Исторический Иоанн Креститель

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Батёк
    Ветеран

    • 13 October 2004
    • 13813

    #1

    Исторический Иоанн Креститель

    1. Кем был Иоанн?
    О жизни Иоанна, предшествующей его выходу на проповедь, мы практически ничего не знаем. Нехристианские источники об этом молчат, а из источников христианских мы располагаем лишь первыми двумя главами Евангелия от Луки. Повествования об Иоанне Крестителе такая же богословская и литературная стилизация, как и большая часть остального в этих главах. За отправную точку Лука взял ветхозаветный рассказ о рождении пророка Самуила, и Иоанн представлен как своего рода новый Самуил.
    Остановимся на нескольких деталях, которые могут быть достоверны. Прежде всего, Иоанн был единственным сыном одного из священников иерусалимского Храма. Это означает, что он и сам был священником: более того, от него ожидалось, что он пойдёт по стопам отца. Скорее всего, воспитывали его именно с учётом этого высокого предназначения. Однако мы видим, что уже во взрослом возрасте (после смерти Захарии?) Иоанн отказался от отведённой ему роли. Он порвал со своей средой (иерусалимским священством), а также предписанными ей ритуалами очищения от грехов. Безусловно, такое поведение было скандальным и означало глубокий разрыв с семейными традициями. Что привело Иоанна к этому разрыву, какие разочарования, какие новые знакомства или мистический опыт, мы не знаем. Евангелист Лука, склонный к сглаживанию острых углов, ничего об этом конфликте не упоминает.
    Некоторые исследователи пытаются найти ключ к биографии Иоанна в Лк 1:80: «Младенец (Иоанн) возрастал и укреплялся Духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1:80). Спрашивается, почему он был «в пустынях»? Не с юного ли возраста, если судить по формулировке этого стиха? Отсюда популярная некогда гипотеза, что Иоанн рано попал под влияние монашеской секты ессеев (возможно, даже воспитывался в их среде, если его родители рано умерли). Аргументы высказывались такие.
    Связь с пустыней. Если не считать, что Иоанн был в пустыне один, то может подразумеваться его связь с некой сектой пустынников. По сведениям Иосифа Флавия, ессеи усыновляли детей и наставляли их в своих обычаях («Иудейская война» 2.8.2). Если Лк 1:80 подразумевает, что Иоанн находился в пустыне с юности, то его воспитание у ессеев реальная возможность. Книг.Ист.Иисус
    Последний раз редактировалось Батёк; 21 July 2010, 11:19 AM.
    Христос - наш Учитель.
  • Браток
    Вне атеизма и религии

    • 17 April 2010
    • 5025

    #2
    Батёк
    Кем был Иоанн?
    А что - есть какая-то разница, кем он был? Что изменится от этого "знания"?
    Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Иоан.15:13)

    Комментарий

    • Батёк
      Ветеран

      • 13 October 2004
      • 13813

      #3
      Сообщение от Браток
      БатёкА что - есть какая-то разница, кем он был? Что изменится от этого "знания"?
      Конечно изменится - понимание того что Иоанн был безхрамовником хотя считай родился в Храме. Фарисеи наезжали на Иоанна именно из-за того что он был внесистемный пророк. Иудейская система убеждений требовала прямого соблюдения закона, а это значит что очиститься верующий мог только в Храме. Ответ на вопрос почему очищающиеся у Иоанна бежали от гнева Господнего из Иерусалима, а значит из своего Храма - может обьяснить что же такого не виданного предлагал Иоанн?
      Христос - наш Учитель.

      Комментарий

      • Haperski
        Ветеран

        • 12 December 2006
        • 1528

        #4
        Ваш интерес именно к Иоанну понятен, потому что почти во всех Ваших сообщениях видно пристрастие к аскезе, а Иоанн был радикальным аскетом, он ел только кузнечиков и дикий мед.

