Не являюсь большим знатоком творчества Александра Меня, но меня как-то очень давно удивило, что он верил в эволюцию, будучи православным священником. А недавно и вовсе наткнулся на неординарное понимание протоиереем истории сотворения мира.
Если вкратце, он считал, что тление и смерть существовали в мире до грехопадения человека.
"Таким образом, есть все основания утверждать, что Смерть в природе универсальна. Погибают живые существа, распадается материя, энергия обесценивается и тень слепого и темного хаоса витает над Вселенной... Можно ли после этого говорить о том, что смерть в природу внес человек?"
Мысль о "соучастии" темных сил в творении мира Александр развивает все дальше. Оказывается, существует некий "богоборческий Хаос" (Магизм и единобожие, 587), некая "тварь, противящаяся божественным предначертаниям, стремящаяся нарушить строй мироздания" (Магизм и единобожие, 583). Именно она, эта тварь, как уверяет Александр, "мутила воду" в первый день творения и производила беспорядок в только что созданном мире. По изъяснению протоиерея, "хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения" (Как читать Библию, 31).
По толкованию Александра Меня получается, что еще до грехопадения человека в этом мире действовали какие-то "таинственные силы" богоборческого характера. Самый важный вывод, который следует из приведенных высказываний, состоит в следующем. В богословии Александра исчезает идея о том, что грех есть причина зла. Изначально мир якобы был уже подвержен началу разрушения и гибели и еще до падения Адама стал игрушкой в руках темных сил Хаоса (то есть сатаны).
Если вкратце, он считал, что тление и смерть существовали в мире до грехопадения человека.
"Таким образом, есть все основания утверждать, что Смерть в природе универсальна. Погибают живые существа, распадается материя, энергия обесценивается и тень слепого и темного хаоса витает над Вселенной... Можно ли после этого говорить о том, что смерть в природу внес человек?"
Мысль о "соучастии" темных сил в творении мира Александр развивает все дальше. Оказывается, существует некий "богоборческий Хаос" (Магизм и единобожие, 587), некая "тварь, противящаяся божественным предначертаниям, стремящаяся нарушить строй мироздания" (Магизм и единобожие, 583). Именно она, эта тварь, как уверяет Александр, "мутила воду" в первый день творения и производила беспорядок в только что созданном мире. По изъяснению протоиерея, "хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения" (Как читать Библию, 31).
По толкованию Александра Меня получается, что еще до грехопадения человека в этом мире действовали какие-то "таинственные силы" богоборческого характера. Самый важный вывод, который следует из приведенных высказываний, состоит в следующем. В богословии Александра исчезает идея о том, что грех есть причина зла. Изначально мир якобы был уже подвержен началу разрушения и гибели и еще до падения Адама стал игрушкой в руках темных сил Хаоса (то есть сатаны).
Комментарий