
Это - запись ученика 4-го класса на первом уроке ОПК. Я хорошо знаю семью этого ученика, все в ней к религии всегда относились как к чему-то не из их жизни. Атеистами их тоже нельзя назвать, у них просто нет НИКАКОГО отношения к Богу. Первый урок ОПК - это практически первое в жизни моего знакомого соприкосновение с религией. Оно произошло в школе. Это - обязательный предмет школьной программы, вскоре ему придётся отвечать учителю на вопросы, писать контрольные и получать оценки.
Я знаю, что многие считают это правильным. Именно к Вам у меня есть несколько вопросов:
согласны ли Вы с утверждением «культура это знания»?
верно ли, что православная культура - это знания о деятельности живших когда-то православных верующих?
следует ли из записанных учеником слов учителя, что человек, не обладающий этими знаниями, - некультурный?
является ли знание ОПК необходимым и достаточным условием для того, чтобы считаться культурным?
сколько человек в России можно назвать культурными, исходя из этого критерия?
сколько учителей в России можно назвать культурными? культурные ли люди будут учить наших детей?
можете ли Вы что-либо сказать о культуре учителя по этой записи?
насколько православные верующие знакомы с судьбами своих единоверцев прошлых веков?
были ли культурными граждане СССР? культурны ли родители этого ученика, другие его родственники?
что такое «православная культура других народов мира»?
имеют ли какое-либо отношение к культуре другие направления христианства, кроме ортодоксального? есть ли в культуре место для иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и других религих?
можно ли считать культурными жителей западной Европы, США, Японии, Китая и т.д.?
Далее. У нас в городе, кроме надиктованных учителем храмов, есть ещё синагога, костёл, мечеть, четыре дома собраний Церкви христиан адвентистов седьмого дня, два дома собраний Церкви евангельских христиан-баптистов, зал царств Свидетелей Иеговы и мн. др. В силу разных причин многие православные храмы находятся в плачевном состоянии и представляют собой удручающее зрелище. Храмы других христианских общин, как правило, выглядят вполне респектабельно. В основном они построены недавно самими верующими. Вокруг них как минимум чисто, власти почему-то с особым пристрастием заставляют «нетрадиционных» верующих выкладывать тротуарную плитку, ухаживать за газонами, следить за освещением и прочим образом облагораживать «прилегающую территорию». Есть у нас и храм Православной Церкви Божией Матери «Державная». В связи с чем:
как ученик 4-го класса должен отличать православные храмы от остальных? должен ли он уже на первом занятии вникнуть в особенности храмовой архитектуры, детально изучить христианскую символику? может, следует судить по манерам поведения, традициям, обрядам верующих разных религий?
может быть, ученик должен заучить список православных храмов наизусть?
какие храмы должны входить в этот список: только Русской Православной Церкви или всех православных церквей, действующих на территории России?
какую оценку должен будет поставить учитель ученику, если он в контрольной работе укажет храмы, не принадлежащие РПЦ?
что должен ответить учитель на вопрос, почему храм, который ученик видит из окна своего дома, не внесён в список?
что ученик будет думать о храмах, оставшихся вне списка и вне культуры?
что ученик должен думать о своих друзьях, посещающих со своими родителями эти храмы?
Буду очень признателен за краткие ответы в стиле: «да», «нет», «все», «никто», «затрудняюсь ответить», «знаю, но не скажу». Спасибо! Игорь.
Комментарий