Динамика Церкви

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #1

    Динамика Церкви

    Дух Святой не застыл на страницах Писания, Он отражается в живом опыте Церкви. Церковь не находится так сказать в заморозке. Есть внутренняя жизнь Церкви, живой опыт в Духе Святом, который предполагает, что Церковь не находится в статичном состоянии заморозки, а предполагается, что христианские поколения осмысляют опыт веры, углубляют. А вот по представлению некоторых, Церковь, получается неким "холодильником", не подразумевающая осмысления веры, духовного опыта. Вот интересный пример, богословие о Троице, о Христе, о Святом Духе, переосмыслялось христианскими поколениями. Если раньше, в доникейский период был субординационизм в отношении Сына и Святого Духа, то последующие поколения христиан, преодолели субординационистский взгляд. Значит Церковь не находится в состоянии "заморозки", она не стала хранить доникейский субординационизм. Примером наличия динамики в Церкви может служить и введение Апостолами диаконского служения. Не было такой институции, ни в Церкви, ни в Писании, но возникла потребность, возникла и институция диаконства.

    - - - Добавлено - - -

    Кроме того, чтение Писания обусловлено уже сложившейся традицией богословского прочтения. Очевидно же, что Богословие довлеет над текстом Писания, традиция (!), в призме которой, протестант читает Писание, пользуясь общецерковным наследием, изложенным в его вероисповедальных документах. Я помню, что как то приводил фрагменты и ссылки на вероисповедальные тексты и катехизисы отечественных баптистов, в которых повторялась общецерковная догматика. В баптистском катехизисе Рябошапко, даже говорится: "Также мы признаём, что всё сказанное в Символе православной Церкви есть верно и со всем соглашаемся, потому что там всё согласно с Священным Писанием". Кроме того, в отечественных баптистских вероисповедальных документах, приводятся такие богословские термины, как: Лицо, Ипостась, Единосущность. На счет предыдущего опыта Церкви, ну вот например доникейское богословие было переосмысленно последующими поколениями христиан. Доникейское патристическое богословие, в своей Триадологии выстраивалось по другой модели, субординационистской. Вот что пишет тот-же Болотов о Триадологии Тертуллиана: "Впрочем, возможно, что учение Тертуллиана на самом деле не было так глубоко, как оно представляется нам в настоящее время. Вероятно, с его выражениями стали соединять с течением времени более глубокий смысл, соответствовавший позднейшему более высокому состоянию богословских знаний. Во всяком случае, из его слов о Св. Троице никоим образом нельзя выводить учения о единосущии Лиц Св. Троицы, какое утверждено на Никейском соборе. Учение о субстанции божеских Лиц соединяется у Тертуллиана с субординационизмом. Он говорит, что Отец есть субстанция, Сын есть излияние, есть portio de summa. Бытие Сына подле Отца есть как бы форма, в которую вытекает существо Отца. Отсюда ясно, что Тертуллиан учил о подчинении Сына Отцу. В такой же зависимости от Отца он ставит и Духа Святого". Вот еще, тот-же Болотов пишет: "Точка зрения древних богословов и их схема была совсем другая, чем наша, основанная на никейских понятиях и положениях. Наша точка зрения основывается на признании единства существа (?????) и на различении от существа ипостасей». Такое построение есть синтез. Триединый Бог, по нашему пониманию, есть синтез Отца, Сына и Св. Духа. Напротив, древние писатели излагали учение о триедином Боге в схеме генетической. Отец мыслится здесь, как единый Бог, и если Он есть Отец, то немыслим без Сына и Св. Духа. Выражения древних в этом отношении ясны. Например, Тертуллиан говорил: «Мы всегда веруем в единого Бога, но под тем непременным условием, что у Него есть Сын» (Adv. Prax. 2). Климент в своих «Строматах» говорит: «Отец немыслим без Сына, ибо понятие Сына дано в понятии Отца» (V, 1,1). Невозможно представить Отца, чтобы не