Здравствуйте, читающий это письмо.
Я посылаю его всем христианам, адреса которых я смог найти в
Интернете. Если затронутая тема Вам интересна, и у Вас есть что
сказать по этому вопросу, буду рад Вашему письму. Надеюсь на вашу
объективную и обстоятельную оценку этого исследования.
С уважением, Владимир.
Ж и з н ь, С м е р т ь, В е ч н о с т ь ?
Самой сутью Евангелия является искупительная смерть и славное
воскресение Христа. Если христианин не понимает или неправильно
понимает подлинный смысл этого величайшего в истории события, его
собственное спасение остается под вопросом, и уж тем более он не может
в истинном свете представлять Благую весть другим людям. Все христиане
верят, что Христос умер за наши грехи (1Кор.15:3), и что Господь
возложил на Него грехи всех нас (Ис.53:5,6), и что Он полностью испил
чашу Божьего гнева (Мф.26:39,42). Однако многие христиане верят также,
что нераскаявшиеся грешники пойдут в ад, где будут испытывать
невообразимо страшные мучения на протяжении сотен, тысяч, миллионов
нескончаемых лет как наказание за свои грехи. При этом утверждается,
что, для того чтобы избавить человечество от этой участи, Сын Божий
принял смерть ВМЕСТО нас. Но ведь это означает, что Христос на кресте
должен был ВМЕСТО нас испытывать вечные муки ада. В противном случае
невозможно говорить о заместительной жертве. Если мучения Христа по
продолжительности или интенсивности были меньше, чем будущие страдания
нечестивых в аду, тогда смерть Христа не может считаться полноценной
заменой, удовлетворяющей праведный гнев Божий, направленный против
греха. Но страдания Иисуса за человеческий род продолжались всего
несколько часов! Несопоставимо и несоизмеримо мало по сравнению с
бесконечностью. В этом случае любой грешник в день суда может бросить
Богу вполне справедливое обвинение: ?Ты намереваешься осудить меня на
бесконечные муки? Ты заявлял, что в Своей великой любви Ты отдал
Своего единородного Сына как выкуп за мои грехи. Но по отношению к
Нему Ты не проявил такой неописуемой жестокости, какую должен был бы
по справедливости проявить, и какую собираешься проявить по отношению
ко мне?. И действительно, Христос не мучился ?вечно?. Он испил ВСЮ
чашу Божьего гнева, предназначенного для грешников; те, кто не примут
эту жертву, сами будут пить из этой чаши ? каждый в соответствии с
величиной своих грехов.
Если бы можно было сократить продолжительность наказания за грех,
наложенного на безгрешного Сына Божьего, до нескольких часов, тогда
почему то же самое нельзя сделать для нераскаявшихся грешников? И если
несколько часов страданий было достаточно для искупления от
бесконечных мучений (предположим, что это действительно так), тогда
почему было бы не уменьшить их до нескольких секунд? А может быть,
хватило бы одного мгновения? В масштабах вечности и один день, и
тысяча лет настолько малы, что подобны лишь мгновению. Но тогда
поневоле напрашивается логический вывод: если разница между ценой
спасения (бесконечные муки) и уплаченным выкупом столь несоизмеримо
большая, тогда, может быть, можно было просто так простить грешника и
Христу вообще не нужно было умирать и для искупления достаточно было
одного лишь воплощения Христа, что само по себе уже является
величайшим унижением для Того, Кто равен Богу (Фил.2:6,7)? И вообще,
что является мерилом Божьего суда над грехом? Ответ может быть только
один: 10 заповедей ? святой Божий закон (Иак.2:12). Став человеком и в
совершенстве исполнив закон, Иисус принял на Себя проклятие закона
(Гал.3:13), понеся наказание за его нарушение, до конца испив чашу
Божьего гнева, направленного против совокупного греха всего
человечества в целом, который состоит из грехов каждого человека в
отдельности. Именно из этой чаши, каждый в строгом соответствии с
величиной собственных преступлений, будут пить нераскаявшиеся грешники
(Отк.14:10;18:6).
