов были в хорошем смысле людьми амбициозными. Они мыслили стратегически, пытались понять, что будет через 20-30 лет с христианством, с нашим миром, с Россией. Не всё, о чем они мечтали, сбылось. Но семена, ими посеянные, безусловно, дали всходы. Сейчас я не могу назвать такого лидера, который хотя бы на уровне мечты говорил: «У меня есть вот такой план преображения России на основах Евангелия».
Конечно, надо учитывать, что гонения отсекали христиан от возможности получить высшее образование, вести какую-то публичную деятельность. Однако, с 1991 г. прошло 30 лет, за это время можно как-то приспособиться к новым условиям. С другой стороны, это второстепенные причины. Главное Сам Бог пока не посылает такого лидера. Возможно, потому, что протестантское сообщество сейчас к этому не готово.
- Такие как Федотов и Мурашкин, думается, есть и в наше время. Просто они не на виду, не относятся, как теперь говорят, к медийным персонам. Ведь кто в советское время знал за пределами церквей Федотова и Мурашкина, кроме чекистов? Верующие собирались где-то в «катакомбах». Но эти люди в труднейших исторических условиях сохранили верность Богу, жертвуя ради этого свободой и личными интересами, проповедовали Благую весть, создавали и опекали церкви... Они делали всё, что было в их силах. Такие самоотверженные и скромные служители есть и в наше время.
А вот Пашков и Проханов были именно публичными фигурами. Они принадлежали к российской элите, пользовались общественным влиянием. Их имена были широко известны за пределами протестантского сообщества. И, пожалуй, публичных фигур такого масштаба, такого авторитета и такой известности среди русских протестантов сейчас нет. Кроме того, Пашков и Проханов были в хорошем смысле людьми амбициозными. Они мыслили стратегически, пытались понять, что будет через 20-30 лет с христианством, с нашим миром, с Россией. Не всё, о чем они мечтали, сбылось. Но семена, ими посеянные, безусловно, дали всходы. Сейчас я не могу назвать такого лидера, который хотя бы на уровне мечты говорил: «У меня есть вот такой план преображения России на основах Евангелия».
Конечно, надо учитывать, что гонения отсекали христиан от возможности получить высшее образование, вести какую-то публичную деятельность. Однако, с 1991 г. прошло 30 лет, за это время можно как-то приспособиться к новым условиям. С другой стороны, это второстепенные причины. Главное Сам Бог пока не посылает такого лидера. Возможно, потому, что протестантское сообщество сейчас к этому не готово.
Комментарий