допустить Сына, подобно тому, как в геометрии нельзя говорить о шаре, не имея понятия об окружности, радиусе, центре и т. п. В такой постановке учение о троичности дано было в древнее время". А вот что пишет Артем Григорян: "Как известно, доникейская триадология была субординационистской (с разной степенью). Свят. Иларий был за ипостасный субординационизм Сына и Духа, тем более, учитывая его консервативный подход не говорить нового... Как я написал выше, свят. Иларий исповедовал не сущностный субординационизм, а ипостасный. Это не одно и то же. Никейская триадология стояла на позициях ипостасного субординационизма. Филипп Шафф так его описывает: "Отец обладает сущностью изначально и ни от кого, кроме Себя; Он первый Божественный субъект, Которому единственному принадлежит абсолютность бытия, поэтому Он называется Богом по преимуществу, принципом, источником, корнем Божества. Сын, напротив, обладает Своей сущностью от Отца, то есть вторичным, производным образом. «Отец больше Сына». Первый не рожден, второй рожден; Сын от Отца, но Отец не от Сына; отцовство в данном случае первично, а сыновство вторично. Такая же подчиненность еще в большей степени характерна для Святого Духа. Никейские отцы церкви считали, что идею божественного единства проще сохранить, если представлять Отца, несмотря на наличие Троицы, монадой, откуда выходят Сын и Дух и куда Они возвращаются" (История Христианской Церкви. Том III. Никейское и посленикейское христианство От Константина Великого до Григория Великого 311 590 г. по Р. Х). У Церкви не было четко сформулированной и общей позиции по учению о Троице до Никейского собора, поэтому, естественно, мы не можем говорить о каком-то едином общецерковном понимании. Однако большинство доникейских авторов, писавших о Троице, стояли на позициях субординационизма (от сущностного до ипостасного). Напомню, что большинство епископов на Никейском соборе принадлежали к т.н. партии полуариан. Патрологи говорят, что на момент начала собора партию православных представляли епископы: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Маркелл Анкирский, Осий из Кордовы. На стороне ариан, или евсевиан, было, вероятно, двадцать епископов, под руководством влиятельного епископа Евсевия из Никомедии. А вот соборное большинство, глашатаем которого был знаменитый историк Евсевий Кесарийский, заняло среднее положение между правыми и левыми, но ближе к правым, и в конце концов оно перешло на сторону последних". А вот пример доникейского субординационизма, который приводит Артем Григорян: "Свят. Ириней называет Отца Главой Сына, а Сына Главой Святого Духа (Adver. Haer. V, 18. 2, 20. 22). Сыну и Духу по-прежнему отводится роль служения Отцу: «Ибо Ему во всем служит Его порождение и Его подобие, т. е. Сын и Дух Святый» (Ibid. IV, 7. 4). Как отмечает профессор А.А. Спасский: «Того субординационизма, который составлял недостаток учения апологетов, Иринею не удалось преодолеть». Об ошибках триадологии св. Дионисия Александрийского, свят. Василий Великий писал следующее: "Но он, чтобы во всей очевидности и с избытком одержать верх, утверждает не только инаковость ипостаси, но и разность сущности, постепенность могущества, различие славы. А от сего произошло, что одно зло обменил он на другое, и сам уклоняется от правого учения. Таким образом, даже разногласит с собою в своих сочинениях: то отвергает единосущие, потому что противник худо воспользовался сим понятием, когда отрицал ипостаси, то принимает оное, когда защищается против своего соплеменника, сверх же сего и о Духе употребил он речения всего менее приличные Духу,исключает Его из покланяемого божества и сопричисляет к какому то дольнему, тварному и служебному естеству. Таков то сей Дионисий» (Письмо В. в: к Максиму философу)". Некоторые древнехристианские апологеты, например, Иустин Мученик и Афинагор Афинский, учили космологическому представлению о Логосе, то есть, что Сын рождается для творения мира.