Согласно Библии, существуют 2 вида смерти ? первая и вторая
(Отк.20:6). Какая же из них является искупительной смертью, которой
умер Христос? Очевидно, Иисус искупил нас не от первой смерти, так как
первой смертью умирают все люди. А это значит, что искупительная
смерть ? это вторая смерть. А вторая смерть ? это озеро огненное.
Отсюда следует вывод, что для Христа озером огненным был жуткий, ни с
чем не сравнимый ужасно мучительный ПРОЦЕСС умирания, когда с Его уст
сорвались малопонятные даже многим христианам слова: Мф.27:46. Бремя
грехов было настолько тяжелым, что Иисус умер не от потери крови, но
от разрыва сердца (Ин.19:34). Конечно же, Иисус умер и первой смертью,
но она не являлась искупительной, а была естественным следствием
второй смерти и представляла собой МОМЕНТ перехода из состояния бытия
в состояние небытия (Мф.27:50). Точно так же и те, чьих имен нет в
книге жизни, будут мучиться под бременем своих грехов до тех пор, пока
не осушат до конца чашу с вином ярости Божьей, которая не бездонная
(Отк.15:1 ? ?оканчивается?), и не испытают всего гнева Божьего,
который не бесконечен по своей природе (Иез.5:13;16:42). После того,
как ярость огня Божьего суда пожрет противников (Евр.10:27), и дьявол,
грешники, земля и все дела на ней сгорят в озере огненном
(Отк.20:10,12-15; 2Пет.3:10), Бог сотворит новое небо и новую землю
(Отк.21:1), и смерти, греха и грешников больше не будет во всей
Вселенной (4ст.). Их не будет по той простой причине, что бессмертие и
вечная жизнь даются НА УСЛОВИИ. Только Бог имеет бессмертие
(1Тим.6:15,16), наделяя им верующих (Ин.6:40;11:25,26), верных
(Рим.2:6,7) и послушных (Евр.5:9). Вне источника бессмертия нет жизни
(Быт. 3:22; Ин. 6:53). Вне города Божия не может быть вечной жизни,
тем более в виде бесконечных мучений (Отк.22:15;14:19,20), так как на
грешнике пребывает гнев Божий (Ин.3:36). Ни одно сотворенное существо
не имеет в себе самом автономного, независимого от Бога, неистощимого
источника энергии, поддерживающего жизнь. БОГ является Тем, Кем мы
?живем, движемся, существуем? (Деян.17:28), и ОН держит ?все словом
силы Своей? (Евр.1:3). Поэтому, чтобы иметь возможность бесконечно
мучить Свое творение (как в это верят некоторые христиане), Бог должен
будет постоянно поддерживать, во-первых, жизнь грешников, во-вторых,
огонь геенны. Следовательно, в этом случае ответственность за
увековечивание греха может быть возложена на Творца. Можно себе
представить, как с каждым новым ?поленом?, подкинутым ?добрыми?
ангелами в огонь геенны, проклятия бесов и людей в адрес Бога будут
становиться все более и более сильными.
Конечно, кое-кто возразит, что Богу вовсе не нужно будет поддерживать
жизнь грешников, так как душа человека по своей природе была сотворена
бессмертной. Но ведь так или иначе не может не возникнуть вполне
справедливый и закономерный вопрос: ЗАЧЕМ ЕМУ ВСЕ ЭТО НУЖНО? Если Бог
предвидел грехопадение и знал, что многие не раскаются, то, почему же
Он не сотворил человека со способностью умереть (в смысле ?исчезнуть?,
?уйти в небытие?), особенно если человек сам того пожелает? В
противном случае вполне возможно, что многие, особенно не отъявленные
грешники, после сотен тысяч или миллионов лет мучений (в масштабах
вечности количество нулей не имеет значения) будут отчаянно взывать к
Богу о милости и прекращении этих бессмысленных и неимоверно жестоких
страданий, говоря: ?Господи! Я уже столько отмучился за свои грехи!
Ну, неужели Тебе мало? Я полностью признаю свою вину и прошу только
одного ? уснуть навсегда?. И тогда, возможно, кое-кто из спасенных
подойдет ко Христу, наберется смелости и скажет: ?Извини, Господи, но
мне кажется, что он прав?. Но в лучшем случае в ответ на это он,
вероятно, услышит: ?Я бы и рад, да не могу ? душа-то бессмертная.
