Шалом, уважаемый рав! Могли бы Вы объяснить, что такое идолопоклонство (аводатэлилим) в наше время. Спасибо заранее и с уважением.
(перевод с иврита)
Шмуэль
Афула (Израиль)
Автор ответа раввин Элиягу Эссас
На иврите поклонение идолам называется авода зара, то есть служение чужому (чуждому). Иногда используют и термин который Вы употребили в своем вопросе: аводат элилим, то есть служение (поклонение) силам.
В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря признание,что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы и/или источник этих сил.
Здесь можно выделить несколько категорий.
Первая. Поклонение через объект какой-то силы.
Например, поклонение чудотворной иконе, действующей от имени элементов религиозного мировоззрения.
Или божку, истукану в религии народов Африки.
Или, скажем статуям Будды и т.п.
При этом имеются в виду какие-то ритуалы, принятые в данной религии и подразумевающие, что человек, например, встает на колени,зажигает свечи и т.д. Эти ритуалы и есть поклонение и служение.
Вторая категория.Назовем ее стихийно-бытовой.
Пример служения этого вида преклонение перед наукой,которая почти все знает и почти все ей доступно, а скоро наступят времена,когда она раскроет тайны до конца, и все ей будет подвластно.
Или другой пример с деньгами. Эта разновидностьидолопоклонства подразумевает, что человек рассуждает приблизительно так:вот заработаю много денег и наступит счастливая жизнь....
Или преклонение перед медициной и врачами, когда человек полагает, что в их руках здоровье человека, пусть, не полностью пока.Но придет время, когда медики откроют что-то такое, что сделает всех здоровыми.
Конечно же, немного утрирую. Но если мы посмотрим вокруг, а иногда просто в зеркало (будучи честными сами с собой), то увидим,что мысли, чувства и поступки многих людей соответствуют этой схеме преклонения перед той или иной силой. Это и есть аводат элилим...
Третья*. Мировоззренческая. ____ *это объяснение мною убрано, так как уважаемый рав Эссас приписывает христианским взглядам на мир то, чего в них нет в действительности. Его представление о христианском учении полностью укладывается в рамки современного Раввинистического иудаизма и еврейских ортодоксальных традиций, то есть абсолютно неверно ни концептуально, ни тем более теологически (в отличие от остальных суждений)
Четвертая. Нерелигиозное идолопоклонство.
Выделяю эту категорию из второй только для удобства классификации и анализа, который могут провести сами читатели, размышляя над явлениями действительности.
Имею в виду философский материализм любого типа.Например, марксизм (как мировоззрение). Или психологический материализм(термин мой), соединяющий в себе понятия о кубиках, из которых составлен видимый мир (в том числе и тело человека) и о сознании, представленном некимисетевыми, воображаемыми конструкциями, которые создает высокоорганизованный компьютер человеческий мозг и которые каким-то образом (в генах человека или в чем-то еще, пока не открытом) закрепляются,запоминаются и передаются последующему поколению, детям в частности.
На этом построены все теории: от фрейдизма до самых последних, современных, объясняющих поведение индивидуумов, социальных групп вообще всего живого.
Преклонение перед марксизмом или другими теориями этой категории как перед Истиной (пусть и в динамическом развитии) тоже авода зара...
Очевидно, что объединяет все четыре категории. В них нет Всевышнего как Творца мира и/или единственной и абсолютной Силы.
Эта Сила (Всевышний) и только она одна возвышает и низвергает, дает и лишает, управляет и подводит истинный Итог.
Теперь о последствиях аводы зары.
Любая ее форма, с той или иной интенсивностью, вносит разрушения в душу человека. И если бы существовал Санедрин (Верховный раввинский Суд), за некоторые ее виды полагалось бы наказание (после предупреждения и разъяснения, конечно).Точнее, за аводу зару первой и отчасти третьей категории.Наказанию за это могли бы подвергнуть, естественно, только еврея. Хотя запрет на аводу зару относится не только к евреям, но и к неевреям, есть отличия в нюансах евреев Тора ограничивает более строгим запретом. Вопросы о наказании неевреев должен был бы рассматривать нееврейский суд.
За аводу зару второй и четвертой категории на земном уровне (средствами материального уровня суды, меры наказания и т.п.) наказание не предусматривается.
И еще: в отношении аводы зары первой и третьей категории для евреев существует запрет на участие в каких бы то ни было ритуалах других религий еврею нельзя входить в их храмы, присутствовать на службах, где бы они не проводились (на улицах или в частных домах и т.п.), даже в качестве зрителя.
Должен подчеркнуть: нам следует воспитывать в себе доброжелательное отношение к людям (неевреям), которые не проявляют агрессии поотношению к нам, евреям. Более того, наша традиция предписывает и это, на основе выводов сделанных в трактате Талмуда Гитин (лист 61), сформулировано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, статья 151, параграф 12) помогать бедным (нуждающимся) неевреям,навещать больных и т.д., вне зависимости от того, какого мировоззрения они придерживаются.
Отношение к аводе заре однозначно (и абсолютно) отрицательное. Другое дело отношение к человеку (не к егоидеологии). Оно изначально положительное.
