Русская Истинно-Православная Церковь (другое ее название Катакомбная Церковь) как ветвь Поместной Российской Церкви организационно начала свое формирование в кон. 20-х нач. 30-х гг. ХХ в. Она образовалась в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа, возглавляемая митрополитом Сергием (Страгородским). В результате учиненного митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД раскола, в СССР с того времени существовали параллельно официальная (советская или красная) церковь, которая в 1943 г. по приказу Сталина была оформлена в Московский патриархат, и независимая от богоборческого режима Истинно-Православная Русская Церковь (ИПЦ). Последняя в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название Катакомбная Церковь.
Катакомбную Церковь как ветвь некогда единой Поместной Русской Церкви называют также тихоновской по имени Святого Патриарха Тихона (Белавина, +1925).
Канонический фундамент Русской Истинно-Православной Церкви зиждется на Указе Святого Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года. Святитель Тихон был последним законным патриархом Русской Церкви, избранным Всероссийским Поместным Собором, выражавшим всю полноту Русской Церкви.
Св. Патриарх Тихон пророчески предусмотрел две формы церковного управления в Русской Церкви.
Первая выражена в Патриаршем Завещании от 25 декабря/7 января 1925 г., которое было обнародовано сразу же после загадочной смерти Святейшего. Понимая, что богоборцы, имея целью полное уничтожение Истинной Церкви Христовой, после его смерти не позволят собраться свободному Поместному Собору для выборов нового законного Патриарха и таким образом лишат Русскую Церковь канонического возглавления, Св. Патриарх Тихон в соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. назначил Местоблюстителей Патриаршего Престола: Митрополитов Кирилла (Смирнова) Казанского (впоследствии один из отцов-основателей Катакомбной Церкви), Агафангела (Преображенского) Ярославского и Петра (Полянского) Крутицкого. В Завещании специально оговаривалось, что если Митрополит Кирилл по не зависящим от него причинам не будет иметь возможности вступить в права Местоблюстителя, то его должен заместить Митрополит Агафангел, если же этого не смогут сделать ни Митр. Кирилл, ни Митр. Агафангел, то тогда в права Местоблюстителя должен будет вступить Митрополит Петр. Как известно, Митрополиты Кирилл и Агафангел были арестованы богоборцами, в связи с чем, согласно Завещанию Св. Патриарха, именно Святителю Петру довелось понести тяжкий крест Первосвятительского служения. В условиях гонений, предчувствуя свой близкий арест, Митр. Петр назначил себе временных заместителей, одним из которых был Св. Новомученик Митр. Иосиф (Петровых, +1937) Петроградский, один из отцов-основателей Катакомбной Церкви.
Основная задача введения временной формы управления Церковью местоблюстителями и их заместителями заключалась в том, чтобы при первой же возможности созвать свободный Собор для выборов нового канонического Патриарха и восстановить законную власть в Русской Церкви. Такой тайный Собор фактически был проведен в 1926 г. путем сбора подписей всех православных иерархов. Более 70-ти Преосвященных Русской Церкви проголосовало за избрание новым Патриархом Св. Митр. Кирилла (Смирнова, +1937) Казанского, однако соборное волеизъявление епископата Русской Церкви так и не было воплощено в жизнь из-за противодействия богоборческой власти. Практически все епископы, голосовавшие за кандидатуру Митр. Кирилла, были арестованы и закончили свою жизнь в тюрьмах и лагерях. В скором времени при содействии ОГПУ митр. Сергий (Страгородский) узурпировал церковную власть, с чего и начался сергианский раскол в Русской Церкви.

Канонический фундамент Русской Истинно-Православной Церкви зиждется на Указе Святого Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года. Святитель Тихон был последним законным патриархом Русской Церкви, избранным Всероссийским Поместным Собором, выражавшим всю полноту Русской Церкви.
Св. Патриарх Тихон пророчески предусмотрел две формы церковного управления в Русской Церкви.
Первая выражена в Патриаршем Завещании от 25 декабря/7 января 1925 г., которое было обнародовано сразу же после загадочной смерти Святейшего. Понимая, что богоборцы, имея целью полное уничтожение Истинной Церкви Христовой, после его смерти не позволят собраться свободному Поместному Собору для выборов нового законного Патриарха и таким образом лишат Русскую Церковь канонического возглавления, Св. Патриарх Тихон в соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. назначил Местоблюстителей Патриаршего Престола: Митрополитов Кирилла (Смирнова) Казанского (впоследствии один из отцов-основателей Катакомбной Церкви), Агафангела (Преображенского) Ярославского и Петра (Полянского) Крутицкого. В Завещании специально оговаривалось, что если Митрополит Кирилл по не зависящим от него причинам не будет иметь возможности вступить в права Местоблюстителя, то его должен заместить Митрополит Агафангел, если же этого не смогут сделать ни Митр. Кирилл, ни Митр. Агафангел, то тогда в права Местоблюстителя должен будет вступить Митрополит Петр. Как известно, Митрополиты Кирилл и Агафангел были арестованы богоборцами, в связи с чем, согласно Завещанию Св. Патриарха, именно Святителю Петру довелось понести тяжкий крест Первосвятительского служения. В условиях гонений, предчувствуя свой близкий арест, Митр. Петр назначил себе временных заместителей, одним из которых был Св. Новомученик Митр. Иосиф (Петровых, +1937) Петроградский, один из отцов-основателей Катакомбной Церкви.

Прошу обратить внимание, что Русская Истинно-Православная Церковь признает, что существует раскол ("начался сергианский раскол"), не называя сектой РПЦ МП.
Комментарий