Мне бы хотелось узнать мнение христиан о коллизиях между многочисленными научными доказательствами правоты теории эволюции Дарвина, и древности вселенной с библейским повествованием. А также как увязывают христиане, доказанный генетический факт, того, что все люди на земле НЕ являются потомками одного предка (Адама) с библейским рассказом? А потом я выскажу то, как ортодоксальный иудаизм, приверженцем которого я являюсь пытается ответить не все эти сложные и интересные вопросы.
Вера и эволюция
Свернуть
X
-
Мне бы хотелось узнать мнение христиан о коллизиях между многочисленными научными доказательствами правоты теории эволюции Дарвина, и древности вселенной с библейским повествованием. А также как увязывают христиане, доказанный генетический факт, того, что все люди на земле НЕ являются потомками одного предка (Адама) с библейским рассказом? А потом я выскажу то, как ортодоксальный иудаизм, приверженцем которого я являюсь пытается ответить не все эти сложные и интересные вопросы.
А если более конкретно, то из воды, пара
А про генетический факт не пришлось читатьУ меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14 -
Ну что ж... Начну пожалуй раз никто не хочет выступить вперёд и не рискует защитить свою веру. Помимо огромнейшего количества доказательств древности вселенной, которые никак не вписываются в библейское летоисчесление, и многочисленных доказательств истинности теории эволюции Дарвина, и мутаций видов, и постоянного усложнения более поздних видов, по сравнению с более ранними, есть, как я уже упомянул выше самая большая проблема - это отсутствие доказательства того, что человечество произошло от единого предка. Как же подойти к этой проблеме? Один из путей, это применение аллегорического способа трактовки всего начала Библии, в отличии от столь попуярного буквального понимания. Величайший средневековый раввин, философ и врач Маймонид так объяснял начало Торы: "...Тора (описывая события творения) говорит языком людей (т.е. сам текст зачастую не является отображением реальных с научной точки зрения хронологических событий творения и не является отражением временных рамок творения), но задача Торы это быть инструкцией для...народа", "Путеводитель для заблудших, 1:33. A вот, что пишет о первой главе Торы, в которой описывается творение мира, первый главный ашкеназский раввин подмандатной Палестины и основатель движения религиозного сионизма, раби Авраам Ицхак Кук: "Тора безусловно скрывает истинный смысл творения мира в аллегориях и метафорах, и многие знают, что вся история творения, описанная в Бытие это скрытая часть Торы, которую нельзя понимать буквально..." Игерет а-реия, письмо 91. Другой мудрец, известнейший раввин 20 века, Элияу Десслер так описывает урок истории творения: "Почему Тора описывает процес творения мира во временых рамках шести дней? Ответ таков: Тора хочет научить нас определённым духовным урокам, специально сжимая время и представляя его не так, как это знает наука". Михтав ми-Элияу, том 4, стр. 113. Из всего вышеупомянутого видно, что Тора описывая создания Богом мира, прежде всего хочет научить нас фундаментальным урокам духовности и практическим урокам управления энергиями, существующих как в нас самих, так и вне нас, в окружающем нас мире. Не нужно и нельзя, всегда воспринимать агадическую часть Торы, т.е. её описательную составляющую, не имеющую отношения к практическим заповедям, как четкое зеркальное отображение творения. Само творение, и в хронологическом, и во временном смыслах, было совсем иным, скорее всего именно таким, каким его описывает наука. Давайте постараемся вместе разобраться насколько это возможно в рамках этой книги в колосальных различиях между повествованием Торы и взглядом современной науки. Почти все читатели уверены в том, что Тора и наука несопостовимы, и взаимоисключают друг друга. Либо вера, либо знание, скажите вы. Не совсем так! Настоящее знание Торы ни коим образом не противоречит настоящей науке. Начнем с возраста вселенной. Наши форумчане наверняка уверены, что нашему миру согласно Торе и еврейскому календарю 5771 год. Как же можно состыковать 5771 год с многочесленными научными доказательствами того, что миру миллиарды лет, спросите вы? Давайте вместе проанализируем откуда вообще взялась эта цифра 5771 год и на чём она основана? Еврейский галахический календарь основан на книге Седер Олам Раба, написанной на иврите во 2-м века до нашей эры, и описывающей библейскую хронологию событий. Точно не известно кто её автор, но она приписывается перу талмудиста, известного раввина Йоси бен Халафты. Автор книги сложил вместе все