(перевод с иврита)
Шмуэль
Афула (Израиль)
Автор ответа раввин Элиягу Эссас
На иврите поклонение идолам называется авода зара, то есть служение чужому (чуждому). Иногда используют и термин который Вы употребили в своем вопросе: аводат элилим, то есть служение (поклонение) силам.
В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря признание,что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы и/или источник этих сил.
Здесь можно выделить несколько категорий.
Первая. Поклонение через объект какой-то силы.
Например, поклонение чудотворной иконе, действующей от имени элементов религиозного мировоззрения.
Или божку, истукану в религии народов Африки.
Или, скажем статуям Будды и т.п.
При этом имеются в виду какие-то ритуалы, принятые в данной религии и подразумевающие, что человек, например, встает на колени,зажигает свечи и т.д. Эти ритуалы и есть поклонение и служение.
Вторая категория.Назовем ее стихийно-бытовой.
Пример служения этого вида преклонение перед наукой,которая почти все знает и почти все ей доступно, а скоро наступят времена,когда она раскроет тайны до конца, и все ей будет подвластно.
Или другой пример с деньгами. Эта разновидностьидолопоклонства подразумевает, что человек рассуждает приблизительно так:вот заработаю много денег и наступит счастливая жизнь....
Или преклонение перед медициной и врачами, когда человек полагает, что в их руках здоровье человека, пусть, не полностью пока.Но придет время, когда медики откроют что-то такое, что сделает всех здоровыми.
Конечно же, немного утрирую. Но если мы посмотрим вокруг, а иногда просто в зеркало (будучи честными сами с собой), то увидим,что мысли, чувства и поступки многих людей соответствуют этой схеме преклонения перед той или иной силой. Это и есть аводат элилим...
Третья*. Мировоззренческая. ____ *это объяснение мною убрано, так как уважаемый рав Эссас приписывает христианским взглядам на мир то, чего в них нет в действительности. Его представление о христианском учении полностью укладывается в рамки современного Раввинистического иудаизма и еврейских ортодоксальных традиций, то есть абсолютно неверно ни концептуально, ни тем более теологически (в отличие от остальных суждений)
Четвертая. Нерелигиозное идолопоклонство.
Выделяю эту категорию из второй только для удобства классификации и анализа, который могут провести сами читатели, размышляя над явлениями действительности.
Имею в виду философский материализм любого типа.Например, марксизм (как мировоззрение). Или психологический материализм(термин мой), соединяющий в себе понятия о кубиках, из которых составлен видимый мир (в том числе и тело человека) и о сознании, представленном некимисетевыми, воображаемыми конструкциями, которые создает высокоорганизованный компьютер человеческий мозг и которые каким-то образом (в генах человека или в чем-то еще, пока не открытом) закрепляются,запоминаются и передаются последующему поколению, детям в частности.
На этом построены все теории: от фрейдизма до самых последних, современных, объясняющих поведение индивидуумов, социальных групп вообще всего живого.
Преклонение перед марксизмом или другими теориями этой категории как перед Истиной (пусть и в динамическом развитии) тоже авода зара...
Очевидно, что объединяет все четыре категории. В них нет Всевышнего как Творца мира и/или единственной и абсолютной Силы.
Эта Сила (Всевышний) и только она одна возвышает и низвергает, дает и лишает, управляет и подводит истинный Итог.
Теперь о последствиях аводы зары.
Любая ее форма, с той или иной интенсивностью, вносит разрушения в душу человека. И если бы существовал Санедрин (Верховный раввинский Суд), за некоторые ее виды полагалось бы наказание (после предупреждения и разъяснения, конечно).Точнее, за аводу зару первой и отчасти третьей категории.Наказанию за это могли бы подвергнуть, естественно, только еврея. Хотя запрет на аводу зару относится не только к евреям, но и к неевреям, есть отличия в нюансах евреев Тора ограничивает более строгим запретом. Вопросы о наказании неевреев должен был бы рассматривать нееврейский суд.
За аводу зару второй и четвертой категории на земном уровне (средствами материального уровня суды, меры наказания и т.п.) наказание не предусматривается.
И еще: в отношении аводы зары первой и третьей категории для евреев существует запрет на участие в каких бы то ни было ритуалах других религий еврею нельзя входить в их храмы, присутствовать на службах, где бы они не проводились (на улицах или в частных домах и т.п.), даже в качестве зрителя.
Должен подчеркнуть: нам следует воспитывать в себе доброжелательное отношение к людям (неевреям), которые не проявляют агрессии поотношению к нам, евреям. Более того, наша традиция предписывает и это, на основе выводов сделанных в трактате Талмуда Гитин (лист 61), сформулировано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, статья 151, параграф 12) помогать бедным (нуждающимся) неевреям,навещать больных и т.д., вне зависимости от того, какого мировоззрения они придерживаются.
Отношение к аводе заре однозначно (и абсолютно) отрицательное. Другое дело отношение к человеку (не к егоидеологии). Оно изначально положительное.
Комментарий