Заметка верующим

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Hollander
    Участник

    • 14 February 2009
    • 13

    #1

    Заметка верующим

    Ангелы и демоны

    Существа, которых мы называем "ангелами", "архангелами", "серафимами",
    образуют ли они особую категорию отличную по природе от всех прочих духов?
    - "Нет, это просто чистые духи, собственно духи: те, что достигли высшей
    степени развития и соединяют в себе все совершенства."
    Примечание. Слово "ангел" обыкновенно связано с идеей нравственного
    совершенства; однако зачастую его применяют безотносительно ко всем благим и
    дурным существам, находящимся за пределами человечества. Так, говорят: "светлый
    ангел" и "тёмный ангел", "ангел света" и "ангел тьмы"; в таком случае "ангел"
    есть просто синоним "духа" или "гения". Мы употребляем здесь слово это в его
    положительном значении.
    Существуют ли демоны в том смысле, какой сейчас придаётся этому слову?
    - "Если бы демоны существовали, то они были бы созданьями Божьими, и разве
    был бы тогда Бог справедлив и благ, коль создал существа несчастные и навечно
    ввергнутые во зло? Сам подумай какой смысл создавать существ навечно злых?
    Примечание. Слово демон воплотило в себе идею злого духа лишь в современном
    своём звучании, ибо греческое слово "даймон" означает попросту дух, гений, ум, и
    оно называет все внетелесные существа - как плохие, так и хорошие - без
    различия.
    Демоны, согласно современному значению слова, являются существами до
    крайности зловредными; однако если бы они существовали в действительности, то
    оказались бы, как и всё сущее, созданиями Божьими; но Бог, безраздельно благой и
    справедливый, не мог бы создать существ, заранее предназначенных злу их
    собственною природой и осуждённых на целую вечность: в противном случае Он не
    был бы справедлив и благ. Если же они не суть создания Бога, то тогда они
    должны, как и Он сам, существовать от веку, а значит, верховных сил оказалось бы
    несколько, что есть нелепость.
    Первое условие всякого учения - это логичность; между тем, учение о демонах,
    в абсолютном смысле, грешит именно против этого условия. То, что существование
    демонов признаётся в религии отсталых народов, которые, не зная свойств Бога,
    допускают существование божеств зловредных, это ещё можно понять; но нельзя
    понять того, что люди, считающие доброту главнейшим свойством Бога, Его
    важнейшим атрибутом, могут предполагать, будто Он создал существа, коснеющие во
    зле и предназначенные творить его целую вечность, ибо это означало бы отрицать
    доброту Его. Сторонники "теории" демонов опираются на слова Христа; не нам,
    естественно, оспаривать авторитет его учения, каковое бы мы желали видеть более
    в сердцах людей, а не у них на языке; но вполне ли опирающиеся на слова его
    уверены в том, что они верно понимают смысл, коий Христос вкладывал в слово
    "демон"? Известно ли им, что аллегоричность формы является одной из
    отличительных черт его речи, и всё ли, что сказано в "Евангелии", следует
    понимать буквально? В доказательство можно привести хотя бы следующий пассаж?
    - "Но в дни те, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света
    своего; и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Истинно говорю
    вам: не прейдёт род сей, как всё это будет." Разве не видели мы, как форма
    библейского текста противоречит науке в том, что касается сотворения и развития
    Земли? Разве не может быть того же и с некоторыми выражениями, употреблёнными
    Христом, который должен был говорить согласно обычаям тех времён и мест? Христос
    не мог сказать вещи заведомо ложной; и если в его словах есть нечто, что явно
    противоречит рассудку, то это значит лишь, что мы не понимаем слов его или что
    мы неверно понимаем их.
    С демонами люди обошлись так же, как поступили они и с ангелами: подобно
    тому как они верили в существа от вечности совершенные, так точно и низших духов
    они приняли за существ навечно плохих. Под словом "демон" должны, таким образом,
    разуметься духи нечистые, кои зачастую стоят не больше тех, что обозначены под
    именем демонов, но с тою, однако, существенной разницей, что это состояние их
    всего лишь переходно. Се суть духи несовершенные, ропщущие на испытанья, каковые
    они претерпевают, и кои из-за этого подвергаются им дольше, чем следовало бы, но
    которые, в свою очередь, достигнут совершенства, когда к тому будет их воля. Так
    что можно было бы принять слово "демон" в этом его значении; но поскольку теперь
    его понимают в одном только исключительном смысле, то оно смогло бы ввести в
    заблужденье, заставляя верить в существованье особых существ, созданных для зла.
    Что до Сатаны, то это, бесспорно, аллегорический образ, созданный для того,
    чтобы олицетворить зло, и он не более как символ, ибо нельзя и помыслить, чтобы
    было злое существо, на равных борющееся с самим Богом и единственным занятием
    коего было бы расстраивать божественные замыслы. Поскольку для того, чтобы
    поразить воображение, человеку необходимы образы и символы, то он и обрисовал
    развоплощённых существ в матерьяльной форме с теми атрибутами, кои напоминают
    ему их достоинства и недостатки. Так, например, древние, желая олицетворить
    время, изображали его в образе старика с серпом и песочными часами: образ
    молодого человека был бы здесь бессмыслицей; то же самое и с аллегориями судьбы,
    правды, справедливости и т.п. Христиане изобразили ангелов, или чистых духов, в
    виде лучезарной фигуры с белыми крыльями, эмблемой чистоты; Сатану же - с
    рогами, копытами и прочими признаками звериности, символами низких страстей. Но
    профан, всё понимающий буквально, узрел в этих символах реального индивида, как
    некогда он видел Сатурна в аллегории времени.