    - - - Добавлено - - -

    Если кому интересно, вот еще - Бинитаризм Научные взгляды на раннехристианское богословие а также История


    Это я к тому, учитывая мое предыдущее сообщение, что протестанты не воспринимают Писание в чистом виде, вне отрыва от осмысления богословской традицией, которая задает богословское прочтение. Кроме того протестанты, те или иные места Писания, прочитывают через призму Августиновского понимания, как он видел. Это когда протестанты говорят за благодать, грех, волю человека. Уже получается, что богословие ставится над Писанием и читается через призму первого. А тем более, когда речь идет о Триадологии, Христологии, Пневматологии, то протестанты пользуются общецерковным наследием.
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #2
    Так-же и в отношении молитв к святым, их почитание, поминовение усопших, иконопочитание - это все внутренний, молитвенный опыт Церкви. Неважно когда это появилось, если мы верим, что внутренняя жизнь Церкви протекает в Духе Святом. Есть интересный ответ католического американского литургиста и богослова, исследователя восточных христианских обрядов и традиций, одного из крупнейших современных специалистов в этой области - архимандрита Роберта (Тафта). Правда его ответ посвящен другой тематике, но я думаю, что можно применить и к данной ситуации. Вот что он пишет: "Это не должно нас тревожить. Богослужение выражает внутреннюю жизнь церкви, и будет неуместным анахронизмом ожидать или, еще хуже, настаивать на том, чтобы древний литургический текст соответствовал уровню современной богословской науки - тот еще не был достигнут ко времени, когда создавался этот текст. Таким образом, здесь, как и на Втором Ватиканском соборе, мы поставлены перед проблемой traditio и progressio, - того, как сохраняется и того, как развивается богослужение в контексте истории. Явление это смущает фундаменталистски и внеисторически нacтpoeных ортодоксов, потому что подразумевает - и на деле доказывает - что изменения происходят. Эта проблема не нова. С самого начала анафоральные просительные/ поминальные молитвы считались новшеством, нуждающимися в защите и объяснении".

    Тафт [1998] Молитва святым или молитва за святых.pdf

    Это он касается не самих анафор, а анафоральных просительных/поминальных молитв, но данную ситуацию, можно отнести и в отношении появления других практик в Церкви, впоследствии ставших традицией.

    Комментарий

    • Андрей Ветер
      Ветеран

      • 20 May 2011
      • 1034

      #3
      Сообщение от Денис Нагомиров
      Кроме того протестанты, те или иные места Писания, прочитывают через призму Августиновского понимания, как он видел. Это когда протестанты говорят за благодать, грех, волю человека. Уже получается, что богословие ставится над Писанием и читается через призму первого. А тем более, когда речь идет о Триадологии, Христологии, Пневматологии, то протестанты пользуются общецерковным наследием.
      А куда им деваться от католического наследия. Плоть от плоти, кровь от крови католики. Что-то реформировали, от чего-то категорически отказались, но заново-то родиться невозможно.
      Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

      Комментарий

      • Денис Нагомиров
        Ветеран

        • 01 February 2013
        • 9120

        #4
        О прогрессирующем Откровении, пишет древний святой - Григорий Богослов, в своем 31 Слове: О Духе Святом, он пишет следующее:

        «В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг.2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому. Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же и Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что не произвольно, то и непрочно, как поток или растение не надолго удерживаются силой. Добровольное же и прочнее и надежнее... Что ж имею в виду: То, что первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы, а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отменение, те уступили и уступленное, одни жертвы, другие обрезание, и стали из язычников иудеями, и из иудеев христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями...

        Этому хочу уподобить и Богословие, только в противоположном отношении, ибо там преобразование достигалось через отменения, а здесь совершенство через прибавления. Но дело в том, что Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына, Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа, ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Не безопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет. Надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями (Пс.83:6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями...

