Вопрос (Сергей): «Правда ли, что этот праздник наступает в день сотворения мира?... как вычислили дань сотворения мира?»
Ответ: по еврейскому календарю календарь: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ отсчет ведется от завершения сотворения мира, т.е. 6-го дня. Как сказано:
31 И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
1 И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ.
2 И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ.
По расчетам, используя хронологию Торы (Пятикнижия Моисея) где обозначены годы жизни главных персонажей от Адама до Моше (Моисея), где указано сколько лет было Адаму, когда у него родился сын, сколько лет было его сыну, когда у него родился сын, и т.д. можно составить достаточно точное летоисчисление вплоть до Исхода, а с учетом некоторых поправок и далее.
Дата сотворения мира по библейской хронологии разъясняется в трактате "Седер Олам Раба" разработанном раби Йосе бен Халафта Седер олам: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Это трактат еще доталмудической эпохи, написанный в первой половине 2-го века до Н.Э.
Трактат "Седер Олам Раба" цитируется в Мишне и комментариях и в Мидраш Раба Мидраш раба :: Ежевика еврейская академическая вики-энциклопедия.
В трактате Седер Олам Раба рассчитано, что Исход из Египта состоялся в 2448 г. от создания мира. Пример: прибавив к этой цифре 1000 лет, мы получим 312 г. до н.э. - начало Эры Селевкидов. Прибавим еще 312, и еще 2019 лет: 2448+1000+312+2019=5779 (уходящий год).
Согласно Седер Олам Раба, а также малом трактате Седер олам зута (там же)и комментариям, и далее в трудах раби Элиэзэра бен-Гиркана Элиэзер бен Гиркан: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ к1-му тишрея сотворение мира было завершено. (раздел Талмуда «Моэд», трактат Рош-ашана Трактат Рош аШана | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру ). Сама дата 1-го тишрея как Нового года по традиции в первую очередь связана с тем, что в этот день Всевышний подводит итоги прошедшего года для каждого народа, человека и всякого творения, и производит суд и определение, что с ними будет на предстоящий год вплоть до следующего месяца тишрей.
Таким образом, Рош-аШана начинается в первые два дня новолуния в месяц Тишрей (сентябрь октябрь); это совпадает с 1-2 числом тишрея.
По Традиции, именно в Рош-аШана определяется приговор на следующий год. Рош-аШана предваряет праздник Судный День, или Йом Киппур. А Йом-Киппур в свою очередь предваряет праздник Суккот (Кущи).
Имеются свидетельства, что ещё в середине эпохи Шофтим (Судей) еврейским новым годом считался Песах; как написано:
«Месяц этот (Нисан) для вас - начало месяцев, ПЕРВЫЙ он у вас из месяцев года» (там же, 23/16).
А праздник Рош аШана отмечался в том значении, в котором его обозначает Тора. Позднее, в начале Эпохи Второго Храма, а также в эпоху Вавилонского галута (плена) зарождаются наряду с партиями Коганим (Священников) и предками Эссеев (Кумраним) сословия рабаним, или Учителей, ставших предками сословия Пэрушим, или Фарисеев. Именно они стали разрабатывать концепции относительно Рош-аШана, опираясь на которые в эпоху Цдуким (Саддукев) и Пэрушим Рош-аШана праздновался уже и как еврейский Новый Год.
Окончательно принятый догмат относительно этого разработал раби Элиэзэр бен-Гиркан , опираясь на дату сотворения мира как 1-2-е тишрея. Логика раби Элиэзэра понятна: 1-й день завершенного Мира и есть Новый год. Поэтому и до сих пор у евреев можно услышать: «Хотя Тора называет первым месяцем Нисан, все же мы празднуем Новый год в Рош-ашана» и тп.
Однако главным легитиматором такой точки зрения (неприемлемой с позиций Письменной Торы, ясно дающей указание на нисан) служит Новый Завет. Во время земной жизни Йешуа (Иисуса Христа) Он отмечал праздник Рош-аШана как и остальные евреи, и нигде в текстах Нового Завета мы не найдем того, чтобы Он осуждал придание этому празднику смысла Нового года и соответственно отсчета лет от начала тишрея. Поэтому у мессианских евреев есть как бы два Новых года: по Писанию это начало месяца Нисан до праздника Песах, а по Традиции начало тишрея, Рош-аШана. Мы празднуем «традиционный» еврейский Новый год вместе со всеми евреями.
