Читаю сейчас известно историка античной философии Пьера Адо. В детстве и юности он воспитывался в католической семинарии, стал священником, но потом оставил Церковь. В своих автобиографических заметках в качестве причины он называет "христанский сюрнатурализм".
Что это такое? "Под "сюрнатурализмом" я понимаю идею, под влиянием которой можно изменить свое поведение главным образом не-естественными способами, а противостоять всем ситуациям помогает слепое доверие всемогуществу милости (благодати)". И на следующей странице: "На самом деле "сюрнатурализм" основан, по теологии томизма и, может быть, еще шире, во всей христианской теологии, на следующей идее: начиная с Откровения и Искупления не существует естественной морали... Рассуждают так: важна только вера в Бога, и не имеет значения то, что челове остается греховным. Отец Анри иногда мне цитировал с больши одобрением следующую формулировку Лютера: "Продолжай грешить, но веруй еще более". (Адо П. Философия как способ жить. Челябинск, 2010. С. 54.).
Так существует или нет автономная этика? Может ли человек совершать этически благие поступки без благодати. Меня, если честно, всегда смущала формулировка Достоевского: "Что если Бога нет, то все позволено". Но это как раз тот пункт, на котором сходятся все христианские деноминации или нет?
Что это такое? "Под "сюрнатурализмом" я понимаю идею, под влиянием которой можно изменить свое поведение главным образом не-естественными способами, а противостоять всем ситуациям помогает слепое доверие всемогуществу милости (благодати)". И на следующей странице: "На самом деле "сюрнатурализм" основан, по теологии томизма и, может быть, еще шире, во всей христианской теологии, на следующей идее: начиная с Откровения и Искупления не существует естественной морали... Рассуждают так: важна только вера в Бога, и не имеет значения то, что челове остается греховным. Отец Анри иногда мне цитировал с больши одобрением следующую формулировку Лютера: "Продолжай грешить, но веруй еще более". (Адо П. Философия как способ жить. Челябинск, 2010. С. 54.).
Так существует или нет автономная этика? Может ли человек совершать этически благие поступки без благодати. Меня, если честно, всегда смущала формулировка Достоевского: "Что если Бога нет, то все позволено". Но это как раз тот пункт, на котором сходятся все христианские деноминации или нет?
Комментарий