        Так уверен в этом сам я, и желал бы, чтоб со мной всякий, кто мне друг, чтил Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, три личности, единое Божество, нераздельное в славе, чести, сущности и царстве, как любомудрствовал один из богоносных мужей, живших незадолго до нас».

        Генри А. Верклер:

        «Прогрессирующее откровение» представляет собой концепцию, согласно которой Божье откровение постепенно, с течением времени, увеличивается в определенности, ясности и полноте, как со временем растут ствол, корни и ветви дерева. Точно так, как в различных направлениях растут ствол и ветви дерева, - растет понимание Бога, Христа и спасения, по мере того, как прогрессирует откровение.

        Комментарий

        • Андрей Ветер
          Ветеран

          • 20 May 2011
          • 1034

          #5
          Сообщение от Денис Нагомиров
          «Прогрессирующее откровение» представляет собой концепцию, согласно которой Божье откровение постепенно, с течением времени, увеличивается в определенности, ясности и полноте, как со временем растут ствол, корни и ветви дерева. Точно так, как в различных направлениях растут ствол и ветви дерева, - растет понимание Бога, Христа и спасения, по мере того, как прогрессирует откровение.
          Не знаю, возможно ли говорить о прогрессирующем откровении, но о богословском осознании, думаю, можно. Можно даже считать, что осознание это происходит под водительством Св. Духа.
          Без этого осмысления, опираясь исключительно на тексты Библии, вывести учение о Пресвятой Троице или богочеловечестве Иисуса Христа невозможно.
          Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

          Комментарий

          • Денис Нагомиров
            Ветеран

            • 01 February 2013
            • 9120

            #6
            Сообщение от Андрей Ветер
            Не знаю, возможно ли говорить о прогрессирующем откровении
            Возможно, раз святитель Григорий Богослов пишет: "Надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями (Пс.83:6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями..."
            Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 28 November 2021, 10:27 AM.

            Комментарий

            • Андрей Ветер
              Ветеран

              • 20 May 2011
              • 1034

              #7
              Сообщение от Денис Нагомиров
              Так уверен в этом сам я, и желал бы, чтоб со мной всякий, кто мне друг, чтил Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, три личности, единое Божество, нераздельное в славе, чести, сущности и царстве, как любомудрствовал один из богоносных мужей, живших незадолго до нас
              Три личности. Интересно, в оригинале тоже "личности" или это адаптировано к современному пониманию. Что в 4 в. означало понятие "личность"? Насколько наше и древнее (а это более 1600 лет разницы) понятие близки друг к другу?
              Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

              Комментарий

              • Денис Нагомиров
                Ветеран

                • 01 February 2013
                • 9120

                #8
                Сообщение от Андрей Ветер
                Без этого осмысления, опираясь исключительно на тексты Библии, вывести учение о Пресвятой Троице или богочеловечестве Иисуса Христа невозможно.
                Андрей, да даже Никейское прочтение Триадологии, а не в иной модели Триадологии, как например у Тертуллиана, когда Отец есть субстанция, Сын есть излияние. Бытие Сына подле Отца есть как бы форма, в которую вытекает существо Отца.

                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от Андрей Ветер
                Три личности. Интересно, в оригинале тоже "личности" или это адаптировано к современному пониманию. Что в 4 в. означало понятие "личность"? Насколько наше и древнее (а это более 1600 лет разницы) понятие близки друг к другу?
                Это перевод, в оригинале скорее "лица". Вообще применять понятие "личность" к лицам Троицы, будет неправильно, ведь это современное понятие из психологии. Кроме того, понятие "личность", ведет к ереси тритеизма. В православной группе Алифейя очень сильно критикуется персонализм.