Ошибка творения?. Разумеется, подобное предположение нелепо и
немыслимо, так как Бог не может ошибаться.
Представьте себе на минуту, что этот погибший ? ваш сын или брат, ваша
мать или жена. Будет ли тогда для вас рай раем? Думаю, вряд ли, если
только ваша душа не очерствела от мысли о таком чудовищном
боге-садисте, который намеревается ВСЮ ВЕЧНОСТЬ истязать тех, кто не
смог или не захотел принять правильное решение. Такой бог слишком уж
сильно смахивает на сатану. Теперь становится понятным, почему самой
первой его ложью были слова ?нет, не умрете?. Это и было целью дьявола
? обмануть человека, внушив ему, что он способен жить независимо от
Бога, нарушая Его заповеди. И эту ложь он продолжает твердить на самый
разный манер (например, учение о переселении душ в восточных религиях,
учение о бессмертии души в христианстве). Позвольте проиллюстрировать
эти размышления примером. У одного человека была собака. И однажды
она, как в том детском стишке, не имеющем конца, съела без разрешения
кусок мяса. Тогда хозяин берет собаку, зажимает ее в тиски и начинает
ее за это бить. На следующий день он продолжает экзекуцию. И на
следующий также. И так продолжается неделю, месяц, год и т.д., изо дня
в день. Для разнообразия он также колет ее иглами, жжет огнем, морит
голодом. А для того, чтобы она не умерла, он вводит ей время от
времени питательные инъекции. Причем этот живодер уверен, что
поступает совершенно справедливо. И все только за то, что она имела
несчастье съесть тот злополучный кусок мяса! Естественно, в реальной
жизни такого никогда не произойдет. Потому что общество большей частью
состоит из нормальных людей, которые рано или поздно примут меры,
вплоть до изоляции садиста. Конечно, собака преступила запрет и должна
быть наказана. И нормальный человек в таком случае пару раз перетянет
животное по спине палкой, чтобы напомнить, что? можно делать, а чего
нельзя. Однако удивительный парадокс заключается в том, что в сознании
этих ?нормальных? людей, наряду со справедливым принципом соответствия
между преступлением и наказанием в земных вопросах, уживается идея о
мстительном и немилосердном боге, который мало чем отличается от этого
одержимого человека.
Что же говорит по этому вопросу Священное Писание? В Библии есть
множество текстов, говорящих о полном, окончательном и обязательном
уничтожении грешников. Ветхий завет: Пс.36:9,10,20,34-36; 91:8; 103:5;
Ис.1:28,31; 10:17; Иез.28:19; Авд.16,18,10 (в оригинале ?навеки?);
Мал.4:1. Причем это далеко не полный перечень. В Новом завете для
описания полного истребления и совершенной негодности чаще всего
используются два глагола и образованные от них прилагательные и
существительные (как в смысле физической гибели, так и ?вечной
погибели?):
1. apollymi ? губить, уничтожать, убивать, казнить; терять,
лишаться; пропадать, погибать, умирать; портиться (Мф.2:13; 22:7;
Лк.21:18; 17:27,29,33; Евр.1:11; Мф.10:39; 5:29; Лк.13:33; Ин.3:16;
10:28; 2Пет.3:6-9; Рим.2:12; Иуды 5,7,11 и др.).
2. ftheiro ? разрушать, уничтожать, губить; растлевать, развращать,
портить (Рим.1:23; 8:21; 1Кор.15:33,42,50,53,54; 2Пет.2:19,12
/используется трижды/ и др.).
Примечательно, что тленный человек противопоставляется нетленному
Богу. Нетрудно заметить, что оба слова характеризуют ЗАКОНЧЕННОСТЬ
ДЕЙСТВИЯ и неизбежность абсолютного исчезновения. Авторы Нового завета
не изобрели эти термины, но взяли уже существовавшие и использованные
в Септуагинте ? переводе Ветхого завета с еврейского языка на
греческий. Точно так же, как и их греческие эквиваленты, еврейские
слова никак не могут обозначать никогда не прекращающийся процесс.
Предвижу вопрос: но разве не говорится в Библии о ?вечных муках?,
?огне вечном?, ?дыме мучений во веки веков??. Конечно, говорится.
