Сдесь я изложил начало краткой статьи,продолжение можете прочитать в библиотеке форума в разделе Богословие
Прелюбодеяние и искажение Писания ,
Прелюбодействовать и блудодействовать" означает опрелюбодействовать и искажать Слово
- "adulterare et falsificare Verbum", что на русский язык буквально переводится именно так - "опрелюбодействовать и искажать Слово". И если выражение "искажать Слово" звучит вполне привычно для нашего уха, то вот употребление "опрелюбодействования" по отношению к текстам Священного Писания, которые первыми приходят на ум современному человеку, когда он слышит выражение "Божественное Слово", такое словосочетание звучит для него несколько дико. Оно представляется ему уж скорее некоей стилистической фигурой, употреблённой там для усиления общей экспрессии выражения, нежели каким-либо смысловым буквальным элементом. Поэтому при переводе на русский некоторые переводчики употребляют для перевода латинского "adulterare" русское "осквернять", которое им кажется более подходящей гиперболой для данного случая.
Но на самом деле, употребление здесь термина, буквально звучащего по русски именно как "опрелюбодействование" имеет колоссальное практическое значение. Ибо употребляемое в связке с ним "Слово", или же "Слово Божье" здесь означает отнюдь не писанные тексты, или же "Священное Писание", а несёт в себе совершенно иную смысловую нагрузку, которая хорошо раскрывается в следующей цитате:
Под прелюбодействованием в духовном смысле, разумеется опрелюбодействование доброго, принадлежащего Слову, и искажение истинного его; в высшем же смысле, под прелюбодействованием разумеется отвергать Божественное Господа и осквернять Слово
Здесь очень ясно показана связь между тем, что определяемо в мире природном как прелюбодеяние телесное, и тем, что определяемо как прелюбодействование духовное. Ибо оба этих вида прелюбодействования являются, на самом деле единым действием, единой сущностной конструкцией, связанной между собой, по соответствиям, таким же образом, каким духовное связано с материальным, или же душа связуема со своим телом. А именно - они являются проявлением одного и того же в различных раздельных степенях, где степень высшая, или же духовная проявляема в степени низшей, или же степени природной. Проявляема по соответствиям.
Божественное Наитие во вселенной нисходит по степеням которые, хотя между собою совершенно различны, как конечная цель, причина и следствие или же как предшествующее, последующее и последнее; но составляют, тем не менее единство, посредством Соответствий, ибо природное соответствует Духовному, также как и Небесному. (SS 5, 6, 7)
Это единство выражается в том, что там, где присутствует одна степень чего-либо, там же неизбежно присутствует и другая степень, хоть она может быть и сокрыта от глаз взирающего лишь на относящееся к одной из этих раздельных степеней. Как, скажем, видя проявления жизни телесной человека, наблюдатель в мире природном, мыслящий лишь по феноменам, наблюдаемым природными глазами, может и не догадываться о том, что все эти проявления есть лишь отражениями, по соответствиям, действия духовного человеческой души, пребывающей в мире духовном. И, тем не менее, существование природных проявлений невозможно без соответствующих им причин духовных, и они есть для этих причин содержащими и заключающими сосудами, через которые те существуют. С другой стороны, дух наблюдающий духа в мире духовном может и не догадываться о том, что всё, что он видит имеет непосредственное отражение, по соответствиям, в мире природном, или же в каком-либо человеке-восприемнике, и что более того - без наличия такого восприемника, или человека, ассоциированного с этим духом, собственное существование этого духа было бы практически невозможным. Ибо:
Так как Божественное наитие не останавливается на середине, а идет до своих последних степеней, и так как среднюю степень, через которую оно проходит, составляют ангельские небеса, а последнюю - человек, и вообще ничего не существует бессвязного, то связь и соединение небес с родом человеческим таковы, что одно существует другим и ... род человеческий без небес был бы то же, что цепь без прицепу, а небеса без рода человеческого - то же, что дом без основания.
По этой-то причине прелюбодеяние природное и прелюбодеяние духовное представляют собой единый феномен существования, и опрелюбодействование Слова существует в прелюбодеянии телесном, как душа в своём теле, и одного без другого существовать попросту не может. И где есть дух прелюбодеяния, там всегда присутствует и его телесное, пусть и не всегда актуально, а лишь в потенции; и там где есть телесное деяние, там всегда присутствует и действующий в нём дьявольский дух опрелюбодействования Божественного Слова, хотя это и не всегда очевидно для очей природных.
