
В этом году исполняется 170 лет со дня рождения Никиты Исаевича Воронина (1840-1905), основателя первой в Российской Империи церкви христиан-баптистов из русских.
Крещение по вере Воронина, молоканского наставника, тифлисского купца, считается официальным началом баптистского движения в России. Это произошло 20 августа 1867 года.
Воронин не был богоискателем-одиночкой. Его решение о сознательном крещении созревало в результате молитвенных размышлений над Словом Божьим и постоянных бесед с ищущими молоканами.
Молоканство того времени переживало ломку мировоззрения. Еще в конце сороковых и в начале пятидесятых годов девятнадцатого столетия в Шемахинском и Ленкоранском уездах Бакинской губернии среди молокан появились люди, которые через углубленное изучение Священного Писания пришли к выводу о необходимости совершения водного крещения и хлебопреломления. Первые шаги от молоканства к евангельско-баптистскому вероучению сделали: Северов Никита Иванович, Танасов Яков Иванович, Ситников Василий Миронович.
В селе Пришиб Астраханской губернии они организовали первый миссионерский центр, откуда посылались проповедники водного крещения в районы Поволжья, центральные губернии и в Закавказье. Таких молокан, перешагнувших свои основополагающие традиции, стали называть «водными». Они-то и оказались промежуточным звеном между молоканством и баптизмом.
Никита Воронин воспитывался в молоканской семье, а затем постоянно вращался в кругу «водных» молокан и как человек глубоко верующий и мыслящий был в центре новых брожений. Разделяя взгляды «водных» молокан на крещение и хлебопреломление, Воронин в то же время был смущен тем, что у них были довольно расплывчатые понятия о духовном возрождении, о спасении по вере, о покаянии. Пережив на личном опыте рождение свыше, Воронин жаждал встречи с единомышленниками
Никита Исаевич искал такую общину, которая жила бы в соответствии с идеалами первоапостольской церкви. Православие не удовлетворяло его почитанием икон и сложной системой бесчисленных обрядов. Лютеранство привлекало евангельской проповедью о спасении через веру, но отталкивало не совсем достойным поведением отдельных служителей и простых верующих. Да к тому же, в то время не было русских лютеранских церквей.
По предведенью свыше случилось так, что Воронин подружился с Библейским книгоношей Яковом Деляковым, а тот познакомил его с Мартином Карловичем Кальвейтом, немецким баптистом из Прибалтики. Кальвейт со своей семьей жил на окраине Тифлиса, устраивая регулярно богослужения баптистов-немцев.
Постоянно общаясь и беседуя с Кальвейтом, Воронин обнаружил полное единство взглядов в деле спасения души и служения Богу.
Прохладной августовской ночью Кальвейт крестил своего собрата в реке Куре, в Тифлисе. Новый исповедник какое-то время посещал немецкие духовные собрания, но вскоре и среди соотечественников, русских, нашлись единоверцы. 18 апреля 1869 года Воронин крестил две молоканские семьи. Так Воронин положил основание первой русской баптистской церкви. Со временем и семья Кальвейта присоединилась к русской общине, так как много немецких баптистов выехало из Тифлиса.
Одним из первых летописцев начала баптистского движения в Тифлисе был православный священник Николай Каллистов. Он частенько захаживал на богослужебные собрания, подолгу беседовал с баптистами и делился потом своими впечатлениями с читателями «Церковного Вестника».
В 1879 году на страницах журнала появился очерк Каллистова, названный «Русская община баптистов в Тифлисе». Вот каким увидел основателя местной баптистской церкви человек со стороны, священник Николай Каллистов: «Брюнет, высокого роста, с маленькими черными глазами, представительный во всей фигуре. Обладает отличным изустным знанием Библии, обширной начитанностью по предметам богословского знания и свободным даром речи. Все, что есть на русском языке по догматическому и нравственному богословию, Ворониным прочитано. Он может не только наизусть прочесть текст, но и указать с математической точностью главу книги и даже стих. Личность Воронина по принятию им учения баптистов является весьма важною в их общине, особенно, если принять в соображение то обаяние, каким он пользовался прежде у молокан, куда теперь направлены все старания и заботы баптистов. Но Воронин на этом не остановился, он стал мало-помалу склонять и других молокан и обратил особое внимание на своего молодого приказчика Василия Павлова, который природными способностями и сметливостью подавал большие надежды».
Представители древнего молоканского рода, Василий Павлов и Василий Иванов, тоже стали убежденными баптистами. Войдя в общину, организованную Ворониным, эти одаренные «самородки» оказались впоследствии выдающимися церковными домостроителями и пастырями.
Благодаря неустанным пастырским и миссионерским трудам Воронина, Павлова, Иванова и других проповедников Евангелия, Тифлисская церковь стала «духовным Иерусалимом» для окрестных общин и общероссийского баптистского движения в целом.
Ставя в пример молодым баптистам служение Воронина, сын Василия Иванова, Павел, отмечал: «Он обладал незаурядными способностями, а главное, горел горячей любовью к делу Божьему и неумолчно говорил о любви Христовой. Он отличался общительностью и гостеприимством, и дом его представлял собою место постоянных горячих бесед и молитв».
За дерзновенную проповедь Евангелия и живую веру Воронин подвергался преследованиям, ему пришлось пережить две ссылки: в Оренбург на четыре года, и затем в Вологду на пять лет. Закончил свой земной путь Никита Исаевич в мае 1905 года. Господь отозвал Своего слугу в вечные обители прямо на Всероссийском съезде баптистов в Ростове-на-Дону.
ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БАПТИСТ
Комментарий