известные годы жизни персонажей Библии, и подсчитав их пришёл к выводу, что миру именно столько лет, сколько описывает Тора, без учёта того, что Тора может иногда проспустить целые эпохи и эры, и не описывать всего того, что не нужно ей, для уроков человеку. И именно на этой буквальной хронологии Торы и основан современный отсчет лет. Сразу скажу, что очень многие еврейские мудрецы не соглашались и не соглашаюстя с такой буквальной и прямолинейной хронологией. Так к примеру, Рамбан в комментарии к Вавилонскому Талмуду, Иевамот 61а, и в комментариии на Пятикнижие Шмот, 12:40 и 12:42, пишет, что книга Седер Олам Раба не является точным источником хронологии, а настоящая хронология событий и возраст вселенной могут быть совершенно иными. Также считал величайший вавилонский мудрец Саадия Гаон, в книге Оцар а-Гаоним, милуим аль агада, стр. 65. Некоторые могут возразить и сказать, а как же простой, буквальный смысл Торы и её первой главы о творении мира? На самом деле, в трактовке Торы, буквальный смысл сохраняется всегда, за исключением лишь тех случаев, в которых это не возможно, т.к. противоречит разуму или объективным реалиям жизни. Тогда мы используем аллегорическую или этическую трактовку. Об этом написано много книг, в частности об этом писал раби Авиад Сар Шалом Басилиа, в книге Эмунат Хахамим, 23, стр. 48б. Также это обсуждается в книге Сифсей Хаим, Пиркей эмуна у бехира, том 2, стр. 266-267. Таким образом первая глава Библии является в основном эзотерическим текстом, который традиционно трактовался в широких кругах простого населения, как буквальная история творения, однако как мы увидем далее, таковым быть он быть мог. Задача Торы - была трансформировать примитивное общество египетских рабов идолопоклонников, кем в основной массе и были наши предки, выведенные Богом из Египта, в свободное, монотеистическое общество, живущее по законам Творца. Это была крайне сложная задача. Именно по этой причине Тора не обсуждает награду и наказание за грехи на том свете, а говорит о них только в контектсе нашего мира, т.к. древние евреи были слишком далеко от духовных миров, и понимали эти понятия только применительно к материальному миру. Одно из важнейших теологических посланий главы Бытия, это утверждение того, что у мира есть Творец, и что Он един и отрицание идолопоклонства, царствовавшего повсеместно в древнем мире. Вот что об этом пишет раби Ицхак Айзик Герцог, бывший главный раввин Израиля и Северной Ирландии: "Задачей Торы не является научить нас физике, астрономии, геологии, зоологии и биологии... Основная задача описания творения мира не в том, чтобы пролить свет на тайны науки, а в том, чтобы сообщить нам об органическом единстве и симметрии космоса", Талмуд как источник истории древней науки, Иудаизм: закон и этика, стр. 171. Известнейший средневековый раввин, учёный, философ, математик, астроном и комментатор Писания, раби Леви бен Гершом, известный по аббревиатуре Ралбаг, комментировал описание Библии творения так: "В соответствии с естественным порядком вещей творение светил должно было произойти в самом начале т.к. вначале были созданы небесные тела и светила, а лишь потом всё то, что от них зависит (травы, деревья, растения и т.д.). Однако, Тора расставляет всё это в обратном порядке. (По рассказу Торы в третий день Бог создал траву, растения и плодовые деревья, которые не могут существовать без солнца. А лишь в четвёртый день солнце и луну). Почему? Для того, чтобы никто (из древних людей) не ошибся и не сказал, что светила являются первопричиной. Рассказ же Торы, делает светила второстепенными, целенаправлено умаляя их значение. Именно поэтому, Тора вначале упоминает создание земли, а лишь потом создание светил". Ралбаг, Милхамот Хашем, 2:6:8. И таких примеров множество. Нельзя понимать буквально рассказ о творении, т.к. его основаня задача научить нас определённым теологическим законам, следуя которым, мы переходим на принципиально новый, высокий уровень развития."Но если не совершит всего того, что Мессия должен совершить, или был убит, то известно, что это не тот, о ком, обещала Тора..." Маймонид, Мишне Тора, книга Шофтим, законы царей и войн, 11:4.Комментарий
-
Что люди произошли не от одного предка мы уже уяснили и это подробно описано в Библии:
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.Быт.6:2
Кто эти сыны мы видим в Притчах Соломона:
веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими.Прит.8:31
Так, что не удивительно, что все произошли не только от Адама
Про Бытие теперь:
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.Быт.1:3 - вот создание Солнца.