                Комментарий

                • Андрей Ветер
                  Ветеран

                  • 20 May 2011
                  • 1034

                  #9
                  Сообщение от Денис Нагомиров
                  Это перевод, в оригинале скорее "лица". Вообще применять понятие "личность" к лицам Троицы, будет неправильно, ведь это современное понятие из психологии. Кроме того, понятие "личность", ведет к ереси тритеизма. В православной группе Алифейя очень сильно критикуется персонализм.
                  Как я уже писал неоднократно - мало что смыслю в богословии и понятие персонализм мне мало что говорит.
                  Другое дело, что когда говорят о трех личностях, мне представляются три Я. Отсюда возникает вопрос: Бог - это Я или МЫ? Причем в Библии есть места где МЫ и Я звучат одновременно: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Бытие 1:26)
                  Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                  Комментарий

                  • Денис Нагомиров
                    Ветеран

                    • 01 February 2013
                    • 9120

                    #10
                    Сообщение от Андрей Ветер
                    ....
                    Андрей, кроме того, на богословское понимание, оказывала влияние философия. Иустин Мученик признает рассеянность Логоса во всем мире и в отдельных умах людей, этой, так сказать логосности мироздания и мировой истории. Здесь кстати Иустин опирается на философию стоиков о Логосе. Представление о рассеянности Логоса во всем мире и в отдельных умах людей, логосность мироздания и мировой истории, это несомненно философия стоиков. Кстати тут ответ почему раннехристианские апологеты видели семена Логоса повсюду, сами эти апологеты были зависимы от представлений о Логосе из стоической философии, поэтому они эти представления христианизировали. Ну и видели семена Логоса повсюду, видимо действительно замечали зерна истины в разных учениях. Кстати, вполне очевидно, что эллинам истина частично открывалась. Это и учение о Логосе у стоиков, и Высшее Благо Платона, которое он еще называет Единым, и что в его системе в чем-то совпадает с Богом. Это и мораль стоицизма. Тертуллиан, положительно высказывается о стоиках, либо на заимствованные им стоические положения и суждения. А вот интересная запись в православной группе: Авва Дорофей и стоицизм - ПРП. АВВА ДОРОФЕЙ И СТОИЦИЗМ «Внимание.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
                    Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 29 November 2021, 04:27 AM.

                    Комментарий

                    • Андрей Ветер
                      Ветеран

                      • 20 May 2011
                      • 1034

                      #11
                      Сообщение от Денис Нагомиров
                      Андрей, кроме того, на богословское понимание, оказывала влияние философия. Иустин Мученик признает рассеянность Логоса во всем мире и в отдельных умах людей, этой, так сказать логосности мироздания и мировой истории. Здесь кстати Иустин опирается на философию стоиков о Логосе. Представление о рассеянности Логоса во всем мире и в отдельных умах людей, логосность мироздания и мировой истории, это несомненно философия стоиков. Кстати тут ответ почему раннехристианские апологеты видели семена Логоса повсюду, сами эти апологеты были зависимы от представлений о Логосе из стоической философии, поэтому они эти представления христианизировали.
                      Для меня всегда все эти логосы и тропосы были темный лес.
                      Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                      Комментарий

                      • JimCrowsby
                        Ветеран

                        • 20 March 2020
                        • 3822

                        #12
                        Сообщение от Денис Нагомиров
                        Дух Святой не застыл на страницах Писания, Он отражается в живом опыте Церкви. Церковь не находится так сказать в заморозке. Есть внутренняя жизнь Церкви, живой опыт в Духе Святом, который предполагает, что Церковь не находится в статичном состоянии заморозки, а предполагается, что христианские поколения осмысляют опыт веры, углубляют.
                        ...

                        Это я к тому, учитывая мое предыдущее сообщение, что протестанты не воспринимают Писание в чистом виде, вне отрыва от осмысления богословской традицией, которая задает богословское прочтение..
                        Я так и не понял, Вы за Писание в чистом виде, или за Писание вне отрыва от осмысления богословской традицией (преобладание богословия над Писанием)?

