Обещал создать эту тему в рамках диалога с православными. Возможен ли такой диалог ‒ это мы увидим. Тут мне могут сказать, что это ещё зависит от формата диалога, какие вопросы поднимать, как жёстко их ставить и какой источник следует брать для подтверждения своей позиции.
Я предлагаю довольно простую форму: вначале я представлю свой взгляд на определённую тему (в названии), для чего буду оперировать Библией и историей; потом опишу взгляд на эту тему со стороны православия, опираясь на общеизвестные тексты, традиции и решения. По ходу описания православной позиции буду сравнивать её с моей, которую я вижу из Библии. Будет не менее 4-х стартовых постов.
После этого ожидаю выступления православных и буду обращать внимание на факты, а не на обвинения, что я, мол, несу чушь, и что историческая церковь, несомненно, права и вековая традиция тому подтверждение. Также не буду обращать внимание, если кто-то будет говорить о протестантизме, как там всё ужасно, потому что я не являюсь представителем кого-либо.
Специально хочу пригласить членов богословского клуба: @Goodvin @Певчий @агатон
Итак, начинаю первую часть, своё видение того, как устроены служения в Церкви и что об этом говорит Библия.
Прежде всего хочу заметить, что служения, как воплощение духовной власти на земле, все происходят от Начальника этих служений, Иисуса Христа. Отец поставил Иисуса главой Церкви, Который, в свою очередь, даёт власть и силу избранным ученикам для становления и роста Церкви.
Всего таких служений я нашёл семь (что неудивительно, ведь это число часто использует Бог) и все они являются проекцией служений Христа. То есть, Христос делегирует власть и полномочия для выполнения этих служений на том основании, что Сам получил все эти служения от Отца и всю власть.
Но не все служения даются одинаковым образом, есть две группы ‒ пять и два, рассмотрю их по-порядку.
Служения не стоит путать с дарами Духа, которых есть девять и которые даются любому, кто получает крещение Духом, это независимые вещи.
Еф. 2:19-22 "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, быв воздвигнуты на фундаменте апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, плотно скрепляясь, возрастает в святой храм в Господе, в котором и вы выстраиваемы вместе в жилище Божье Духом".
Церковь, как здание, построено на Иисусе Христе, апостолах и пророках. Это здание должно постоянно расти благодаря определённым служениям в Церкви и взаимоотношениям между верующими. Ниже отрывок даёт более детальное пояснение, как происходит рост.
Еф. 4:7 "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова".
4:11-16 "И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, для снаряжения святых на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа зрелого, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, махинацией людей, ловким обманом обольщения, но чтобы, практикуя истину в любви, расти нам до Него во всём, Который есть глава - Христос, из Которого все тело, плотно составляемое и скрепляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви".
Здесь описывается первая группа из пяти служений. Что их все объединяет и почему они отличны от другой группы?
Иисус Христос, будучи на земле, исполнил все пять служений и завершил их на земле. Воскресший Иисус, сидящий по правую руку Отца, распоряжается этими служениями по своей воле и на основании полученной власти.
Если какой человек берёт на себя служение по своему произволу, то плоды сего будут горьки.
Римл. 1:1-5 "Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный для евангелия Божьего, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божьим в силе, по Духу святости, по воскресении из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого мы получили благодать и апостольство к послушанию веры во всех нациях ради имени Его".
Служения появляются из естественной среды учеников Христа, которые пребывают в молитве и гармонии общения.
Деяния 13:1-2 "В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне теперь Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их".
Варнава и Савл (Павел) стали апостолами в поместной церкви Антиохии, а не в Иерусалиме, где был Пётр с одиннадцатью.
Задачей апостолов является создание поместных церквей и выявления там старейшин. Из среды новой церкви также появятся апостолы и другие служители, что будет естественным приращением тела Христа.
Деяния 14:14 "... апостолы Варнава и Павел ...", 21-23 "Проповедав евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, укрепляя души учеников, назидая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им старейшин к каждой церкви, они помолились с постом и доверили их Господу, в Которого уверовали".
Особо требует пояснение служение пастыря, так как ни один человек в НЗ не назван пастырем. Есть только одна фраза из 1 Петра 5:1 "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых ...".
На самом деле эта фраза написана так: "Старейшин, которые между вами, я умоляю, состарейшина и свидетель страданий Христовых ...".
Загадка пастыря отгадывается в следующем стихе:
5:2 "пасите находящееся среди вас стадо Бога, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не корыстолюбиво, но усердно, и не господствуя над наследием Божиим, но примером становясь для стада.
И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы".
В послании Петра упоминаются три слова, которые характеризуют служение пастыря и часто употребляются взаимозаменяемым образом. И важно заметить, что нет высшей степени этого служения, данного людям, потому что высшая степень, Архипастырь, может принадлежать только Иисусу.
Теперь подробней об этих словах.
Пресвитор - старейшина, т.е. опытный верующий либо наиболее способный, если речь идёт о молодой церкви. Все пастыри являются старейшинами, это их состояние веры и духа, это их суть.
Епископ - смотритель, наблюдатель, блюститель, надзиратель. Это функция служения пастыря.
Пётр называет Иисуса как пастыря двумя словами, которые по сути одно:
1 Петра 2:25 "Ибо вы были, как овцы блуждающие, но теперь возвращены к Пастырю и Блюстителю душ ваших".
Ещё интересный момент есть в Деяниях 20:28:
"Итак будьте внимательны к себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями ‒ пасти Церковь Бога, которую Он приобрел Себе посредством Своей крови".
Это Павел говорил старейшинам Ефесской церкви, но далее следует очень интересное пророческое слово:
29-30 "Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить искажённо, чтобы увлечь учеников за собой".