Поэтому и пошёл отсчёт дней и было утро и вечер - день первый
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;Быт.1:14 - здесь показано воля создания звёзд и Луны
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,Прит.8:30 - затем премудрость рисует Луну и звёзды и все планеты
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.Быт.1:15 - здесь уже завершающий этап становления
И далее мы видим такое:
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;Быт.1:16 - перечисление всех светил, Солнце в 1:3 и звёзды, Луну и планеты в 1:15
До 1:15 в 4-ый день прямого указание на Солнце не было, так как оно было создано в 1:3, а всё остальное в 1:15 - поэтому 1:16 надо считать простым статистическим стихом перечисляющим все светила
з.ы. так, что на счёт происхождения всех людей только от Адама, это не правильная трактовка изначально и создание Солнца в 4-ый день тожеПоследний раз редактировалось kirbill; 28 November 2010, 01:03 AM.У меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14Комментарий
-
средневековый раввин, философ и врач Маймонид так объяснял начало Торы: "...Тора (описывая события творения) говорит языком людей (т.е. сам текст зачастую не является отображением реальных с научной точки зрения хронологических событий творения и не является отражением временных рамок творения), но задача Торы это быть инструкцией для...народа", "Путеводитель для заблудших,.
так что же тогда остается? "заблудитель по пути идущих"...
A вот, что пишет о первой главе Торы, в которой описывается творение мира, первый главный ашкеназский раввин подмандатной Палестины и основатель движения религиозного сионизма, раби Авраам Ицхак Кук: "Тора безусловно скрывает истинный смысл творения мира в аллегориях и метафорах, и многие знают, что вся история творения, описанная в Бытие это скрытая часть Торы, которую нельзя понимать буквально..."
а что если перефразировать: "тора ОТКРЫВАЕТ истинный смысл творения в аллегориях и метафорах"?
раввин 20 века, Элияу Десслер так описывает урок истории творения: "Почему Тора описывает процес творения мира во временых рамках шести дней? Ответ таков: Тора хочет научить нас определённым духовным урокам, специально сжимая время и представляя его не так, как это знает наука".в переводах писаний на множество языков мира это довольно часто значит и ГОД да и ВРЕМЯ вообще.. этимологически (насколько понимаю) это слово-понятие связано со "страда, горячая пора, жатва"
т е именно "период"
Тора описывая создания Богом мира, прежде всего хочет научить нас фундаментальным урокам духовности и практическим урокам управления энергиями, существующих как в нас самих, так и вне нас, в окружающем нас мире. Не нужно и нельзя, всегда воспринимать агадическую часть Торы, т.е. её описательную составляющую, не имеющую отношения к практическим заповедям, как четкое зеркальное отображение творения.
Само творение, и в хронологическом, и во временном смыслах, было совсем иным, скорее всего именно таким, каким его описывает наука.
Давайте вместе проанализируем откуда вообще взялась эта цифра 5771 год и на чём она основана? Сразу скажу, что очень многие еврейские мудрецы не соглашались и не соглашаюстя с такой буквальной и прямолинейной хронологией....христианство явление сложное и до конца не изученное...
...библия одна, но это никому не мешает...
...не уверен, что заблуждаюсь...
...бытует мнение...
...IMHO default...Комментарий
-
Мне бы хотелось узнать мнение христиан о коллизиях между многочисленными научными доказательствами правоты теории эволюции Дарвина, и древности вселенной с библейским повествованием. А также как увязывают христиане, доказанный генетический факт, того, что все люди на земле НЕ являются потомками одного предка (Адама) с библейским рассказом? А потом я выскажу то, как ортодоксальный иудаизм, приверженцем которого я являюсь пытается ответить не все эти сложные и интересные вопросы.Христос - наш Учитель.Комментарий
-
Мне бы хотелось узнать мнение христиан о коллизиях между многочисленными научными доказательствами правоты теории эволюции Дарвина, и древности вселенной с библейским повествованием. А также как увязывают христиане, доказанный генетический факт, того, что все люди на земле НЕ являются потомками одного предка (Адама) с библейским рассказом? А потом я выскажу то, как ортодоксальный иудаизм, приверженцем которого я являюсь пытается ответить не все эти сложные и интересные вопросы.
2. Можно договорится до того что Ной не является потомком Адама иже и с ним его три сына и шестнадцать внуков от которых пошло заселение нового мира.Последний раз редактировалось vit7; 28 November 2010, 02:26 AM.Комментарий
-
На мой взгляд многие из тех, кто называют себя "христианами" обращают внимание на частности, забывая о главном .