Однако мы не должны забывать, что всегда существует опасность
неправильно понять мысль автора из-за неточного (вольного) или,
наоборот, буквального перевода. Например, если буквально перевести
Втор.21:15, то вместо слова ?нелюбимая? будет стоять слово
?ненавистная?. Точно такие же проблемы возникают при переводе слова
?вечный? (евр. olam, греч. aionios). Греческое прилагательное
образовано от существительного aion ? век, время, вечность,
миропорядок. Согласно Библии, существуют два века: настоящий (сей)
лукавый (или злой) век, которому наступит конец (Мф.13:40), и будущий
(тот) век (Мк.10:30), в котором спасенные будут жить вечно. Поэтому
слово ?вечный? ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЭТОМУ ВЕКУ, ко всему, что в нем и, в
первую очередь, к князю века сего означает ?преходящий (1Кор.2:6),
временный, существующий доколе длится век? (Ин.8:35; 2Кор.4:18). А
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К Царству Божьему, или ВЕКУ ГРЯДУЩЕМУ, означает
?существующий всегда?, т.к. Сам Бог, Который его установит, существует
всегда (Лк.1:33). А огонь геенны находится как бы на границе между
нынешним и будущим веками и относится, с одной стороны, к нынешнему
временному царству сатаны, которое будет полностью уничтожено этим
огнем, а с другой стороны, к будущему Божьему суду над грехом
(Евр.6:2; Мк.3:29), который вечен не по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, а по
РЕЗУЛЬТАТАМ (2Фес.1:5,8,9). Интересно, что более точный перевод
Мк.3:29 звучит так: ??виновен в вечном грехе?. Естественно, сам грех
не продолжается вечно ? вечными являются результаты греха. В Мф.25:46
правильный перевод греческого слова kolasis ? НАКАЗАНИЕ (в синодальном
переводе ? мука). Это наказание вечное не по продолжительности, а по
результатам, т.е., оно будет иметь вечные последствия и будет длиться,
пока не будет удовлетворена справедливость Божия, требующая
определенного наказания в соответствии с величиной совершенного греха.
Я посылаю его всем христианам, адреса которых я смог найти в
Интернете. Если затронутая тема Вам интересна, и у Вас есть что
сказать по этому вопросу, буду рад Вашему письму. Надеюсь на вашу
объективную и обстоятельную оценку этого исследования.
С уважением, Владимир.
Ж и з н ь, С м е р т ь, В е ч н о с т ь ?
Самой сутью Евангелия является искупительная смерть и славное
воскресение Христа. Если христианин не понимает или неправильно
понимает подлинный смысл этого величайшего в истории события, его
собственное спасение остается под вопросом, и уж тем более он не может
в истинном свете представлять Благую весть другим людям. Все христиане
верят, что Христос умер за наши грехи (1Кор.15:3), и что Господь
возложил на Него грехи всех нас (Ис.53:5,6), и что Он полностью испил
чашу Божьего гнева (Мф.26:39,42). Однако многие христиане верят также,
что нераскаявшиеся грешники пойдут в ад, где будут испытывать
невообразимо страшные мучения на протяжении сотен, тысяч, миллионов
нескончаемых лет как наказание за свои грехи. При этом утверждается,
что, для того чтобы избавить человечество от этой участи, Сын Божий
принял смерть ВМЕСТО нас. Но ведь это означает, что Христос на кресте
должен был ВМЕСТО нас испытывать вечные муки ада. В противном случае
невозможно говорить о заместительной жертве. Если мучения Христа по
продолжительности или интенсивности были меньше, чем будущие страдания
нечестивых в аду, тогда смерть Христа не может считаться полноценной
заменой, удовлетворяющей праведный гнев Божий, направленный против
греха. Но страдания Иисуса за человеческий род продолжались всего
несколько часов! Несопоставимо и несоизмеримо мало по сравнению с
бесконечностью. В этом случае любой грешник в день суда может бросить
Богу вполне справедливое обвинение: ?Ты намереваешься осудить меня на
бесконечные муки? Ты заявлял, что в Своей великой любви Ты отдал
Своего единородного Сына как выкуп за мои грехи. Но по отношению к
Нему Ты не проявил такой неописуемой жестокости, какую должен был бы
по справедливости проявить, и какую собираешься проявить по отношению
ко мне?. И действительно, Христос не мучился ?вечно?. Он испил ВСЮ
чашу Божьего гнева, предназначенного для грешников; те, кто не примут
эту жертву, сами будут пить из этой чаши ? каждый в соответствии с
величиной своих грехов.