Прелюбодеяние и искажение Писания ,
Прелюбодействовать и блудодействовать" означает опрелюбодействовать и искажать Слово
- "adulterare et falsificare Verbum", что на русский язык буквально переводится именно так - "опрелюбодействовать и искажать Слово". И если выражение "искажать Слово" звучит вполне привычно для нашего уха, то вот употребление "опрелюбодействования" по отношению к текстам Священного Писания, которые первыми приходят на ум современному человеку, когда он слышит выражение "Божественное Слово", такое словосочетание звучит для него несколько дико. Оно представляется ему уж скорее некоей стилистической фигурой, употреблённой там для усиления общей экспрессии выражения, нежели каким-либо смысловым буквальным элементом. Поэтому при переводе на русский некоторые переводчики употребляют для перевода латинского "adulterare" русское "осквернять", которое им кажется более подходящей гиперболой для данного случая.
Но на самом деле, употребление здесь термина, буквально звучащего по русски именно как "опрелюбодействование" имеет колоссальное практическое значение. Ибо употребляемое в связке с ним "Слово", или же "Слово Божье" здесь означает отнюдь не писанные тексты, или же "Священное Писание", а несёт в себе совершенно иную смысловую нагрузку, которая хорошо раскрывается в следующей цитате:
Под прелюбодействованием в духовном смысле, разумеется опрелюбодействование доброго, принадлежащего Слову, и искажение истинного его; в высшем же смысле, под прелюбодействованием разумеется отвергать Божественное Господа и осквернять Слово
Здесь очень ясно показана связь между тем, что определяемо в мире природном как прелюбодеяние телесное, и тем, что определяемо как прелюбодействование духовное. Ибо оба этих вида прелюбодействования являются, на самом деле единым действием, единой сущностной конструкцией, связанной между собой, по соответствиям, таким же образом, каким духовное связано с материальным, или же душа связуема со своим телом. А именно - они являются проявлением одного и того же в различных раздельных степенях, где степень высшая, или же духовная проявляема в степени низшей, или же степени природной. Проявляема по соответствиям.
Божественное Наитие во вселенной нисходит по степеням которые, хотя между собою совершенно различны, как конечная цель, причина и следствие или же как предшествующее, последующее и последнее; но составляют, тем не менее единство, посредством Соответствий, ибо природное соответствует Духовному, также как и Небесному. (SS 5, 6, 7)
Это единство выражается в том, что там, где присутствует одна степень чего-либо, там же неизбежно присутствует и другая степень, хоть она может быть и сокрыта от глаз взирающего лишь на относящееся к одной из этих раздельных степеней. Как, скажем, видя проявления жизни телесной человека, наблюдатель в мире природном, мыслящий лишь по феноменам, наблюдаемым природными глазами, может и не догадываться о том, что все эти проявления есть лишь отражениями, по соответствиям, действия духовного человеческой души, пребывающей в мире духовном. И, тем не менее, существование природных проявлений невозможно без соответствующих им причин духовных, и они есть для этих причин содержащими и заключающими сосудами, через которые те существуют. С другой стороны, дух наблюдающий духа в мире духовном может и не догадываться о том, что всё, что он видит имеет непосредственное отражение, по соответствиям, в мире природном, или же в каком-либо человеке-восприемнике, и что более того - без наличия такого восприемника, или человека, ассоциированного с этим духом, собственное существование этого духа было бы практически невозможным. Ибо:
Так как Божественное наитие не останавливается на середине, а идет до своих последних степеней, и так как среднюю степень, через которую оно проходит, составляют ангельские небеса, а последнюю - человек, и вообще ничего не существует бессвязного, то связь и соединение небес с родом человеческим таковы, что одно существует другим и ... род человеческий без небес был бы то же, что цепь без прицепу, а небеса без рода человеческого - то же, что дом без основания.
По этой-то причине прелюбодеяние природное и прелюбодеяние духовное представляют собой единый феномен существования, и опрелюбодействование Слова существует в прелюбодеянии телесном, как душа в своём теле, и одного без другого существовать попросту не может. И где есть дух прелюбодеяния, там всегда присутствует и его телесное, пусть и не всегда актуально, а лишь в потенции; и там где есть телесное деяние, там всегда присутствует и действующий в нём дьявольский дух опрелюбодействования Божественного Слова, хотя это и не всегда очевидно для очей природных.
Комментарий