Совершенно понятно, что в повествовании о семи днях Творения не может быть и речи о буквальном сотворении в семь земных суток, потому как сутки отмеряются оборотами земли вокруг себя, а времена года зависят от обращения земли вокруг солнца. Многим людям древности это было хорошо известно ( Евдокс Книдский и Аристарх Самосский-- это лишь некоторые из примеров).
Ну а раз так, то как первые дни творения могли измеряться в земных сутках, когда солнца еще не существовало? Очевидно, речь идет о некоей возвышенной аллегории, призванной указать на дивный порядок во всем мироустройстве и этот порядок, этот вселенский Закон и есть главное в повествовании первых двух глав книги Бытие.
Именно поэтому есть все основания сомневаться, что человек был сотворен менее, чем за земные сутки и в том, что и эту историю следует понимать совсем буквально: вероятно, имеется ввиду куда более сложный процесс, который в проекции на нашу реальность занял не один миллион лет.
Но мудрый поймет, что здесь важен не точный временной промежуток "создания" человека, а то, что прародители в Раю вкусили плодов познания, после чего пришли в современное состояние.
Тот, кого эта поучительная история ничему не научила (а в этой истории, на самом деле,-- бездна мудрости, если присмотреться повнимательнее и подумать над ней), продолжит обращать внимание на частности и пытаться втиснуть бездну смыслов в узкие земные временные рамки, желая иметь "простой" рецепт всего и избавить себя от умственного труда и поиска мудрости.
Ваш покорный слуга, например, уже десять лет подряд постоянно перечитывает книгу Бытие (и именно ее), не переставая удивляться.Комментарий
-
Именно поэтому есть все основания сомневаться, что человек был сотворен менее, чем за земные сутки и в том, что и эту историю следует понимать совсем буквально: вероятно, имеется ввиду куда более сложный процесс, который в проекции на нашу реальность занял не один миллион лет.
А вы такой учёнай авторитетный?
з.ы. это Бог и раскрутить ему кучу пыли в мгновение ока для создания планеты как вам съесть пудингУ меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14Комментарий
-
Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,Прит.8:27У меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14Комментарий
-
Дожди из рыб и лягушек имеют вполне естественное объяснение. Пару раз дожди из лягушек проходили в Московской Области: просто ураганом лягушек из болот забирало.
Просто я не верю в басни некоторых "реформаторов", выбирающих наиболее примитивные толкования перевода толкования перевода текста Оригинала. :-/
Кроме того, солнце возникло раньше земли, многие из известных нам и видимых нами звезд-- гораздо раньше солнца
Однако же, если воспринимать Шестоднев буквально, получается нелепица: сначала возникает земля, потом возникает солнце и только потом-- звезды.
Отсюда вывод: шесть "дней" творения не следует понимать буквально как шесть временных промежутков по 24 часа каждый.
Вполне возможно, что действо происходит вообще в другой реальности, проецируемой на наш материальный мир.Комментарий
-
Комментарий
-
Я вам по-русски и написал, испарения в холодной точке под воздействием молнии, это тоже самое создание из атомов газа на поверхности пыли органических молекул.
Дожди из рыб и лягушек имеют вполне естественное объяснение. Пару раз дожди из лягушек проходили в Московской Области: просто ураганом лягушек из болот забирало.
За "китайскими монетками" и прочим "чем угодно"-- это к Саи Бабе-- он у нас по части "нечистых" материализаций. А Богу дешевыми эффектами заниматься незачем-- Он на выпендреж не разменивается.
Просто я не верю в басни некоторых "реформаторов", выбирающих наиболее примитивные толкования перевода толкования перевода текста Оригинала. :-/
И тем не менее, солнце и луна "созданы" на четвертый "день". Известный нам световой "день"-- это светлая часть суток, за которую земля освещается солнцем. Если повествование Шестоднева буквально, то как могли быть трое предыдущих суток длиной в известные нам 24 часа, когда ни солнца, ни земли еще не существовало?
Кроме того, солнце возникло раньше земли, многие из известных нам и видимых нами звезд-- гораздо раньше солнца
Однако же, если воспринимать Шестоднев буквально, получается нелепица: сначала возникает земля, потом возникает солнце и только потом-- звезды.
Отсюда вывод: шесть "дней" творения не следует понимать буквально как шесть временных промежутков по 24 часа каждый.
Вполне возможно, что действо происходит вообще в другой реальности, проецируемой на наш материальный мир.У меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14Комментарий
-
У меня две головы, одна у меня - у духа, а вторая у тела и я всегда делаю, что хочу я, дух!
В память об утраченном Давиде Шперлинге таки
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.Иер.3:18
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Иак.4:14Комментарий
Комментарий