Религия и нравы
Религия является наиболее жестким и неподатливым из всех человеческих институтов, но всё же, хотя и с запозданием, она приспосабливается к изменениям в обществе.
Религия придерживается нравов; то, что было, является древним и считается святым. В силу именно этой и никакой другой причины каменные орудия сохранялись в течение еще долгого времени после наступления бронзового и железного века. Известно следующее утверждение: «Если же будете сооружать алтарь из камней, то не берите камни отесанные, ибо если поступите так, то орудие сделает алтарь непригодным». Индусы до сих пор зажигают свой жертвенный огонь с помощью примитивных палочек. В истории эволюционной религии новшество всегда считалось святотатством. Для принесения священной жертвы следовало пользоваться не современной и переработанной пищей, а самой примитивной, то есть «мясом, испеченным на огне, с пресным хлебом и горькими травами». Все социальные обычаи и даже правовые процедуры тяготеют к старинным формам.
Когда современный человек с удивлением обнаруживает в священных писаниях различных религий так много того, что может считаться оскорбительным, он должен задуматься о том, что сменяющие друг друга поколения всегда боялись уничтожить нечто такое, что являлось святым и священным для их предков. Многие вещи, которые одному поколению людей кажутся неприличными, в предшествующих поколениях считались частью общепризнанных нравов и даже общепринятых религиозных ритуалов. Бесконечные попытки увязать древние, но предосудительные обычаи, с новыми достижениями мысли, найти удовлетворительные теории, призванные оправдать сохранение древних и изжитых обычаев в рамках веры, послужили причиной многих религиозных споров.
Нелепы попытки внезапного ускорения религиозного прогресса. Народ или нация могут перенять от прогрессивной религии только то, что в разумных пределах согласуется и совместимо с ее эволюционным статусом и соответствует ее способности к адаптации. Социальные, климатические, политические и экономические условия всё это влияет на определение направления и развития религиозной эволюции. Социальная этика не зависит от религии эволюционной религии; скорее, все формы религии диктуются моралью людей.
Люди принимают необычную и новую религию лишь формально. В действительности, они приспосабливают ее к своим нравам и прежним религиозным традициям. Это хорошо видно на примере одного новозеландского племени, чьи жрецы после формального принятия христианства заявили о том, что они получили откровения непосредственно от Гавриила, сообщившего, что это племя стало богоизбранным народом и что ему позволено свободно практиковать беспорядочные сексуальные связи, равно как и многочисленные другие предосудительные древние обычаи. И все эти новоиспеченные христиане сразу же обратились к этой новой и менее взыскательной версии христианства.
В то или иное время религия допускала всевозможные проявления своенравного и непоследовательного поведения и когда-то одобряла практически всё, что в настоящее время считается безнравственным или греховным. Сознание, не воспитанное на опыте и лишенное помощи разума, никогда не было и никогда не будет надежным и непогрешимым указателем для поведения человека. Сознание не есть божественный голос, обращенный к человеческой душе; это лишь совокупное моральное и этическое содержание нравов на любой стадии существования. Сознание представляет собою всего лишь человеческое представление об идеальном реагировании на любую совокупность обстоятельств.
Религия является наиболее жестким и неподатливым из всех человеческих институтов, но всё же, хотя и с запозданием, она приспосабливается к изменениям в обществе.
Религия придерживается нравов; то, что было, является древним и считается святым. В силу именно этой и никакой другой причины каменные орудия сохранялись в течение еще долгого времени после наступления бронзового и железного века. Известно следующее утверждение: «Если же будете сооружать алтарь из камней, то не берите камни отесанные, ибо если поступите так, то орудие сделает алтарь непригодным». Индусы до сих пор зажигают свой жертвенный огонь с помощью примитивных палочек. В истории эволюционной религии новшество всегда считалось святотатством. Для принесения священной жертвы следовало пользоваться не современной и переработанной пищей, а самой примитивной, то есть «мясом, испеченным на огне, с пресным хлебом и горькими травами». Все социальные обычаи и даже правовые процедуры тяготеют к старинным формам.
Когда современный человек с удивлением обнаруживает в священных писаниях различных религий так много того, что может считаться оскорбительным, он должен задуматься о том, что сменяющие друг друга поколения всегда боялись уничтожить нечто такое, что являлось святым и священным для их предков. Многие вещи, которые одному поколению людей кажутся неприличными, в предшествующих поколениях считались частью общепризнанных нравов и даже общепринятых религиозных ритуалов. Бесконечные попытки увязать древние, но предосудительные обычаи, с новыми достижениями мысли, найти удовлетворительные теории, призванные оправдать сохранение древних и изжитых обычаев в рамках веры, послужили причиной многих религиозных споров.
Нелепы попытки внезапного ускорения религиозного прогресса. Народ или нация могут перенять от прогрессивной религии только то, что в разумных пределах согласуется и совместимо с ее эволюционным статусом и соответствует ее способности к адаптации. Социальные, климатические, политические и экономические условия всё это влияет на определение направления и развития религиозной эволюции. Социальная этика не зависит от религии эволюционной религии; скорее, все формы религии диктуются моралью людей.
Люди принимают необычную и новую религию лишь формально. В действительности, они приспосабливают ее к своим нравам и прежним религиозным традициям. Это хорошо видно на примере одного новозеландского племени, чьи жрецы после формального принятия христианства заявили о том, что они получили откровения непосредственно от Гавриила, сообщившего, что это племя стало богоизбранным народом и что ему позволено свободно практиковать беспорядочные сексуальные связи, равно как и многочисленные другие предосудительные древние обычаи. И все эти новоиспеченные христиане сразу же обратились к этой новой и менее взыскательной версии христианства.
В то или иное время религия допускала всевозможные проявления своенравного и непоследовательного поведения и когда-то одобряла практически всё, что в настоящее время считается безнравственным или греховным. Сознание, не воспитанное на опыте и лишенное помощи разума, никогда не было и никогда не будет надежным и непогрешимым указателем для поведения человека. Сознание не есть божественный голос, обращенный к человеческой душе; это лишь совокупное моральное и этическое содержание нравов на любой стадии существования. Сознание представляет собою всего лишь человеческое представление об идеальном реагировании на любую совокупность обстоятельств.
Комментарий