Вопрос (Сергей): «Раввин по радио рассказывал, что добрыми делами можно как-бы подкупить Бога и заработать рай иудаизм в самом деле так считает?»
Ответ: Это относится в большей к степени именно к празднику Рош-аШана и Йом-Киппур, когда совершая в текущий год возможно больше добрых дел, можно умилостивить ими Всевышнего, и Он вынесет на Йом-Киппур «добрый приговор» о вашей жизни на следующий год.
Тем не менее, существует в традиционном иудаизме и такая точка зрения (поддерживаемая рядом талмудических рабаним) что совершая добрые дела человек может заработать и спасение (попасть в Рай). Другие мудрецы возражают им, указывая на веру и любовь к Богу как главное основание спасения, а послушание (добрые дела) как свидетельство веры и любви к Богу. Это является преобладающей точкой зрения. Как видим, здесь есть почти полное совпадение с учением Нового Завета; за исключением важнейшего пункта: необходимого для спасения принятия Мессии Йешуа и Его жертвы.
Еврейский молитвенник (Сидур) говорит:
Молитва «Рибон коль аоламим»
Властелин всех миров! Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе мольбы наши, а ради Твоего великого милосердия. Что есть мы, что наша жизнь, что наши добрые дела, что наша праведность, что наша помощь, что наша сила, что наше могущество? Что мы можем сказать пред Тобою, Бог наш и Бог отцов наших? Ведь все сильные ничто пред Тобою, а мужей прославленных словно не было вовсе, и мудрецы подобны лишенным знания, и разумные как лишенные разума. Ибо множество дел их кажется несущественным, а дни их жизни суета пред Тобою, и преимущества у человека перед скотом нет, ибо все суета.
Молитва «Авину Малкену» (Отец наш, Царь наш) в Рош-ашана заканчивается стихами:
Отец наш, Царь наш! Сделай ради Себя Самого и спаси нас!
Отец наш, Царь наш! Сделай по милосердию Твоему великому!
Отец наш, Царь наш! Сделай ради Имени Твоего великого, всемогущего и грозного, которое было призвано нами!
Отец наш, Царь наш! Помилуй нас и ответь нам, и так как не (числятся) за нами дела (добрые) окажи нам благодеяние и милость и спаси нас!
Ответ: по еврейскому календарю календарь: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ отсчет ведется от завершения сотворения мира, т.е. 6-го дня. Как сказано:
31 И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
1 И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ.
2 И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ.
По расчетам, используя хронологию Торы (Пятикнижия Моисея) где обозначены годы жизни главных персонажей от Адама до Моше (Моисея), где указано сколько лет было Адаму, когда у него родился сын, сколько лет было его сыну, когда у него родился сын, и т.д. можно составить достаточно точное летоисчисление вплоть до Исхода, а с учетом некоторых поправок и далее.
Дата сотворения мира по библейской хронологии разъясняется в трактате "Седер Олам Раба" разработанном раби Йосе бен Халафта Седер олам: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Это трактат еще доталмудической эпохи, написанный в первой половине 2-го века до Н.Э.
Трактат "Седер Олам Раба" цитируется в Мишне и комментариях и в Мидраш Раба Мидраш раба :: Ежевика еврейская академическая вики-энциклопедия.
В трактате Седер Олам Раба рассчитано, что Исход из Египта состоялся в 2448 г. от создания мира. Пример: прибавив к этой цифре 1000 лет, мы получим 312 г. до н.э. - начало Эры Селевкидов. Прибавим еще 312, и еще 2019 лет: 2448+1000+312+2019=5779 (уходящий год).
Согласно Седер Олам Раба, а также малом трактате Седер олам зута (там же)и комментариям, и далее в трудах раби Элиэзэра бен-Гиркана Элиэзер бен Гиркан: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ к1-му тишрея сотворение мира было завершено. (раздел Талмуда «Моэд», трактат Рош-ашана Трактат Рош аШана | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру ). Сама дата 1-го тишрея как Нового года по традиции в первую очередь связана с тем, что в этот день Всевышний подводит итоги прошедшего года для каждого народа, человека и всякого творения, и производит суд и определение, что с ними будет на предстоящий год вплоть до следующего месяца тишрей.
Таким образом, Рош-аШана начинается в первые два дня новолуния в месяц Тишрей (сентябрь октябрь); это совпадает с 1-2 числом тишрея.