Страшное пророчество, исполнение которого мы видим на протяжении всей истории Церкви, начиная с первого века.
Я предлагаю довольно простую форму: вначале я представлю свой взгляд на определённую тему (в названии), для чего буду оперировать Библией и историей; потом опишу взгляд на эту тему со стороны православия, опираясь на общеизвестные тексты, традиции и решения. По ходу описания православной позиции буду сравнивать её с моей, которую я вижу из Библии. Будет не менее 4-х стартовых постов.
После этого ожидаю выступления православных и буду обращать внимание на факты, а не на обвинения, что я, мол, несу чушь, и что историческая церковь, несомненно, права и вековая традиция тому подтверждение. Также не буду обращать внимание, если кто-то будет говорить о протестантизме, как там всё ужасно, потому что я не являюсь представителем кого-либо.
Специально хочу пригласить членов богословского клуба: @Goodvin @Певчий @агатон
Итак, начинаю первую часть, своё видение того, как устроены служения в Церкви и что об этом говорит Библия.
Прежде всего хочу заметить, что служения, как воплощение духовной власти на земле, все происходят от Начальника этих служений, Иисуса Христа. Отец поставил Иисуса главой Церкви, Который, в свою очередь, даёт власть и силу избранным ученикам для становления и роста Церкви.
Всего таких служений я нашёл семь (что неудивительно, ведь это число часто использует Бог) и все они являются проекцией служений Христа. То есть, Христос делегирует власть и полномочия для выполнения этих служений на том основании, что Сам получил все эти служения от Отца и всю власть.
Но не все служения даются одинаковым образом, есть две группы ‒ пять и два, рассмотрю их по-порядку.
Служения не стоит путать с дарами Духа, которых есть девять и которые даются любому, кто получает крещение Духом, это независимые вещи.
Еф. 2:19-22 "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, быв воздвигнуты на фундаменте апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, плотно скрепляясь, возрастает в святой храм в Господе, в котором и вы выстраиваемы вместе в жилище Божье Духом".
Церковь, как здание, построено на Иисусе Христе, апостолах и пророках. Это здание должно постоянно расти благодаря определённым служениям в Церкви и взаимоотношениям между верующими. Ниже отрывок даёт более детальное пояснение, как происходит рост.
Еф. 4:7 "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова".
4:11-16 "И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, для снаряжения святых на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа зрелого, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, махинацией людей, ловким обманом обольщения, но чтобы, практикуя истину в любви, расти нам до Него во всём, Который есть глава - Христос, из Которого все тело, плотно составляемое и скрепляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви".
Здесь описывается первая группа из пяти служений. Что их все объединяет и почему они отличны от другой группы?
Иисус Христос, будучи на земле, исполнил все пять служений и завершил их на земле. Воскресший Иисус, сидящий по правую руку Отца, распоряжается этими служениями по своей воле и на основании полученной власти.
Если какой человек берёт на себя служение по своему произволу, то плоды сего будут горьки.
Римл. 1:1-5 "Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный для евангелия Божьего, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божьим в силе, по Духу святости, по воскресении из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого мы получили благодать и апостольство к послушанию веры во всех нациях ради имени Его".
Служения появляются из естественной среды учеников Христа, которые пребывают в молитве и гармонии общения.
Деяния 13:1-2 "В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне теперь Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их".
Варнава и Савл (Павел) стали апостолами в поместной церкви Антиохии, а не в Иерусалиме, где был Пётр с одиннадцатью.
Задачей апостолов является создание поместных церквей и выявления там старейшин. Из среды новой церкви также появятся апостолы и другие служители, что будет естественным приращением тела Христа.
Деяния 14:14 "... апостолы Варнава и Павел ...", 21-23 "Проповедав евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, укрепляя души учеников, назидая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им старейшин к каждой церкви, они помолились с постом и доверили их Господу, в Которого уверовали".
Особо требует пояснение служение пастыря, так как ни один человек в НЗ не назван пастырем. Есть только одна фраза из 1 Петра 5:1 "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых ...".
На самом деле эта фраза написана так: "Старейшин, которые между вами, я умоляю, состарейшина и свидетель страданий Христовых ...".
Загадка пастыря отгадывается в следующем стихе:
5:2 "пасите находящееся среди вас стадо Бога, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не корыстолюбиво, но усердно, и не господствуя над наследием Божиим, но примером становясь для стада.
И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы".
В послании Петра упоминаются три слова, которые характеризуют служение пастыря и часто употребляются взаимозаменяемым образом. И важно заметить, что нет высшей степени этого служения, данного людям, потому что высшая степень, Архипастырь, может принадлежать только Иисусу.
Теперь подробней об этих словах.
Пресвитор - старейшина, т.е. опытный верующий либо наиболее способный, если речь идёт о молодой церкви. Все пастыри являются старейшинами, это их состояние веры и духа, это их суть.
Епископ - смотритель, наблюдатель, блюститель, надзиратель. Это функция служения пастыря.
Пётр называет Иисуса как пастыря двумя словами, которые по сути одно:
1 Петра 2:25 "Ибо вы были, как овцы блуждающие, но теперь возвращены к Пастырю и Блюстителю душ ваших".
Ещё интересный момент есть в Деяниях 20:28:
"Итак будьте внимательны к себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями ‒ пасти Церковь Бога, которую Он приобрел Себе посредством Своей крови".
Это Павел говорил старейшинам Ефесской церкви, но далее следует очень интересное пророческое слово:
29-30 "Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить искажённо, чтобы увлечь учеников за собой".
Страшное пророчество, исполнение которого мы видим на протяжении всей истории Церкви, начиная с первого века.
Комментарий