        Фарисеи наезжали на Иоанна именно из-за того что он был внесистемный пророк. Иудейская система убеждений требовала прямого соблюдения закона, а это значит что очиститься верующий мог только в Храме.
        Это верно.
        Ответ на вопрос почему очищающиеся у Иоанна бежали от гнева Господнего из Иерусалима, а значит из своего Храма - может обьяснить что же такого не виданного предлагал Иоанн?
        Думаю, люди уходили из храма к Иоанну по двум причинам.
        1) Ненависть к саддукеям, которые имели власть над храмом и при этом были дружбанами римлян, которые даже назначали главного саддукея первосвященника. Некоторым евреям трудно было считать святым местом храм, в котором первосвященник ставленник не Бога, а языческого завоевателя... Отсюда их богатство, они ведь были богатейшими людьми среди нищего народа, что так же никому не нравилось. Ходить в храм, который был просто бизнес проектом саддукеев, означало делать саддукеев еще богаче. Кроме того, не нужно забывать, что все прекрасно понимали, что саддукеи просто узурпировали власть, они не имели право быть священниками, потому что не были потомками Аарона.
        2) Иоанн не просто предлагать очищение как в храме, он предлагал эсхатологическое очищения, то есть очищения для вхождения в долгожданное Царство Мессии: «Он соберет пшеницу Свою в житницы».
        С точки зрения нравственности жизнь - война и служение высшему началу есть своего рода космический патриотизм, который тоже призывает на свою службу добровольцев. (Уильям Джемс)

        Комментарий

        • Батёк
          Ветеран

          • 13 October 2004
          • 13813

          #5
          Пристрастие к аскезе для семейного человека вряд ли приемлимо. А вот стремление к преисполнению святым духом во внутренней пустыне Христовой вполне обоснованно. И так вернёмся к нашим барашкам. К Иоану приходят фарисеи и предьявляют ему притензии что у него нет права очищать верующих. Так прямо и говорят: - Ты кто? Мессия? Иоанн отвечает нет я не Мессия - я глас вопиющего в пустыне. Т.е. предтеча. В современном понимании такие претензии можно предьявлять Малахову. Ты врачь чтобы лечить людей? Нет я не врачь. А почему лечишь?
          Христос - наш Учитель.

          Комментарий

          • Toivo
            Ветеран

            • 14 June 2009
            • 4994

            #6
            Сообщение от Батёк
            1. Кем был Иоанн?

            Остановимся на нескольких деталях, которые могут быть достоверны. Прежде всего, Иоанн был единственным сыном одного из священников иерусалимского Храма. Это означает, что он и сам был священником: более того, от него ожидалось, что он пойдёт по стопам отца.
            В Израиле не было такой традиции, что сын попа обязательно должен стать попом. Далеко не все дети священников шли по стопам отца, а ровно столько сколько было вакансий, по правилам Давида.

            Ср Деян.19:14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.



            Лк 1:80: «Младенец (Иоанн) возрастал и укреплялся Духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1:80). Спрашивается, почему он был «в пустынях»?

            Отсюда популярная некогда гипотеза, что Иоанн рано попал под влияние монашеской секты ессеев
            В "пустынях" живут не только ессеи. Вот Моисей жил в пустынях у Иофора, и Павел

            Гал 1:15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию,

            Просто Бог готовит своих деятелей на жатву в "пустынях", и не у сектантов или буддистов, а в среде верующих людей. Подальше от церковной клерикальной суеты. Есть смысл? Конечно.

            Кстати, Иисус тоже воспитывался в "пустынях", в Галиее языческой, а "бандитском" Назарете (Ср Ин 1:46), в "стране тени смертной". И рыбаки оттуда же - с берегов Галилейского моря.
            Последний раз редактировалось Toivo; 22 July 2010, 02:18 AM.

            Комментарий

            • Батёк
              Ветеран

              • 13 October 2004
              • 13813

              #7
              Сообщение от Toivo
              В Израиле не было такой традиции, что сын попа обязательно должен стать попом. Далеко не все дети священников шли по стопам отца, а ровно столько сколько было вакансий, по правилам Давида.

              Ср Деян.19:14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.



              В "пустынях" живут не только ессеи. Вот Моисей жил в пустынях у Иофора, и Павел

              Гал 1:15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию,

              Просто Бог готовит своих деятелей на жатву в "пустынях", и не у сектантов или буддистов, а в среде верующих людей. Подальше от церковной клерикальной суеты. Есть смысл? Конечно.

              Кстати, Иисус тоже воспитывался в "пустынях", в Галиее языческой, а "бандитском" Назарете (Ср Ин 1:46), в "стране тени смертной". И рыбаки оттуда же - с берегов Галилейского моря.
              Да... Разве может быть что доброго из Назарета?
              Христос - наш Учитель.

              Комментарий

              • Батёк
                Ветеран

                • 13 October 2004
                • 13813

                #8
                Сообщение от Браток
                БатёкА что - есть какая-то разница, кем он был? Что изменится от этого "знания"?
                Будут ещё мнения?
                Христос - наш Учитель.

                Комментарий

                Обработка...