Если бы можно было сократить продолжительность наказания за грех,
наложенного на безгрешного Сына Божьего, до нескольких часов, тогда
почему то же самое нельзя сделать для нераскаявшихся грешников? И если
несколько часов страданий было достаточно для искупления от
бесконечных мучений (предположим, что это действительно так), тогда
почему было бы не уменьшить их до нескольких секунд? А может быть,
хватило бы одного мгновения? В масштабах вечности и один день, и
тысяча лет настолько малы, что подобны лишь мгновению. Но тогда
поневоле напрашивается логический вывод: если разница между ценой
спасения (бесконечные муки) и уплаченным выкупом столь несоизмеримо
большая, тогда, может быть, можно было просто так простить грешника и
Христу вообще не нужно было умирать и для искупления достаточно было
одного лишь воплощения Христа, что само по себе уже является
величайшим унижением для Того, Кто равен Богу (Фил.2:6,7)? И вообще,
что является мерилом Божьего суда над грехом? Ответ может быть только
один: 10 заповедей ? святой Божий закон (Иак.2:12). Став человеком и в
совершенстве исполнив закон, Иисус принял на Себя проклятие закона
(Гал.3:13), понеся наказание за его нарушение, до конца испив чашу
Божьего гнева, направленного против совокупного греха всего
человечества в целом, который состоит из грехов каждого человека в
отдельности. Именно из этой чаши, каждый в строгом соответствии с
величиной собственных преступлений, будут пить нераскаявшиеся грешники
(Отк.14:10;18:6).
Согласно Библии, существуют 2 вида смерти ? первая и вторая
(Отк.20:6). Какая же из них является искупительной смертью, которой
умер Христос? Очевидно, Иисус искупил нас не от первой смерти, так как
первой смертью умирают все люди. А это значит, что искупительная
смерть ? это вторая смерть. А вторая смерть ? это озеро огненное.
Отсюда следует вывод, что для Христа озером огненным был жуткий, ни с
чем не сравнимый ужасно мучительный ПРОЦЕСС умирания, когда с Его уст
сорвались малопонятные даже многим христианам слова: Мф.27:46. Бремя
грехов было настолько тяжелым, что Иисус умер не от потери крови, но
от разрыва сердца (Ин.19:34). Конечно же, Иисус умер и первой смертью,
но она не являлась искупительной, а была естественным следствием
второй смерти и представляла собой МОМЕНТ перехода из состояния бытия
в состояние небытия (Мф.27:50). Точно так же и те, чьих имен нет в
книге жизни, будут мучиться под бременем своих грехов до тех пор, пока
не осушат до конца чашу с вином ярости Божьей, которая не бездонная
(Отк.15:1 ? ?оканчивается?), и не испытают всего гнева Божьего,
который не бесконечен по своей природе (Иез.5:13;16:42). После того,
как ярость огня Божьего суда пожрет противников (Евр.10:27), и дьявол,
грешники, земля и все дела на ней сгорят в озере огненном
(Отк.20:10,12-15; 2Пет.3:10), Бог сотворит новое небо и новую землю
(Отк.21:1), и смерти, греха и грешников больше не будет во всей
Вселенной (4ст.). Их не будет по той простой причине, что бессмертие и
вечная жизнь даются НА УСЛОВИИ. Только Бог имеет бессмертие
(1Тим.6:15,16), наделяя им верующих (Ин.6:40;11:25,26), верных
(Рим.2:6,7) и послушных (Евр.5:9). Вне источника бессмертия нет жизни
(Быт. 3:22; Ин. 6:53). Вне города Божия не может быть вечной жизни,
тем более в виде бесконечных мучений (Отк.22:15;14:19,20), так как на
грешнике пребывает гнев Божий (Ин.3:36). Ни одно сотворенное существо
не имеет в себе самом автономного, независимого от Бога, неистощимого
источника энергии, поддерживающего жизнь. БОГ является Тем, Кем мы
?живем, движемся, существуем? (Деян.17:28), и ОН держит ?все словом
силы Своей? (Евр.1:3). Поэтому, чтобы иметь возможность бесконечно
мучить Свое творение (как в это верят некоторые христиане), Бог должен
будет постоянно поддерживать, во-первых, жизнь грешников, во-вторых,
огонь геенны. Следовательно, в этом случае ответственность за
увековечивание греха может быть возложена на Творца. Можно себе
представить, как с каждым новым ?поленом?, подкинутым ?добрыми?
