Одна жизнь не удалась - проживем другую?!
Или О суеверии перевоплощения
(из проповеди на Преображение Господне)
Сайт Игумена N.
Содержание статьи
Вступление
Перевоплощающиеся «христиане»
Теория, очень выгодная дьяволу
«Другого раза» не будет!
Кто «вселился» в мальчика?
Станем ли святыми без усилий?
Экзамен на жизнь вечную
Реинкарнация, Библия и ранняя Церковь
Или О суеверии перевоплощения
(из проповеди на Преображение Господне)
Сайт Игумена N.
Содержание статьи
Вступление
Перевоплощающиеся «христиане»
Теория, очень выгодная дьяволу
«Другого раза» не будет!
Кто «вселился» в мальчика?
Станем ли святыми без усилий?
Экзамен на жизнь вечную
Реинкарнация, Библия и ранняя Церковь
Если реинкарнация является (или когда-то была) стержнем первоначального христианского Евангелия, то историческое, ортодоксальное христианство далеко отклонилось от своего первоначального курса. Историческая ортодоксия горячо отрицала реинкарнацию по двум основным причинам.
Во-первых, христианство проповедовало учение о воскресении: душа человека после смерти не возвращается на землю, а воскресает для суда как самостоятельная личность.
Во-вторых, христианство проповедовало, что Бог прощает и милует вопреки всем грехам и преступлениям людей. В идее реинкарнации нет никакого прощения и есть разве что немного милости. Каждая душа неотвратимо расплачивается за свои недостатки и оплошности на протяжении сотен и тысяч жизней.
Реинкарнация и Библия
Однако лишь четыре таких библейских отрывка действительно важны и заслуживают изучения. Три из них - слова Самого Иисуса, а четвертый находится в Послании Иакова. Рождение свыше. Первый отрывок, из третьей главы Евангелия от Иоанна, - хороший пример того, как учение о реинкарнации "вчитывают" в Новый Завет. В 3-м стихе Иисус, обращаясь к Никодиму, говорит (в некоторых переводах): "Если кто не родится вновь, не может увидеть Царства Божия".
Некоторые настаивают, что под словами "родится вновь" Иисус имел в виду реинкарнацию. Греческое слово anothen, переведенное в этом отрывке как "вновь", можно перевести и как "свыше" - таким образом, фраза будет звучать "родится свыше" (в Синодальном переводе - прим. ред.).
Значение слова определяется контекстом, а контекст показывает, что Иисус говорил о духовном возрождении в этой жизни как о необходимом предварительном условии для жизни вечной.
Кстати, далее Никодим спросил Его: "Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (ст. 4). Из этих вопросов явствует, что Никодим увидел в словах Иисуса указание на некое второе рождение в этой жизни, а вовсе не на реинкарнацию, которая была для иудаизма I века н. э. совершенно чуждым понятием. "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (ст. 5).
Таким образом, фраза насчет нового рождения связана с обычной для Нового Завета мыслью о том, что спасение достигается путем духовного возрождения, т. е. обращения и покаяния. Иисус повторял эту мысль так часто, что усмотреть в данном отрывке учение о реинкарнации просто невозможно. Кем был Иоанн Креститель? Следующий, и самый сложный отрывок связан с Иоанном Крестителем и Илией.
Среди иудеев того времени было распространено поверье, что перед пришествием Мессии должен вернуться Илия, чтобы "восстановить все". Иисус подтвердил справедливость этих ожиданий. В Евангелиях Иисус говорит об Иоанне Крестителе три фразы, в которых можно увидеть намек на реинкарнацию. Во-первых, Матфея 11:14: "И если хотите принять, он [Иоанн] есть Илия, которому должно придти".
Далее, в Матфея 17:12-13, Иисус вновь сказал: "Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он им говорил об Иоанне Крестителе".
В Марка 9:13 звучит та же мысль: "Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем". Судя по словам Иисуса, Илия действительно вернулся, "как написано о нем". Основной вопрос - как он вернулся.
Библейское пророчество, на которое Иисус ссылается в Марка 9:14, находится в книге Малахии: "Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь Мой предо мною" (3:1) и "Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (4:5).
Ангел, явившийся Захарии с вестью о рождении Иоанна Крестителя, ссылался на эти стихи: "И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1:17). Ангел не сказал Захарии, что его сын будет новым воплощением Илии. Когда Иоанн Креститель приступил к своему служению, люди стали задаваться вопросом о том, кто он такой.
Пытаясь разрешить возникшую проблему, иудейские религиозные лидеры послали к Иоанну делегацию из священников и левитов. Они спрашивали: "Кто ты?.. что же? ты Илия? Он сказал: нет я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя" (Ин. 1:19-23).