По Традиции, именно в Рош-аШана определяется приговор на следующий год. Рош-аШана предваряет праздник Судный День, или Йом Киппур. А Йом-Киппур в свою очередь предваряет праздник Суккот (Кущи).
Имеются свидетельства, что ещё в середине эпохи Шофтим (Судей) еврейским новым годом считался Песах; как написано:
«Месяц этот (Нисан) для вас - начало месяцев, ПЕРВЫЙ он у вас из месяцев года» (там же, 23/16).
А праздник Рош аШана отмечался в том значении, в котором его обозначает Тора. Позднее, в начале Эпохи Второго Храма, а также в эпоху Вавилонского галута (плена) зарождаются наряду с партиями Коганим (Священников) и предками Эссеев (Кумраним) сословия рабаним, или Учителей, ставших предками сословия Пэрушим, или Фарисеев. Именно они стали разрабатывать концепции относительно Рош-аШана, опираясь на которые в эпоху Цдуким (Саддукев) и Пэрушим Рош-аШана праздновался уже и как еврейский Новый Год.
Окончательно принятый догмат относительно этого разработал раби Элиэзэр бен-Гиркан , опираясь на дату сотворения мира как 1-2-е тишрея. Логика раби Элиэзэра понятна: 1-й день завершенного Мира и есть Новый год. Поэтому и до сих пор у евреев можно услышать: «Хотя Тора называет первым месяцем Нисан, все же мы празднуем Новый год в Рош-ашана» и тп.
Однако главным легитиматором такой точки зрения (неприемлемой с позиций Письменной Торы, ясно дающей указание на нисан) служит Новый Завет. Во время земной жизни Йешуа (Иисуса Христа) Он отмечал праздник Рош-аШана как и остальные евреи, и нигде в текстах Нового Завета мы не найдем того, чтобы Он осуждал придание этому празднику смысла Нового года и соответственно отсчета лет от начала тишрея. Поэтому у мессианских евреев есть как бы два Новых года: по Писанию это начало месяца Нисан до праздника Песах, а по Традиции начало тишрея, Рош-аШана. Мы празднуем «традиционный» еврейский Новый год вместе со всеми евреями.
Вопрос (Сергей): «Раввин по радио рассказывал, что добрыми делами можно как-бы подкупить Бога и заработать рай иудаизм в самом деле так считает?»
Ответ: Это относится в большей к степени именно к празднику Рош-аШана и Йом-Киппур, когда совершая в текущий год возможно больше добрых дел, можно умилостивить ими Всевышнего, и Он вынесет на Йом-Киппур «добрый приговор» о вашей жизни на следующий год.
Тем не менее, существует в традиционном иудаизме и такая точка зрения (поддерживаемая рядом талмудических рабаним) что совершая добрые дела человек может заработать и спасение (попасть в Рай). Другие мудрецы возражают им, указывая на веру и любовь к Богу как главное основание спасения, а послушание (добрые дела) как свидетельство веры и любви к Богу. Это является преобладающей точкой зрения. Как видим, здесь есть почти полное совпадение с учением Нового Завета; за исключением важнейшего пункта: необходимого для спасения принятия Мессии Йешуа и Его жертвы.
Еврейский молитвенник (Сидур) говорит:
Молитва «Рибон коль аоламим»
Властелин всех миров! Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе мольбы наши, а ради Твоего великого милосердия. Что есть мы, что наша жизнь, что наши добрые дела, что наша праведность, что наша помощь, что наша сила, что наше могущество? Что мы можем сказать пред Тобою, Бог наш и Бог отцов наших? Ведь все сильные ничто пред Тобою, а мужей прославленных словно не было вовсе, и мудрецы подобны лишенным знания, и разумные как лишенные разума. Ибо множество дел их кажется несущественным, а дни их жизни суета пред Тобою, и преимущества у человека перед скотом нет, ибо все суета.
Молитва «Авину Малкену» (Отец наш, Царь наш) в Рош-ашана заканчивается стихами:
Отец наш, Царь наш! Сделай ради Себя Самого и спаси нас!
Отец наш, Царь наш! Сделай по милосердию Твоему великому!
Отец наш, Царь наш! Сделай ради Имени Твоего великого, всемогущего и грозного, которое было призвано нами!
Отец наш, Царь наш! Помилуй нас и ответь нам, и так как не (числятся) за нами дела (добрые) окажи нам благодеяние и милость и спаси нас!
Комментарий