ангелами в огонь геенны, проклятия бесов и людей в адрес Бога будут
становиться все более и более сильными.
Конечно, кое-кто возразит, что Богу вовсе не нужно будет поддерживать
жизнь грешников, так как душа человека по своей природе была сотворена
бессмертной. Но ведь так или иначе не может не возникнуть вполне
справедливый и закономерный вопрос: ЗАЧЕМ ЕМУ ВСЕ ЭТО НУЖНО? Если Бог
предвидел грехопадение и знал, что многие не раскаются, то, почему же
Он не сотворил человека со способностью умереть (в смысле ?исчезнуть?,
?уйти в небытие?), особенно если человек сам того пожелает? В
противном случае вполне возможно, что многие, особенно не отъявленные
грешники, после сотен тысяч или миллионов лет мучений (в масштабах
вечности количество нулей не имеет значения) будут отчаянно взывать к
Богу о милости и прекращении этих бессмысленных и неимоверно жестоких
страданий, говоря: ?Господи! Я уже столько отмучился за свои грехи!
Ну, неужели Тебе мало? Я полностью признаю свою вину и прошу только
одного ? уснуть навсегда?. И тогда, возможно, кое-кто из спасенных
подойдет ко Христу, наберется смелости и скажет: ?Извини, Господи, но
мне кажется, что он прав?. Но в лучшем случае в ответ на это он,
вероятно, услышит: ?Я бы и рад, да не могу ? душа-то бессмертная.
Ошибка творения?. Разумеется, подобное предположение нелепо и
немыслимо, так как Бог не может ошибаться.
Представьте себе на минуту, что этот погибший ? ваш сын или брат, ваша
мать или жена. Будет ли тогда для вас рай раем? Думаю, вряд ли, если
только ваша душа не очерствела от мысли о таком чудовищном
боге-садисте, который намеревается ВСЮ ВЕЧНОСТЬ истязать тех, кто не
смог или не захотел принять правильное решение. Такой бог слишком уж
сильно смахивает на сатану. Теперь становится понятным, почему самой
первой его ложью были слова ?нет, не умрете?. Это и было целью дьявола
? обмануть человека, внушив ему, что он способен жить независимо от
Бога, нарушая Его заповеди. И эту ложь он продолжает твердить на самый
разный манер (например, учение о переселении душ в восточных религиях,
учение о бессмертии души в христианстве). Позвольте проиллюстрировать
эти размышления примером. У одного человека была собака. И однажды
она, как в том детском стишке, не имеющем конца, съела без разрешения
кусок мяса. Тогда хозяин берет собаку, зажимает ее в тиски и начинает
ее за это бить. На следующий день он продолжает экзекуцию. И на
следующий также. И так продолжается неделю, месяц, год и т.д., изо дня
в день. Для разнообразия он также колет ее иглами, жжет огнем, морит
голодом. А для того, чтобы она не умерла, он вводит ей время от
времени питательные инъекции. Причем этот живодер уверен, что
поступает совершенно справедливо. И все только за то, что она имела
несчастье съесть тот злополучный кусок мяса! Естественно, в реальной
жизни такого никогда не произойдет. Потому что общество большей частью
состоит из нормальных людей, которые рано или поздно примут меры,
вплоть до изоляции садиста. Конечно, собака преступила запрет и должна
быть наказана. И нормальный человек в таком случае пару раз перетянет
животное по спине палкой, чтобы напомнить, что? можно делать, а чего
нельзя. Однако удивительный парадокс заключается в том, что в сознании
этих ?нормальных? людей, наряду со справедливым принципом соответствия
между преступлением и наказанием в земных вопросах, уживается идея о
мстительном и немилосердном боге, который мало чем отличается от этого
одержимого человека.