Отречение Иоанна имеет решающее значение; кроме того, мы должны иметь в виду и то, что Иисус не сказал: "Иоанн Креститель - это Илия", - и не упоминал при этом о реинкарнации. Скорее, перед нами классический пример образного языка Библии; иными словами, Илия был "прототипом" Иоанна Крестителя. Иоанн выполнял роль Илии в соответствии с пророчеством Малахии.
Иоанн был наделен такой же силой и такими же духовными качествами, что и Илия. Отчетливее всего это видно в цитате из Евангелия от Луки, где сказано, что Иоанн "предъидет пред Ним в духе и силе Илии". Следует отметить и еще один момент: согласно учению о реинкарнации, новому рождению всегда предшествует смерть, а Илия не умирал. Согласно 4 Царств 2:11, Илия был вознесен "в вихре на небо".
Наконец, примечателен тот факт, что, когда Илия вновь появился вместе с Моисеем на горе Преображения (Мф. 17 и Мк. 9), ученики поняли, кто он такой. Они сразу узнали и Моисея, и Илию, и не спутали ни того, ни другого с Иоанном Крестителем. "Круг жизни".
Третий библейский текст, в котором усматривают некий намек на реинкарнацию, - это слова о "круге жизни" в Иакова 3:6. Буквально эту фразу можно перевести как "колесо рождения", что наводит на мысль о буддизме.
В этом отрывке апостол Иаков сравнивает человеческий язык с огнем, опаляющим все тело и зажигающим весь цикл нашей жизни, поскольку торопливые и бездумные слова воплощают в себе грехи и страсти человеческой природы. Поэтому он указывает на греховность человечества и на язык (речь) как самое очевидное проявление нашего падшего существа. Рональд Уорд так комментирует этот отрывок: Язык поджигает круг жизни, т. е. "колесо рождения"
Мы можем сразу исключить учение о реинкарнации из проповеди верного христианина и еврея Иакова. Он в широком смысле использует эллинистическое выражение, ассоциирующееся с мистериями орфиков и, в конечном итоге, с индийской философией. Здесь оно, похоже, означает "течение жизни". Каждого, кто говорит, можно рассматривать как стоящего в "кругу" человечества и распаляемого страстью, подозрением, соперничеством, ненавистью и войной (курсив автора)
[1]. Жил ли прежде слепой? Наконец, есть еще один важный отрывок - Иоанна 9:1-3, о слепорожденном. И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии Ученики задавались вечным вопросом о видимо несправедливых обстоятельствах: у их ног лежал человек с тяжелым врожденным дефектом.
Расспрашивая Иисуса о причине столь печальных обстоятельств, они задали ему двусмысленный вопрос: "Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" Смысл первой части вопроса на фоне рассуждений о реинкарнации представляется достаточно очевидным. Как уже отмечалось, учения о повторном рождении существовали в новозаветные времена, и ученики, увлеченные духовным водоворотом домыслов, окружавших Иисуса, вполне могли познакомиться с теориями о реинкарнации.
Нельзя сказать с уверенностью, что ученики говорили именно о повторном рождении, однако такое объяснение выглядит логичным. Как еще мог "согрешить" слепой от рождения человек?
Вторая половина вопроса вытекала из иудаистских представлений о том, что вина человека распространялась на несколько последующих поколений, то есть этот слепой, возможно, расплачивался за грехи своих отцов и дедов. Иисус ответил прямо и не колеблясь: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии"
С этими словами Иисус исцелил слепого, и тот прославил Бога и поклонился Иисусу. Если Иисус верил и проповедовал реинкарнацию, этот случай был бы для Него идеальной возможностью растолковать учения о карме и реинкарнации; но одной-единственной фразой Он недвусмысленно исключил возможность такого объяснения. В Евангелии от Луки есть похожий отрывок, который попросту исключает возможность объяснения кажущихся несправедливостей этой жизни с помощью кармы и реинкарнации.
Лука продолжает свое повествование и пишет:
"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (13:1-5).
По сути дела, именно молчание Библии по поводу реинкарнации поможет нам понять христианское отношение к этому учению. Все восточные, гностические и оккультные традиции подробно и точно говорят о карме и повторном рождении, но Библия никогда не упоминает об этом и указывает лишь на воскресение.
Джеддс Мак-Грегор, заслуженный профессор Университета Южной Калифорнии в отставке, будучи христианином, убежден в том, что смягченная или модифицированная версия учения о реинкарнации может быть соединена с христианством.
Однако в своей книге Reincarnation and Christianity он также признает, что "Библия не проповедует веру в реинкарнацию в явной форме" [2]. Далее он говорит: "Конечно, реинкарнация не была частью принципиального идеологического содержания Библии, в отличие от индийского литературного наследия Будды" [3]. Помимо того, что реинкарнация ни разу не упомянута в Библии, многие библейские отрывки просто не оставляют для нее места [4].
Комментарий