    Дух, при сотворении его, не хорош и не плох, он просто нейтрален, но имеет в
    равной мере вкусы и склонности и к добру, и ко злу. Сразу по сотворении своём он
    оказывается перед выбором, стоит как бы на распутье: куда пойти? Отдавшись во
    власть одних влечений, он пойдёт по пути добра, поддавшись другим, он вступит на
    путь зла. Этот первоначальный выбор в значительной мере определяет его
    дальнейшую участь: приближает его к совершенству, если он пойдёт в его сторону,
    или отдаляет его от него, если он пойдёт соответственно в сторону, ему
    противоположную. Но это, разумеется, не более чем упрощённая схема, в
    действительности же чаще всего бывает сложное переплетенье этих путей и
    значимость свершений, ценность каждого определяется по равнодействующей.
    Греческое слово daimon изначально имело нейтральное значение, обозначая духа
    вообще. Впоследствие с распространением христианства это слово приобрело
    отрицательный оттенок, равно как и другие атрибуты языческих верований.
    Изображение дьявола с рогами и копытами восходит к образу греческого бога Пана,
    покровителя полей и лесов, тогда как образ ангела - мальчика с крылышками -
    очень напоминает бога любви Эрота, т.е. того же Амура-Купидона римской
    мифологии.
    Аврора, богиня утренней зари, мыслилась древним в виде молодой красивой
    женщины. В поэтическом языке такое восприятие дожило и до наших дней, но вряд ли
    кто сегодня станет полагать, будто заря - это некая привлекательная молодая
    дама, пробуждающаяся ото сна. Представлять сегодня зло в облике Сатаны ничуть не
    более разумно, чем увязывать все трудности сексуальной проблемы с шалостями
    мальчика Купидона, целящегося в людей из своего лука.
    Вообще автор затрагивает здесь один из самых болезненных для современного
    христианства вопросов. Стремление христианского сознания осмыслить зло в образе
    Сатаны по существу столь же ценно, как попытки фольклорно-поэтического сознания
    представить смерть в облике скелета, вооружённого косой. В обоих случаях
    сознание применяет один и тот же приём, в обоих случаях полученная картина и
    вытекающие из неё выводы смехотворно далеки от действительности. В обоих случаях
    практика противодействия осмысляемым таким способом явлениям оказывается
    чудовищно, гротескно нелепой. Человека, который бы вздумал на полном серьёзе
    понимать проблему смерти указанным способом, общество признало бы психопатом, и
    правильно бы сделало. Но почтенного облика седогривых и долгобородых мужей в
    клобуках и рясах, твердящих по сути дела ту же околёсицу, оно психопатами не
    считает и относится к ним сравнительно толерантно.
  • ahmed ermonov
    Ищущий ищущих Бога!

    • 12 September 2003
    • 8625

    #2
    Ваши рассуждения годятся, разве, для "образумления" тех, кто слишком увлечен этими словами и понятими.
    Но, при основательном рассмотрении они лопаются, как мыльные пузырки
    Кто сотворил Каина- первого человеко-убийцу? Бог! Если не Бог, то кто? Если идти по вашем утверждениям, то Бог никак не мог сотворить Каина. Так чем Каин был обречен на жалкую жизнь? Своим хотением и стремлением. Так и духовными сущностями, которых мы называем ангелами или духами. Сатана самое настоящее творенье Бога и он проклят. Почему? Потому что возгордился и тем самим противостал истине. Так сатана стал божеством зла? Никак! Сатана стал сосудом для зла. Мы в познавательном мире и здесь мы познаем не только добро, но и зло. Чтобы познавать зло, нам нужны примеры зла и проч...
    А насчет аллегоричности утверждений Христа о переходе небесных светил и звезд, вы поторопились. Бог сотворил этот мир из ничего, по Своему слову "Будь!". Также Он может перестроить его. Сделать его без всяких звезд и солнца. И никаких последствий от этого для Него не будет и не трудно Ему это сделать
    Мир вам!

    Комментарий

    Обработка...