Что же говорит по этому вопросу Священное Писание? В Библии есть
множество текстов, говорящих о полном, окончательном и обязательном
уничтожении грешников. Ветхий завет: Пс.36:9,10,20,34-36; 91:8; 103:5;
Ис.1:28,31; 10:17; Иез.28:19; Авд.16,18,10 (в оригинале ?навеки?);
Мал.4:1. Причем это далеко не полный перечень. В Новом завете для
описания полного истребления и совершенной негодности чаще всего
используются два глагола и образованные от них прилагательные и
существительные (как в смысле физической гибели, так и ?вечной
погибели?):
1. apollymi ? губить, уничтожать, убивать, казнить; терять,
лишаться; пропадать, погибать, умирать; портиться (Мф.2:13; 22:7;
Лк.21:18; 17:27,29,33; Евр.1:11; Мф.10:39; 5:29; Лк.13:33; Ин.3:16;
10:28; 2Пет.3:6-9; Рим.2:12; Иуды 5,7,11 и др.).
2. ftheiro ? разрушать, уничтожать, губить; растлевать, развращать,
портить (Рим.1:23; 8:21; 1Кор.15:33,42,50,53,54; 2Пет.2:19,12
/используется трижды/ и др.).
Примечательно, что тленный человек противопоставляется нетленному
Богу. Нетрудно заметить, что оба слова характеризуют ЗАКОНЧЕННОСТЬ
ДЕЙСТВИЯ и неизбежность абсолютного исчезновения. Авторы Нового завета
не изобрели эти термины, но взяли уже существовавшие и использованные
в Септуагинте ? переводе Ветхого завета с еврейского языка на
греческий. Точно так же, как и их греческие эквиваленты, еврейские
слова никак не могут обозначать никогда не прекращающийся процесс.
Предвижу вопрос: но разве не говорится в Библии о ?вечных муках?,
?огне вечном?, ?дыме мучений во веки веков??. Конечно, говорится.
Однако мы не должны забывать, что всегда существует опасность
неправильно понять мысль автора из-за неточного (вольного) или,
наоборот, буквального перевода. Например, если буквально перевести
Втор.21:15, то вместо слова ?нелюбимая? будет стоять слово
?ненавистная?. Точно такие же проблемы возникают при переводе слова
?вечный? (евр. olam, греч. aionios). Греческое прилагательное
образовано от существительного aion ? век, время, вечность,
миропорядок. Согласно Библии, существуют два века: настоящий (сей)
лукавый (или злой) век, которому наступит конец (Мф.13:40), и будущий
(тот) век (Мк.10:30), в котором спасенные будут жить вечно. Поэтому
слово ?вечный? ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЭТОМУ ВЕКУ, ко всему, что в нем и, в
первую очередь, к князю века сего означает ?преходящий (1Кор.2:6),
временный, существующий доколе длится век? (Ин.8:35; 2Кор.4:18). А
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К Царству Божьему, или ВЕКУ ГРЯДУЩЕМУ, означает
?существующий всегда?, т.к. Сам Бог, Который его установит, существует
всегда (Лк.1:33). А огонь геенны находится как бы на границе между
нынешним и будущим веками и относится, с одной стороны, к нынешнему
временному царству сатаны, которое будет полностью уничтожено этим
огнем, а с другой стороны, к будущему Божьему суду над грехом
(Евр.6:2; Мк.3:29), который вечен не по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, а по
РЕЗУЛЬТАТАМ (2Фес.1:5,8,9). Интересно, что более точный перевод
Мк.3:29 звучит так: ??виновен в вечном грехе?. Естественно, сам грех
не продолжается вечно ? вечными являются результаты греха. В Мф.25:46
правильный перевод греческого слова kolasis ? НАКАЗАНИЕ (в синодальном
переводе ? мука). Это наказание вечное не по продолжительности, а по
результатам, т.е., оно будет иметь вечные последствия и будет длиться,
пока не будет удовлетворена справедливость Божия, требующая
определенного наказания в соответствии с величиной совершенного греха.
Комментарий