Апостол Руси

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • tabo
    Ветеран

    • 12 November 2007
    • 16147

    #1

    Апостол Руси




    Апостолом Руси и вообще северных земель мы традиционно считаем Андрея, одного из двенадцати апостолов, брата Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его церковная память 13 декабря по новому стилю (30 ноября по старому), а также 13 июля (30 июня по ст. ст.), в праздник Собора 12-ти апостолов.

    Греческое имя апостола (еврейское неизвестно) переводится как "мужественный", "храбрый". Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причем, его призвание одним из первых (Мф 4:18) или даже первым (ранее брата, Ин 1:3542), обеспечило ему имя "Первозванный" (по гречески Протоклетос). Последнее упоминание об Андрее Первозванном в Новом Завете в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:2034). По древнецерковному преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли ("Скифию") и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, Андрей Первозванный был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.

    Честная глава и частицы креста ап. Андрея хранятся в Патрах, в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница ап. Андрея с 1644 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.


    Апостол Византии и Руси

    Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой церковной политики. Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим кафедра ап. Петра, Александрия кафедра ап. Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, стал Новым Римом (Константинополем), столицей Римской империи (330 г.) и центром Восточного Христианства (позднее Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (Дело в том, что Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, бывшей сначала второй по чести кафедрой в христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в позднейшем Константинополе и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».

    Когда же в зону византийского Православия вошла Русь (позднее ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» была внесена киевская «Легенда об Андрее», заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева.

    «И сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу». Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем рассказал, придя в Рим.

    "Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XIначало XII века. М., 1978, с. 27, пер. Д. С. Лихачева). Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.

    Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, а в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди Андрея Первозванного и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 г. на этом месте возвели каменный храм во имя ап. Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

    В конце XI в. появляется первый храм во имя ап. Андрея Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении ап. Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (15601563), Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (Константинополь, который появился лишь через три столетия после ап. Андрея) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жезле ап. Андрея из с. Грузина подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 15261542 гг. архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозван¬ному «и о монастыре, рекомом Грузино».


    с. Грузино Новгородского уезда Собор св. ап. Андрея Первозванного 1805 г. Фото ок. 1908 г.



    Позднее село Грузино было подарено имп. Павлом I (17961801) известному временщику графу Ал. Ан. Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье. Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» ап. Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время деревня Грузино, в 10 км от ж/д ст. Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)

    Во 2-й половине XVII в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме», где говорится о посещении Андреем Первозванным и Валаамского архипелага. Таким образом, начальное киевское сказание о путешествии ап. Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Поэтому при Иване Грозном апостола стали воспринимать уже как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). В императорской России Андрей Первозванный стал небесным покровителем державы и даже патроном военно-морского флота; с тех пор андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).

    Происходит вполне понятное развитие этой легенды, и современные валаамские монахи-мифотворцы «ничтоже сумняшеся» показывают восхищенным простодушным паломникам «камень апостола Андрея». Вероятно, «логика» легенды вскоре заставит ап. Андрея отплыть на Соловки (чем эта славная обитель хуже Валаамской?!), а затем сделает его полярным исследователем.

    Кроме России, святого Андрея Первозванного считает своим апостолом и покровителем Шотландия; на флаге этой страны присутствует и Андреевский крест.

    Ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.


    Орден св. Андрея Первозванного


    Именем Андрея Первозванного назван также учрежденный Петром I в 1698 г. Андреевский орден первый и высший орден Российской империи (до 1917 г.). Первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина. Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника. Имп. Павел I стал награждать светскими орденами российское духовенство, и первыми духовными лицами, причисленными к ордену Андрея Первозванного, стали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (17751801) и митрополит Московский Платон (Левшин) (17751812). За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков. Девиз ордена «За веру и верность». Знак ордена косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте изображение распятого ап. Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae «Святой Андрей, Покровитель России»).

    Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплен знак ордена Андрея Первозванного.

    Первыми кавалерами восстановленного в 1998 г. ордена апостола Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

    Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учрежденный Определением Священного Синода 28 декабря 1988 г. в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Состоит из овального знака с изображением в рост ап. Андрея, держащего в руке большой четырехконечный крест, и восьмиконечной алмазной звезды с вензелем С. А. и надписью по окружности: «Аз есмь свет миру».



    Лит.: Мюллер Л. Древнерусское Сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники: Сб. статей 1973 г. М., 1974, с. 48-63; Понырко Н. В., Панченко А. М. Апокрифы о Андрее Первозванном // Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. I. М., 1987, с. 49-54; Робинсон А. Н. «Маршрут» апостола Андрея // Страницы: Журнал Библейско-Богословского ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 2, с. 57-74; Бурков В. Г. Орден Андрея Первозванного // София. Новгород, 1997. № 4, с. 36-37; Бурков В. Г. Возрождение первого российского ордена // София. Новгород, 1999. № 2, с. 34-35; Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II, с. 370-377, 399-409 (статьи с подробными библиографическими указаниями).
  • tabo
    Ветеран

    • 12 November 2007
    • 16147

    #2
    и даже список литературы ))говорит об Истинности данного послания ))) Апостол Руси Андрей Первозванный.

    Комментарий

    Обработка...