Михаил (FireGuard) как-то сказал: Икона становится иконой только после того как она "надписана".
По этому поводу мне вспомнились мои философские "измышления" молодости. Вот хочу поделиться.
1. Я не согласен с Михаилам. Икона с греч. - образ, внешний вид. Не более. А то о чем говорил Михаил, я толкую так: после надписания икона может использоваться в богослужении, т.е. становится канонической, богослужебной. Т.е. одобрена.
2. Проблема "иконы" тесно связана с т.н. проблемой "имяславия".
С философской (и не только) т.зр. - икона (образ) и слово (понятие) - всего лишь 2 различных способа "оформления" "содержания", или проявления (называния-призывания) сущности. Принципиальной разницы между проявлением через СЛОВО или ОБРАЗ - НЕТ. По канту-гегелю: слово, образ - это "вещь-для-нас", а "перво-образ", "суть" - это вещь-в-себе. Вопрос, который не смогли решить протестантские философы - об отношении "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас" (т.е. феномена, явления)....
-----
В чем смысл, сущность иконопочитания?
Высказываю свою (собственную) идею:
Иконопочитание возникло потому, что когда люди (первые христиане) стали изображать Христа, святых - они поняли, что их "рисунки" - это не просто рисунки, но призывание, называние перво-образа. И этот первообраз - неким образом связываетсся со своим eikon. Т.е. даже изображение (равно как и слова "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий") - призывала изображаемое (произносимое). Отсюда - запрет на изображения в ВЗ, и в Новозаветное время людям неумелым (e.g. детям) - запрещалии изображать Христа, ангелов - чтобы не происходило кощунства.
Т.о. Вопрос стоит не так: надо или не надо изображать?, а как относится к уже изображенному. "Не произноси имени Господа всуе" - вероятно имеет непосредственное отношение и к "образу". И имя и образ - призывают сущность. Поэтому отношение к тому и другому должно быть благоговейное.
И беда протестантизма заключается в том, что - изображать-то они изображают (на своих агитках) - но относятся к изображенному без должного благоговения. А наше иконопочитание основано на том, что изображаемое имеет РЕАЛЬНУЮ связь с изображенным, а не с тем, что НАДО "изображать и почитать"... Непонимание - именно в этом: существует ли связь образа и перво-образа, связь слова (e.g. "Господи") с самим называемым (Господом)...
----------
Извините за сумбур: отвык писать "философские" эссе
. Просто выразил идею... Кто хочет - поймет. Кто правильно поймет - может покритиковать... Кто неправильно поймет - покритикует и без разрешения
.
----
Но если моя идейка не соответствует православному пониманию - без проблем "выкину" ее на помойку...
По этому поводу мне вспомнились мои философские "измышления" молодости. Вот хочу поделиться.
1. Я не согласен с Михаилам. Икона с греч. - образ, внешний вид. Не более. А то о чем говорил Михаил, я толкую так: после надписания икона может использоваться в богослужении, т.е. становится канонической, богослужебной. Т.е. одобрена.
2. Проблема "иконы" тесно связана с т.н. проблемой "имяславия".
С философской (и не только) т.зр. - икона (образ) и слово (понятие) - всего лишь 2 различных способа "оформления" "содержания", или проявления (называния-призывания) сущности. Принципиальной разницы между проявлением через СЛОВО или ОБРАЗ - НЕТ. По канту-гегелю: слово, образ - это "вещь-для-нас", а "перво-образ", "суть" - это вещь-в-себе. Вопрос, который не смогли решить протестантские философы - об отношении "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас" (т.е. феномена, явления)....
-----
В чем смысл, сущность иконопочитания?
Высказываю свою (собственную) идею:
Иконопочитание возникло потому, что когда люди (первые христиане) стали изображать Христа, святых - они поняли, что их "рисунки" - это не просто рисунки, но призывание, называние перво-образа. И этот первообраз - неким образом связываетсся со своим eikon. Т.е. даже изображение (равно как и слова "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий") - призывала изображаемое (произносимое). Отсюда - запрет на изображения в ВЗ, и в Новозаветное время людям неумелым (e.g. детям) - запрещалии изображать Христа, ангелов - чтобы не происходило кощунства.
Т.о. Вопрос стоит не так: надо или не надо изображать?, а как относится к уже изображенному. "Не произноси имени Господа всуе" - вероятно имеет непосредственное отношение и к "образу". И имя и образ - призывают сущность. Поэтому отношение к тому и другому должно быть благоговейное.
И беда протестантизма заключается в том, что - изображать-то они изображают (на своих агитках) - но относятся к изображенному без должного благоговения. А наше иконопочитание основано на том, что изображаемое имеет РЕАЛЬНУЮ связь с изображенным, а не с тем, что НАДО "изображать и почитать"... Непонимание - именно в этом: существует ли связь образа и перво-образа, связь слова (e.g. "Господи") с самим называемым (Господом)...
----------
Извините за сумбур: отвык писать "философские" эссе


----
Но если моя идейка не соответствует православному пониманию - без проблем "выкину" ее на помойку...

Комментарий