Напал на тему в ЖЖ. Цитирую в контексте межконфессионального диалога. В принципе, в сообщении " по букве" речь идет преимущественно о православной части верующих, однако касается оно, на мой взгляд, всех христиан. Потому сперва приведу текст, а потом (наверное) дам и некоторые комментарии. Пока хочется услышать комментарии других.
Многие соцсети обошел недавний пост одного юзера о том, что теперь непонятно, как относиться к верующим друзьям после принятия закона об оскорблении их чувств - мол, верующие самой своей принадлежностью к церкви разделяют позицию светских и церковных властей, и тем самым должны разделить и ответственность за происходящее безобразие.
Это не совсем так. Закон омерзителен, конечно, и он ничуть не лучше фашистского закона против геев. Но нормальных верующих он ставит в тупик ничуть не меньше, чем неверующих, поверьте. Множество честных религиозных людей пишут о том, что не поддерживают этот закон, и что не просили никого защищать свои чувства. Возмущаются, обсуждают, переживают. Но при этом они просто не могут уйти из своей церкви, потому что для верующего человека это по догматическим причинам невозможно. Всё представление о церкви основано на вере в ее сверхъестественную суть, и без этой веры никто вообще не стал бы воцерковляться.
Немножко ликбеза: вера в церковь подразумевает, что церковь была основана лично Христом, и единственный возможный способ существования христианина - быть в церкви. И оставаться в церкви, как бы церковные бонзы ни вели себя, понимаете? Эта система убеждения была хорошо и давно продумана; "кому Церковь - не мать, тому Бог - не отец", даже так. Даже если некий епископ завтра кого-то публично изнасилует или убьет - максимум его отправят на покой (и в тюрьму, если повезет), но уйти из церкви это заставит только тех, кто уже и так потерял веру в то, что церковью управляет лично Иисус из Назарета, который есть воплощенный Бог, воскресший две тысячи лет назад и так далее.
Именно вера в эти базовые христианские представления удерживает верующих людей от публичных протестов против преступлений и мерзостей церковного начальства (конечно, кого-то удерживает и трусость, а кого-то и материальная заинтересованность, но я сейчас говорю о честных и хороших верующих, ок?). Они просто не могут пойти на протест, не могут выйти из церкви, это для них равносильно тому, чтобы пойти против Бога или отречься от него. И я лично не могу их упрекать за это, я сама много лет была христианкой и отлично помню свои собственные мысли на эту тему. Пока они верят в Иисуса - они никуда не уйдут, так что бороться с этим бесполезно, обижаться тоже. Исправить это можно только одним путем - говорить с ними о происхождении христианства и показывать, что вера в Иисуса ничем не лучше веры в Зевса. Иного пути нет; все попытки объяснить, что "в такой церкви честному человеку быть нельзя" наткнуться на религиозную веру и окончатся ничем.
Не ругайтесь с верующими друзьями, лучше пожалейте их. Вам противно от того, что происходит в стране и в церкви - а им не только противно, но еще и стыдно. Потому что им всю эту алтарную шушеру в золотой парче приходится хотя бы внешне почитать и уважать. "И не сметь пикнуть" (с).
Это не совсем так. Закон омерзителен, конечно, и он ничуть не лучше фашистского закона против геев. Но нормальных верующих он ставит в тупик ничуть не меньше, чем неверующих, поверьте. Множество честных религиозных людей пишут о том, что не поддерживают этот закон, и что не просили никого защищать свои чувства. Возмущаются, обсуждают, переживают. Но при этом они просто не могут уйти из своей церкви, потому что для верующего человека это по догматическим причинам невозможно. Всё представление о церкви основано на вере в ее сверхъестественную суть, и без этой веры никто вообще не стал бы воцерковляться.
Немножко ликбеза: вера в церковь подразумевает, что церковь была основана лично Христом, и единственный возможный способ существования христианина - быть в церкви. И оставаться в церкви, как бы церковные бонзы ни вели себя, понимаете? Эта система убеждения была хорошо и давно продумана; "кому Церковь - не мать, тому Бог - не отец", даже так. Даже если некий епископ завтра кого-то публично изнасилует или убьет - максимум его отправят на покой (и в тюрьму, если повезет), но уйти из церкви это заставит только тех, кто уже и так потерял веру в то, что церковью управляет лично Иисус из Назарета, который есть воплощенный Бог, воскресший две тысячи лет назад и так далее.
Именно вера в эти базовые христианские представления удерживает верующих людей от публичных протестов против преступлений и мерзостей церковного начальства (конечно, кого-то удерживает и трусость, а кого-то и материальная заинтересованность, но я сейчас говорю о честных и хороших верующих, ок?). Они просто не могут пойти на протест, не могут выйти из церкви, это для них равносильно тому, чтобы пойти против Бога или отречься от него. И я лично не могу их упрекать за это, я сама много лет была христианкой и отлично помню свои собственные мысли на эту тему. Пока они верят в Иисуса - они никуда не уйдут, так что бороться с этим бесполезно, обижаться тоже. Исправить это можно только одним путем - говорить с ними о происхождении христианства и показывать, что вера в Иисуса ничем не лучше веры в Зевса. Иного пути нет; все попытки объяснить, что "в такой церкви честному человеку быть нельзя" наткнуться на религиозную веру и окончатся ничем.
Не ругайтесь с верующими друзьями, лучше пожалейте их. Вам противно от того, что происходит в стране и в церкви - а им не только противно, но еще и стыдно. Потому что им всю эту алтарную шушеру в золотой парче приходится хотя бы внешне почитать и уважать. "И не сметь пикнуть" (с).
Комментарий