                        Судя по тому скольких Вы нацитировали, предполагаю, что второе.

                        То что я вижу, глядя на историю Церкви, и "развитие" движений (которые изменялись ~ каждые 50 лет), это то, что всё уже плавно пришло обратно к идеалогии Монтанистов (которая была до того момента как Монтана "понесло", и он извратил концепцию церкви, чем в последствии вынудил признать его движение ересью). Поэтому, я вижу не развитие, а возвращение к началу. И остался только финальный шаг в этом возвращении, который и произойдёт вскоре.. Церковь восстанет в состоянии первой церкви.. и потом начнётся конец.

                        .
                        Лично я вообще за то, чтобы все ОРИГИНАЛ читали В ЧИСТОМ ВИДЕ (в отрыве от любых толкований, издержек перевода, человеческих домыслов и тп). Вот это будет Писание в ЧИСТОМ виде. Но понятно, что все массово не ринутся учить древние языки, а потому ограничат себя богословием и тем, как перевели толкователи (переводчики).
                        А в прочтении Писания ведь важно видеть не написанное, а суть того что написано: то, что было сказано (а оно искажено одними толкователями (переводчиками), и разбавлено мнениями других толкователей)..
                        В прочтении Писания важно видеть первичные мысли автора, который писал ту или иную книгу Писания, что на сегодняшний день невозможно. Но станет возможным лишь одним Толкователем (Духом Святым). Это и приведёт к финальному аккорду Церкви..

                        Не развитие, а возвращение домой.
                        _ _ _ _ _ _ _
                        Иоан.14:12 | Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ в Меня, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, и он сотворит, и больше сих сотворит... / ..а кто не творит дела, которые Иисус делал, разве верующий?..
                        - - - - - - - - -
                        Иоан.5:31 | Если Я свидетельствую САМ О CЕБЕ, то свидетельство Мое не есть истинно. / ..а если верующий САМ О СЕБЕ свидетельствует что он верующий, разве истинно свидетельство его?.. как Бог свидетельствует о тебе?
                        - - - - - - - - -

                        Комментарий

                        • Андрей Ветер
                          Ветеран

                          • 20 May 2011
                          • 1034

                          #13
                          Сообщение от JimCrowsby
                          Лично я вообще за то, чтобы все ОРИГИНАЛ читали В ЧИСТОМ ВИДЕ (в отрыве от любых толкований, издержек перевода, человеческих домыслов и тп). Вот это будет Писание в ЧИСТОМ виде.
                          Для начала нужно будет выяснить, что является оригиналом.
                          Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                          Комментарий

                          • JimCrowsby
                            Ветеран

                            • 20 March 2020
                            • 3822

                            #14
                            Сообщение от Андрей Ветер
                            Для начала нужно будет выяснить, что является оригиналом.
                            Рукописи каждого автора книг.

                            Если спросите "где взять", заранее отвечу: там же, где можно выучить аутентичный древний язык... нигде.
                            _ _ _ _ _ _ _
                            Иоан.14:12 | Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ в Меня, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, и он сотворит, и больше сих сотворит... / ..а кто не творит дела, которые Иисус делал, разве верующий?..
                            - - - - - - - - -
                            Иоан.5:31 | Если Я свидетельствую САМ О CЕБЕ, то свидетельство Мое не есть истинно. / ..а если верующий САМ О СЕБЕ свидетельствует что он верующий, разве истинно свидетельство его?.. как Бог свидетельствует о тебе?
                            - - - - - - - - -

                            Комментарий

                            • Андрей Ветер
                              Ветеран

                              • 20 May 2011
                              • 1034

                              #15
                              Сообщение от JimCrowsby
                              Рукописи каждого автора книг.
                              Рукописи автора до нас не дошли. Есть копии или копии копий. Причем с многочисленными разночтениями.
                              Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                              Комментарий

                              Обработка...